А попущено всё это разорение было за беззаконие, которое до революции уже проникало в сами же церковные круги.
Верным тогда мученичество было дано, чтобы Господа прославить и очистить себя. Также уже и в наши годы, особенно после 1980-го, когда в Россию на Олимпиаду языческий огонь привозили и все поклонялись ему, верующим во очищение было попущено много мученических кончин. Теперь уже в основном не от гонений и расправ, а по болезням, – многие крест раковых заболеваний понесли.
А как монастыри да храмы стали открываться, то уже самой службой всё очищалось. Потому как если Литургия совершается, то всё вокруг уже освящается: и место это, и люди, служащие, молящиеся за богослужением и даже просто живущие там. Помните, в житии преподобного Петра Афонского есть эпизод, когда он только-только еще первым пришел на Афон, а там всюду идолища, капища и, соответственно, полчища бесов. Как его бесы оттуда гнали! А он возьми да исповедуй:
– Хорошо, я уйду, но только если мне скажет Божия Матерь, – Она здесь Хозяйка!
Бесов вмиг не стало! Не потерпели самого имени Пресвятой. А как уж первая Литургия там была отслужена, так и вовсе пространство для них недоступным оказалось. Жжет их святыня. Вот что значит – служить Литургию! Бесы трепещут Жертвы Бескровной. Таинства, сказано, будут совершаться до скончания века. Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее. А раз так, то и святых она рождать будет.
Надо быть очень внимательными к словам…
В монастырь по-разному люди приходят. Очень важно благословение родителей. Известен такой случай. Один диакон решил пойти в монастырь спасаться. Матери говорит:
– Мама, благослови меня пойти в монастырь!
|
А она:
– Нет. Когда умру, тогда пойдешь.
– Да кому я там буду потом нужен? Сам состарюсь. Как в акафисте преподобному Серафиму Саровскому сказано: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев...» Хочешь не хочешь ты благословлять, а я все-таки пойду!
Пришел в монастырь и стал там жить. Его рукоположили в диакона. Не так уж много он прослужил и скончался. Потом часто после Всенощного бдения он стал являться в храме на солею. Откинет орарь и поет:
– Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих...
А оставшиеся слова: пути моя направи, молюся, – не договаривал.
Это видение постоянно повторялось после службы первого часа. Обратились к архиерею. Он приехал, отслужил службу, увидел всё своими глазами... Встал рядом с диаконом и допел оставшуюся часть этого ирмоса. Потом спросил:
– Где он похоронен?
Ему показали.
– Вскройте могилу.
Вскрыли. А он лежит там, как сейчас положенный, никакое тление его не коснулось.
– Где его личное дело? – спрашивает архиерей.
Принесли. Открывает, посмотрел. Стали искать: может, у него кто из родных еще живой остался? А его мать уже была древней бабкой, но еще жила...
– Это ваш сын? – спрашивает у нее владыка.
– Да, мой, – подтверждает.
– Почему с ним такая история произошла? – и рассказывает, что и как. – Вы его благословляли на монашество?
Она и призналась, что когда он хотел уйти, она ему сказала, что после моей смерти пойдешь в монахи, а он ее не послушался и ушел...
|
– Так что вместо благословения я ему проклятие произнесла...
Это и мешало его душе даже посмертно. Поэтому надо быть очень внимательными к словам, – разбрасываться ими нельзя.
Жить по благословению
Монашество – это бескровное мученичество. После тех многих тяжких грехов, которые как при нынешней вседозволенности, так и при советской безбожной власти еще в норму вводились, – те же аборты! – иным подготовить себя к вечности можно только мученичеством. Или бескровным – монашество, а то и аварию какую-то Господь попустить может. Сказано же: все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52). Каяться надо, а там уж как Господь устроит, – на милость Его полагаться, нам Его суды неведомы: кого Он каким путем ко спасению поведет...
Но самочиния не должно быть никакого. Найти себе духовника – и слушаться, что он тебе скажет, как благословит. Господь умудряет пастырей.
Во времена святителя Иоанна Златоуста, когда был период гонений, один христианин выпрашивал у своего духовного отца себе благословения на мученический подвиг, а старец его не благословлял:
– Не надо!
А тот все-таки отправился. Потом, когда уже взяли по обычаю мощи в храм, стал диакон возглашать ектенью:
– Оглашенные, изыдите!
Мощи сами по себе подымались и какая-то невидимая сила износила их из храма. Верующие думали, что это они такие, недостойные присутствия святого... А потом, как стали разбираться, старец пояснил:
– Я его не благословлял на мученический подвиг.
Вот что значит благословение!
Фото: https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/fotogalereya/
По благословению люди и женятся, и замуж выходят, а потом их Господь направляет на монашеские стези. У Бога всё вовремя бывает, если мы послушны и делаем всё по благословению. Вот мне архимандрит Никита (Чесноков) в Псково-Печерском монастыре рассказывал. Сам-то он был еще духовным сыном отца Иоанна Кронштадтского, но как насчет выбора жизненного пути посоветоваться, – ему уж пришлось к одному из оптинских старцев обратиться:
|
– Жениться не хочу, – говорит с порога. – Учебу закончу, да всецело себя Церкви посвящу, служить буду...
– Тебе, друг, сначала жениться нужно, – сразу же старец ему говорит. – Потом рукополагаться, а после и монахом будешь.
Он уже жил, считай, по-монашески. Ни с кем из девушек не знакомился. Обратился к знакомой монашке: так и так... А она его привела к одной, можно сказать, старой деве, – той, что блюла себя, когда все вокруг ровесницы замуж повыходили.
– Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет... – говорит своей знакомой монашка.
– А как звать его? – отзывается та.
(А Петр – так звали отца Никиту до пострига – всё это слышал.)
– Петр.
– Петр? Я согласна, – вдруг отвечает та.
– Как это согласна?!! – недоумевает монахиня. А вдруг он кривой-косой?
А та объясняет, что ей в свое время старец сказал:
– Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Станешь матушкой, батюшку твоего Петр звать будут...
Так они по благословению старцев и поженились. Жили душа в душу. Двое деток у них. Правда, дети потом в Великую Отечественную войну погибли. А сами они оба постриг монашеский приняли: он стал впоследствии архимандритом Никитой, она – монахиней Варварой. Неисповедимы пути Господни.
https://snetogor.ru/monastyir/arximadrit-ermogen.html