Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.
В шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.
Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.
Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.
Надежность теста WISC - R практически столь же велика, как и теста WAIS.
При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на 7 единиц, вербального IQ – на 3,5 единицы, невербального IQ – на 9 единиц, что подтверждает предположение о наибольшей тренируемости невербального интеллекта.
Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понимания, восприятия пространства и «памяти» – как и при анализе WAIS.
У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект. Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект. Это лишний раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интеллекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой.
Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задержки психического развития.
(1967) WPPSI (возраст 4-6,5 года)
Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 – доп.). 8 субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты WISC. 3 субтеста были разработаны заново.
Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы, чередуются друг с другом.
Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC. «Дом животного» состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных. При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.
Факторизация теста дала один общий и два групповых фактора: вербальный и невербальный, причем вес невербального фактора возрастал от младших возрастных групп к старшим (пропорционально накоплению опыта взаимодействия с внешней средой).
Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщённости к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.
Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности. Но в дальнейшем его гипотеза не подтвердилась.
Критика методики: константность IQ человека на протяжении жизни.
Методика Р. Амтхауэра ( 1953/1973)
Тест предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.
Тест составлен Амтхауэром в трех формах: Л, В и С. Модификация 1ST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).
Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, мнемического, пространственных представлений).
Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок: 1) корреляция (взаимосвязь) результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть возможно минимальной (но положительной).
Широкая профессиональная выборка; для испытуемых от 13 до 60 лет.
Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, опираясь на зависимость социального опыта от возраста испытуемого.
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Время выполнения теста 90 мин.
В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа.
1. «Логический отбор» (LS) – исследуется «чувство языка. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее слово из списка.
Пример: У дерева всегда есть…
а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.
2. «Определение общих признаков» (GE) – исследуется способность к понятийной абстракции. Даются пять слов, из которых испытуемый должен выбрать единственное, не имеющее смысловой связи с остальными.
Пример: а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.
3. «Аналогии» (AN) – тестируются комбинаторные способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи.
Пример: Школа: директор; кружок:?
а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.
4. «Классификация» (KL) – оценивается способность к суждению. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Пример: Яблоко, земляника –?
5. «Счет» (RA) – тестируется уровень развития арифметического мышления. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач.
Пример: У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
6. «Ряды чисел» (ZR) – тестируется индуктивное мышление. Нужно установить закономерность числового ряда, продолжить его.
Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…
7. «Выбор фигур» (FS) – исследуется пространственное воображение. Предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной.
8. «Кубики» (WU) – тестируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве. Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному.
9. «Задание на сосредоточение внимания и память» (ME). Предлагается запомнить ряд слов и найти эти слова среди других.
Пример: Первая буква – «ф ». Из группы слов, означающих:
- цветок,
- инструмент,
- птицу,
- произведение искусства,
- животное.
Каждое правильное решение оценивается в один балл (кроме 4-го субтеста). Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта.
Амтхауэр предполагает, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуемого развиты «теоретические способности». В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты «практические способности».
Тест Амтхауэра применялся во многих отечественных исследованиях, в частности при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллектуальных способностей.
Вывод:
Большинство тестов интеллекта, созданных на основе иерархических или структурных моделей, явно или неявно диагностируют общий интеллект (G – фактор по Спирмену) и основные групповые факторы, а именно: пространственный, числовой и вербальный. Диагностические исследования показывают, что так называемый «невербальный интеллект» является комплексным образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испытуемого по взаимодействию с окружением, а общий и вербальный интеллекты в большей мере зависят от наследственных и биологических факторов.