Шкала интеллекта для детей WISC (1950/1974)




Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.

В шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (най­ти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.

Надежность теста WISC - R практически столь же велика, как и теста WAIS.

При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на 7 единиц, вербального IQ – на 3,5 единицы, невербального IQ – на 9 единиц, что подтверждает предположение о наибольшей тренируемости невербального интеллекта.

Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понима­ния, восприятия пространства и «памяти» – как и при анализе WAIS.

У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект. Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект. Это лишний раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интел­лекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой.

Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задер­жки психического развития.

(1967) WPPSI (возраст 4-6,5 года)

Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 – доп.). 8 субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты WISC. 3 субтеста были разработаны заново.

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы, чере­дуются друг с другом.

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC. «Дом животного» состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребе­нок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных. При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.

Факторизация теста дала один общий и два групповых фактора: вербальный и невербальный, причем вес невербального фактора возрастал от младших возраст­ных групп к старшим (пропорционально накоплению опыта взаимодействия с внешней средой).

Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразно­му поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщённости к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.

Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индиви­дом способности, а невербальный – его природные психофизиологические воз­можности. Но в дальнейшем его гипотеза не подтвердилась.

Критика методики: константность IQ человека на протяжении жизни.

Методика Р. Амтхауэра ( 1953/1973)

Тест предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

Тест составлен Амтхауэром в трех формах: Л, В и С. Модификация 1ST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).

Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, мнемического, пространственных представлений).

Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок: 1) корреляция (взаимосвязь) результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть возможно мини­мальной (но положительной).

Широкая профессиональная выборка; для испытуемых от 13 до 60 лет.

Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, опираясь на зависи­мость социального опыта от возраста испытуемого.

Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-ма­тематический, пространственный, мнемический. Время выполнения теста 90 мин.

В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа.

1. «Логический отбор» (LS) – исследуется «чувство языка. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее сло­во из списка.

Пример: У дерева всегда есть…

а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.

2. «Определение общих признаков» (GE) – исследуется способность к по­нятийной абстракции. Даются пять слов, из которых испытуемый должен выбрать единственное, не имеющее смысловой связи с остальными.

Пример: а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.

3. «Аналогии» (AN) – тестируются комбинаторные способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи.

Пример: Школа: директор; кружок:?

а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.

4. «Классификация» (KL) – оценивается способность к суждению. Испыту­емый должен обозначить два слова общим понятием.

Пример: Яблоко, земляника –?

5. «Счет» (RA) – тестируется уровень развития арифметического мышле­ния. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач.

Пример: У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?

6. «Ряды чисел» (ZR) – тестируется индуктивное мышление. Нужно уста­новить закономерность числового ряда, продолжить его.

Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…

7. «Выбор фигур» (FS) – исследуется пространственное воображение. Предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной.

8. «Кубики» (WU) – тестируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве. Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному.

9. «Задание на сосредоточение внимания и память» (ME). Предлагается за­помнить ряд слов и найти эти слова среди других.

Пример: Первая буква – «ф ». Из группы слов, означающих:

- цветок,

- инструмент,

- птицу,

- произведение искусства,

- животное.

Каждое правильное решение оценивается в один балл (кроме 4-го субтеста). Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта.

Амтхауэр предполагает, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуе­мого развиты «теоретические способности». В том случае, когда результаты луч­ше по последним пяти субтестам, более развиты «практические способности».

Тест Амтхауэра применялся во многих отечественных исследованиях, в ча­стности при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллектуальных способностей.

Вывод:

Большинство тестов интеллекта, созданных на основе иерар­хических или структурных моделей, явно или неявно диагностируют общий ин­теллект (G – фактор по Спирмену) и основные групповые факторы, а именно: пространственный, числовой и вербальный. Диагностические исследования пока­зывают, что так называемый «невербальный интеллект» является комплексным образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испы­туемого по взаимодействию с окружением, а общий и вербальный интеллекты в большей мере зависят от наследственных и биологических факторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: