Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, имеющими НИ, мы ориентировались на следующие направления работы:
Диагностическое:
Включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка.
Медицинское изучение осуществляется врачами-специалистами.
Учитель-дефектолог тщательно изучает данные медицинского обследования, анализирует анамнестические сведения.
Основная функция дефектолога — произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста (игра).
Применяя критерально-ориентированные методики, учитель-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является необходимым условием для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения.
Общая цель комплексного обследования состоит в выявлении причин и механизмов нарушений, степени их выраженности. Необходимо определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.
Первичное обследование ребенка проходит на ГПМПК.
Обследование речевого развития ребенка осуществляется логопедом совместно с дефектологом. По результатам обследования составляется заключение.
При поступлении ребенка в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов:
Первый этап (сентябрь)
В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого воспитанника (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков.
|
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития.
Второй этап (январь)
Основная цель обследования детей на этом этапе — выявить особенности динамики развития.
На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (май)
Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны следующие варианты:
· ребенок переводится в группу следующего года обучения;
· может быть рекомендовано повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения;
· выпуск в школу, решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребенку, принимается на ОПМПК.
Родители получают соответствующее заключение.
Коррекционно-развивающее:
Содержание данного направления позволяет решать в единстве коррекционно-развивающие задачи по всем направлениям развития ребенка.
|
Учитель-дефектолог проводит игры-занятия по:
- формированию представлений о себе и окружающем мире и развитию речи,
- обучению игре (сюжетно-отобразительной, театрализованной, сенсорным играм).
Игры-занятия проводятся по подгруппам (от 2 до 5 человек) в зависимости от особенностей психофизического развития детей и этапа обучения. Такие занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.
Все игры-занятия подчинены одной лексической теме (комплексно-тематический подход).
Образовательный процесс строится на основе преемственности в работе учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя. Лексические темы, которые проходятся на занятиях по ознакомлению с окружающим, материал, с которым знакомятся дети на занятиях по ФЭМП, находят отражение в различных формах взаимодействия педагогов с детьми.
Закрепляются воспитателями и игровые навыки детей, полученные в процессе занятий сюжетно-ролевыми, отобразительными и театрализованными играми. Они включают элементы игр с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым содержанием, связывая ход игрового занятия тематически со знакомой детям игровой ситуацией или игрушкой.
Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).
Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).
|
Индивидуальная работа учителя – дефектолога организуется в форме игр и игровых упражнений два раза в неделю. Первое занятие направлено на развитие познавательно речевого потенциала (понедельник – дети первой подгруппы, вторник - дети второй подгруппы), второе – на развитие сенсорного опыта (среда - дети первой подгруппы, четверг – дети второй подгруппы).
В процессе обучения детей с НИ используются следующие методы и приемы:
0 этап | 1 этап |
· совместные действия детей и взрослого; · действия по подражанию действиям учителя; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы наложения. | · действия по образцу, по словесной инструкции; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы приложения, соотнесения; · показ по словесной инструкции педагога; · самостоятельное называние. |