Программно-методическое обеспечение программы по реализации образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»




Образовательная область (раздел программы) Автор, название, место издания, издательство, год издания уч. литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Учебно-методические пособия Учебно-наглядные пособия Хрестоматии и словари Настольно-печатные игры Видео и аудио материалы
Образовательная программа Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «Союз», 2003.
Познание и Коммуникация Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Развитие элементарных математических представлений Развитие элементарных математических представлений Социализация Сюжетно-ролевая игра Театрализованная игра Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Мозаика – Синтез,2005. Гербова В.В. Занятия по развитию речис детьми 2 – 4 лет. (мл. разновозрастная группа) Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1993. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: пособие для логопедов и воспитиателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007. Учимся правильно употреблять предлоги в речи:конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О.С. Яцель – М.: издательство «Гном и Д»,2006. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. / Сост. Е.П. Климова – Волгоград: Учитель, 2005. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Министерство образования РСФСР,1991. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического азвития: особенности речи, письма, чтения – М.: Школьная Пресса, 2004. Формирование устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях: Программа. / Сост. Пенегина С.П., Плаксина Л.Н. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. - сост. С.В. Лесина – М.: Волгоград: Учитель,2005. ТкаченкоТ.А.Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: издательство «Гном и Д»,2003 Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006 Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.:Корона пинт, 2005. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение,1990. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004. Развиваем мышление. Учебно-методическое пособие. / Протасова Ю.А. – Дмитров: ИД «Карапуз», 2004. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова – М.: АРКТИ, 2003. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 (6-7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2006   Баряева Л.Б. Фрмирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена; издательство «Союз», 2002. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений в 2-х кн./ А.В. Белошистая – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005 Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001 Лебедева Л.Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа – М.: Школьная Пресса, 2002. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший ывозраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. сост. Е.Н. Панова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение,1990. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004.   О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение,1990. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. - сост. С.В. Лесина – М.: Волгоград: Учитель,2005.   Гнедова О.Л., Майданова Л.Е. Театрализщация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Демонстрационный материал: Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР) / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова – М.: АРКТИ, 2003. Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал – М.: изд. «Книголюб», 2005. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: «Овощи», «Деревья и листья», «Животные и домашние питомцы». – М.: изд. Мозаика – Синтез, 2003. Дидактический материал. Окружающий мир: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Бытовая техника», «Птицы», «Деревья и листья» - М.: изд. «Страна фантазий», 2006. Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом» - М.: издательство Мозаика – Синтез, 2003. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья», «Звери средней полосы» - М.: изд. «Книголюб», 2000, 2003. Наглядно-дидактическое пособие. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. ПЛАКАТЫ: Лето, Весна, Зима, Осень. – М.: изд. «Карапуз», 2004 Мой дом – Ростов на Дону: Проф – Пресс, 2006. Семья, Фрукты, Ягоды. – М.: Линг, 2007. Овощи, Фрукты, Птичий двор. – М.: Карапуз, 2006. Иллюстрационные альбомы: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. / Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Ткаченко Т.А. Найди и обведи. Альбом по развитию внимания у детей с нарушением речи. – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Рабочие тетради: Буйко В. Чудо – обучайка (речевая моторика, речевое дыхание, дикция) – Екатеринбург: изд. «Литур», 2005. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи (для дошкольного возраста 4 -5 лет). – М., издательство «Росмен – пресс», 2001. Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей. Часть 1 и 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. – Киров, 2007. Тетрадь с заданиями для развития детей. Окружающий мир: предметы 1 часть, Природа 2 часть. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. – Киров, 2007. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь – СПб.: «Детство – пресс», 2004. Нищева Н.В. Занимаемся вме. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб.: «Детство – пресс», 2004. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь часть 1. – СПб.: «Детство – пресс», 2004.     Раздаточный дидактический материал: Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал. – М.: Книголюб, 2003. (раздаточные карточки) Окружающий мир. Дидактический материал по лексическим темам. – Екатеринбург: «Страпна фантазий», 2006 (разрезные картинки, развивающие задания)     Рабочие тетради: Колесникова Е.В. Форма и цвет: Рабочая тетрадь с линейками – трафаретами для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 Тетрадь с заданиями для развития детей. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.. Математика для малышей. Ч. 1 и 2 - Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2007 Математическая тетрадь для дошкольников: книга для воспитателей дет. сада и родителей/ Т.И. Ерофеева, л.н. Павлова, В.П. Новикова; - М.: Просвещение,1992. «Чудо-обучайка» (Изучаем геометрические фигуры)/ Е. Бортникова – Екатеринбург, 2005. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. Рисунки – аппликации: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004. Тетради с заданиями для развития детей. Изучаем математику. Часть 1 и 2 – Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2007. Раздаточный дидактический материал: Новикова В.П. Математика в детском саду. Раздаточный материал. – М.: Мозаика – Синтез, 2006 Раздаточный (счетный) материал «Игрушки». Раздаточный материал «Карточки для обучения счету» Веселый поезд. Обучающие корточки для детей от 2,5 до 6 лет и взрослых. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У – Фактория»», 2002. Демонстрационный дидактический материал: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Демонстрационный материал. – Домодедово: издательство «Книголюб», 2002. Серия плакатов развивающего обучения «Азбучка» (геометрические фигуры, цифры), 2007.     Демонстрационный дидактический материал: Дидактический материал. Окружающий мир: «Бытовая техника» - М.: изд. «Страна фантазий», 2006. Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом» - М.: издательство Мозаика – Синтез, 2003. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья» - М.: изд. «Книголюб», 2000, 2003. Наглядно-дидактическое пособие. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. ПЛАКАТЫ: «Мой дом» – Ростов на Дону: Проф – Пресс, 2006. «Семья». – М.: Линг, 2007. Серия картин по развитию речи./ В.В. Гербова – М.: Просвещение, 1991.   Рассказы в картинках: Наглядно- дидактическое пособие: Рассказы по картинкам «Колобок», «Теремок», «Репка» - М.: Мозаика – Синтез, 2003. Рабочие тетради: Дубровская Н.В. Игрушки из ладошки. Аппликации: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.   Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005. Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя. – М.: «Махаон», 2006 Хрестоматии: Чудо – книга для малышей – Смоленск: Русич, 2004     Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005.     Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005. Хрестоматии: Чудо – книга для малышей – Смоленск: Русич, 2004 Литературно-художественное издание Русские волшебные сказки. – Франция: «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. Русские сказки про зверей. – М.: «Советская Россия», 1992.   Лото «Сравни и подбери» развивающая игра для детей 3-6 лет – Киров: Радуга, 2002. Настольная игра для дома и д/с «Зайчата в лесу» - Киров: Весна – Дизайн, 2004. Игра – лото «В саду, на поле, в огороде» - Киров: Весна – Дизайн, 2004. Игра – лото «Мир вокруг нас» - Киров: Весна- Дизайн, 2004. Игра – лото «Моя квартира» - Киров: Весна – Дизайн, 2004 Настольная развивающая игра «Кто – где?» - М.: «Издательство АСТ», 2003 Настольная развивающая игра «Чей малыш?», «Мой дом» - М.: «Издательство АСТ», 2003 «Овощи, фрукты» игра для детей 3-5 лет – М.: ООО «Дрофа – Медиа», 2006 Лото – ассоциации. – М.: ООО «Игрушечный Рай», 2004 Игра – лото «Большие и маленькие» - Киров: издательство «Весна – Дизайн», 2006   Игра – мозаика для детей старше 2 лет «Цвета»/ Степанов В.В.проект, методические разработки, составление, 2002. Книжка – лото «Счет, цвета, форма»/ издательство Стрекоза Пресс, 2006 Рамки и фкладыши монтесори. – СПб., 2006 «Часть и целое». Настольная развивающая игра. – М.: издательство АСТ, 2003. Настольная развивающая игра «Подбери по цвету и форме». – Киров: Весна – Дизайн», 2006. Мини – игра «Цифры». – М.: «Дрофа – Медиа», 2005.   Игра – лото «Моя квартира» - Киров: Весна – Дизайн, 2004     Аудио: Музыкальные композиции для детей: Весенняя капель Снежные тропинки Грустный дождик Счастливое лето – Детское музыкальной издательство «ТВИК», 2006 Волшебные голоса природы: Малыш на острове Малыш на лугу - М.: Мой кроха и Я, 2005 СD Звуки природы. – М.: ООО «Турбо Мьюзик», 2005 Видео: DVD Сборник сказок: Морозко, Варвара краса – длинная коса, Аленький цветочек, Огонь, вода и медные трубы – М.: «Позитив – Мультимедиа», 2004 Сборник фильмов: Илья Муромец, Василий Буслаев. Давай дружить. Мир животных   Видео: Сборник сказок: «Морозко», «Варвара краса – длинная коса», «Аленький цветочек», «Огонь, вода и медные трубы». – М.: «Позитив – Мультимедиа», 2004 Аудио: Набор пластинок с р.н. сказками. Любимые сказки для сладких снов.– М.: «Мост – 3»    

Раздел V

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Как уже отмечалось нами выше дети с легкой и умеренной умственной отсталостью могут осваивать содержание одного этапа программы в течение 3 – 5 лет.

Поскольку чаще всего дети, имеющие нарушение интеллекта умеренной степени (90%) выпускаются в школу VIII вида после «освоения» первого этапа, то интегративные качества выпускника сформулированыс акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

 

Интегративные качества к концу первого этапа обучения:

 

1. эмоционально отзывчивый:

· давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых;

· проявлять адекватно эмоции по отношению к окружающим людям и ситуациям;

2. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

· понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

· демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым;

· положительно реагировать на одного из сверстников, выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

· пользоваться невербальными формами коммуникации;

· выполнять действия по простым речевым инструкциям.

· отвечать на вопрос, указывая жестом или словом;

3. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе:

· показывать части тела и лица;

· откликаться на свое имя;

· узнавать себя и близких людей на фотографии и по голосу;

4. овладевший необходимыми умениями и навыками:

· воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

· различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;

· сличать два основных цвета (красный, желтый);

· складывать разрезную картинку из 2 частей;

· учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности;

· дифференцировать звукоподражания;

· пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;

· использовать в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы – орудия;

· выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками;

· не совершать неадекватных действий с куклой, машиной;

· по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия.

· узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

· показывать и называть отдельные предметы одежда, посуды и игрушки;

· выделять 1 и много предметов из группы;

5. любознательный, активный:

· проявлять интерес к окружающему (людям, природе, животным и.т.п.)

· проявлять интерес к игрушкам и действиям с ними;

Раздел VI

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Используемая нами система мониторинга учитывает ряд принципов:

· Принцип комплексного подхода к изучению ребенка (всестороннее обследование и оценка развития ребенка);

· Принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных);

· Принцип динамического изучения (учет зоны ближайшего развития)

· Принцип качественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности);

· Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

 

Объектом изучения при обследовании, которое проводит дефектолог, является деятельность ребенка. Исследуются такие психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, а также развитие игровой деятельности дошкольников с НИ.

Периодичность мониторинга установлена образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводя к переутомлению воспитанников и не нарушая ход образовательного процесса.

· Входное обследование 2-4 неделя сентября

· Промежуточное обследование 2 неделя января

· Контрольное обследование 3,4 неделя мая

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей с отклонениями в развитии детей. Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; игровой деятельности.

Предлагаемые задания относятся к числу так называемых невербальных методик и могут применяться для испытуемых с любым уровнем речевого развития. Последнее очень важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичными, так и сложившимися в силу интеллектуальной или сенсорной недостаточности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: