Глава 2. Особенности воспитания в детях милосердия.




Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, – всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово, – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17–18-летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только что созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца-алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родите­лей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”, или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, спо­собных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: “И милость к падшим призывал!”. Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками, с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не может распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы... Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами...

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

 

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-лекторий для родителей;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсии;

-визиты домой;

-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Глава 3. Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в средней группе

Тема Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка
1. Подтема Вводная – Приглашение к путешествию
   
Уточнять представления о близких ребенка (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), о том, как они заботятся о нем (готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.д.); побуждать детей к разговору о заботе близких, их любви. Воспитывать активное проявление чувства любви к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать хорошим поведением, заботливостью; чувство благодарности и признательности.  
  Беседа. Групповое тестирование «Рисунок семьи»     Игра «Быт моей семьи»  
2. При солнышке тепло, при матери добро Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать. Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка» Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка»  
3. Любовь мамы Улучшать взаимоотношение в семье. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира. Чтение и обсуждение сказки «Сердце матери». Д/и «Наша мама» Чтение и обсуждение стихотворений «Отгадайте поскорей», «Моя прекрасная мама». Упражнение «Подумаем о маме»
 
4. День матери
 
Продолжать воспитывать у детей любовь к маме, бабушке; познакомить с образом Божьей Матери, показать ее безмерную любовь к людям, учить любить и уважать своих близких.
Рассказ воспитателя «О матери Бога», пальчиковая игра «Как живешь?», рассматривание репродукции иконы пресвятой Богородицы Владимирской, чтение стихотворений, вопросы к детям, музыкальная пауза, чтение рассказа, игра-перечисление, продуктивная деятельность.
Октябрь
1. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Познакомить детей с нормами христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», опросить детей, что они поняли из этого стихотворения. Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки. Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного. Чтение сказки «Кот и петух». Игра «Плохие и хорошие дела». Рисование «Радуга. Добрые правила жизни».
2. «Доброта, забота»   Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются добрыми. Прослушать с детьми песенку и м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты». Обсудить текст песенки. Побеседовать с детьми на тему: «Добрые качества моей души и добрые дела». Игровая деятельность «Аптека добрых дел». Подумать, каким лекарством вылечить злую бабу-ягу, жадную старуху из сказки о золотой рыбке, братца Иванушку, который превратился в козлёночка.
3. «Изображение добрых дел»   Развивать воображение и фантазию. Воспитывать в детях доброе отношение к миру и друг к другу. С помощью разных изобразительных средств подготовить работы на выставку «Наши добрые дела». Художественное творчество Предложить детям рассказать какие добрые дела они совершили за последнюю неделю. Подготовка к выставке для родителей «Наши добрые дела». Определить для каждого ребёнка, какое доброе дело он будет изображать.
4. «Трудолюбие и лень» Формировать представление о традициях, об отношениях к лентяям в старину. Воспитывать у детей желание проявить себя, участвовать в общем деле. Развивать личностные качества детей: трудолюбиеартистичность, характер, уверенность в своих действиях.   Чтение произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Аппликация «Загадочные деревья» Чтение и обсуждение сказки «Трудолюбивые пчелки». П/и «Как работают машины»
Ноябрь
1. «Берегите природу» Дать детям сведения что такое природа, что она нуждается в нашей заботе и внимании, рассказать детям что мы можем сделать для того чтобы сохранить природу. Чтение и обсуждение сказки «Подснежники». Ф/м «Деревья на ветру». Творческое задание «Мир природы», «Разговор цветов». Задание на дом «Подружимся с деревьями»
2. «Моя Родина. Отношение к родной земле» дать чёткое понимание термина «Родина», пояснить детям, что Щелковский район с разными его посёлками, деревнями, сёлами, природой является нашей Родиной. Воспитывать у детей желание сохранять и оберегать родные места. Развивать у детей внимание и патриотические чувства. Рассмотреть стенд «Край мой Щелково» - пояснить детям, что на фотографиях изображены места нашего посёлка – обобщить, что всё это наша Родина. Рассказать детям, что каждый человек имеет свою Родину, это то место, где он родился, вырос и живёт. Опросить детей, что они считают своей родиной. Дать задание нарисовать своё любимое место, где они любят гулять, играть.
3. «Мой дом» научить детей с помощью пластилина, солёного теста, бумажной массы, глины – конструировать фигурку домика. Развивать внимание, воображение и мелкую моторику детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному дому. Побеседовать с детьми о том, за что мы любим место в котором мы живём. Объяснить связь между нашим отношением к дому и тому как этот дом выглядит.Попросить детей представить, как будет выглядеть их собственный дом, когда они вырастут. Показать детям из каких деталей нужно лепить свой Дом Будущего – конус, куб, шар или цилиндр. Устроить выставку «Мой дом»
4. «История России в вопросах и ответах» дать детям целостное наглядное представление об историческом прошлом России. Развивать у детей интерес к истории страны.     Рассказ о истории России. Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».
Декабрь
1. «Мир божий вокруг нас» Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник. Готовимся к путешествию. Вопросы детям: что мы увидим, узнаем, научимся, что будем делать? Наблюдение за конкретными явлениями и объектами окружающего мира (Время суток (день, свет), небо, земля, вода, растения, солнце, птицы, насекомые, животные, люди). Игровая деятельность. П/и «Коршун», «Следопыты». Заключительная беседа Рисование «Что мы видели на прогулке?»
2.«Кто сотворил добрый мир?» Дать детям сведения о понятии Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты. Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле. Отправиться в импровизированное путешествие по 7 дням сотворения мира, с помощью наглядного материала повторить времена года, основные приметы, название месяцев. Подвести детей в финале пути к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу – Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.
3. «Звуки доброго мира» Вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. На примере разных музыкальных инструментов послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). Научить игре «Фигуры животных» - вспомнить какие звуки издаёт каждое животное. Прослушать аудиозапись с пением птиц. Нарисовать животное, которое издаёт самые добрые звуки.
4. «На планете» торжество - наступает Рождество Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника. Изготовить вместе с детьми Рождественский вертеп. Показать детям постановку «Рождество Христово», посредством кукольного театра. Обсудить смысл увиденного, ответить на вопросы детей. Рассказать, что на этот праздник принято дарить сувениры, показать детям, как их изготовить.    
Январь
1. «История моей семьи». Научить детей самостоятельно составлять рассказ о своей семье, уточнить знания детей о том, кто старший в их семье, а кто младший из родственников. Дать понятие генеалогического древа, учить детей составлять схемы своих родственных связей. Развивать и активировать словарный запас. Воспитывать уважение к старшему поколению. Рассмотреть совместно с детьми дидактический материал на тему «Моя семья», заострить внимание на картинках по теме генеалогического древа. Пояснить детям принцип составления такого дерева: от самых старших родственников – до самых младших. Совместно с детьми организовать рисование «Моё генеалогическое древо».
2.«Зарождение Щелковского района» Учить детей слушать рассказ на историческую тему. Воспитывать патриотические чувства к родному краю. Развивать логическое мышление путём соотнесения времени и событий. Рассмотреть исторические фотографии хронологии развития Щелковского района. Зачитать детям историческую справку о появлении поселений в Щелковском районе.
3.«Малая Родина» Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании фотовыставки. Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине. Побеседовать с детьми на тему предыдущих занятий, повторить определение «Родина», «Малая родина». Рассмотреть фотографии, подготовленные детьми на тему «малая родина», попросить детей прокомментировать выбор сюжета фото. Раздать детям принадлежности для аппликации.
4.«Красота родного края» Дать детям представление о красоте родного края в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание и коммуникативные возможности детей при помощи беседы.   Наблюдение за птицами и животными, подчеркнуть красоту окружающего пейзажа. Вспомнить с детьми как зимуют в лесу животные, птицы, насекомые. Организовать п/и «Два мороза». По итогам прогулки организовать тематическое рисование «Красота родного края»
Февраль
1. «День Ангела». Дать детям понятие о том, что у каждого человека существует свой Ангел, который охраняет жизнь своего подопечного. Объяснить детям, что у каждого человека есть имя, которое имеет значение, рассказать каждому из детей кратко и доступно, что означает его имя. Развивать у детей мышление и креативность, путём тематического рисования по теме. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Рассказать детям о том, что у каждого человека при рождении появляется ангел-хранитель, который помогает жить и не болеть. Дать разъяснение того, что каждому ребёнку при рождении даётся имя, которое что-то значит, рассказать о значении имён воспитанников. Пояснить, что при появлении нового имени празднуется своеобразный день рождения, который называется Именины. Рисование Ангела-хранителя
2. «Символы России». Познакомить детей с официальными и исторически обоснованными символами России. Развивать любознательность и интеллектуальные способности детей путём вовлечения в обсуждение темы занятия. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников путём изучения истории России. Прочитать стихотворения В. Степанова из цикла «Моя родина – Россия». Рассмотреть иллюстрации к стихотворениям. Пояснить, что все стихотворения о России и являются её символами. Рассмотреть с детьми выставку наглядного и дидактического материала на тему «Символы России».
3. «Звуки русской природы» Учить различать характер и темп музыки, продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Прослушать с детьми композицию «Звук колокола», пояснить детям, что такой перезвон звучит на православные праздники и богослужения в церквях. Побеседовать с детьми на тему того, какие животные и птицы живут в российских лесах. Прослушать аудиозаписи голосов птиц и животных.
4. «Любовь к животным». Воспитывать у детей чувство гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков. Чтение и обсуждение стихотворений «Мой тузик», «Птицы зимой» П/и «Домашние животные» Рисование «Строим кормушку»  
Март
1. «Православные традиции. Масленица». Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа. Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя
2. «Умение прощать и просить прощение». Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, довести до понимания значение слов «прощать и прощение». Воспитывать дружелюбие, мирность. Чтение и обсуждение сказки «Ежиха-портниха» Игра «Подумаем о доброте» Рисование «Дерево доброты»
3. «О холодном и теплом сердечке». Воспитывать у детей чувство милосердия, доброты, любви к ближним и негативное отношение к любому злу, жадности, грубости и т.п. Обсуждение житейских ситуаций. Кукольный театр с Петрушкой Игра «Следы жизни» Чтение с обсуждением Э. Мошковская «Кто самый добрый», А. Б. «Вовка-добрая душа».
4. «О послушании» Формировать представление о послушании и не послушании, показать необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев. Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», П. Поляков «О послушании» Игры «4 стихии», «Глухой телефон».
Апрель
1. «Хозяйка в русских народных сказках». Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – Хозяйки. Воспитывать отрицательное отношение к лени. Объяснить детям понятие «Хозяйка», на примере сказки «Морозко» выяснить, какие характеристики выделяют хозяйку. Вспомнить с детьми сказку К.И. Чуковского «Федорино горе» - указать какие обязанности не выполняла хозяйка, и что потом произошло. Знакомим с помощью наглядного материала с укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
2. «Семейные традиции» Научить детей обобщённым способам изготовления поделок, передать знания и умения и способствовать формированию ручных умений. Развивать фантазию и выдумку. Воспитывать способность к самообучению. Рассмотреть с детьми изделия русских народных промыслов: глиняные игрушки-свистульку Тульской и Кировской областей, дымковскую барышню, гжельскую посуду, вологодские кружева. Изготовление филимоновской игрушки.
3. «Русская изба». Расширить представление детей о быте жителей Щелковского края много лет назад, пояснить, чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Развивать образное мышление и воображение детей. Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению. Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. Рассмотреть исторические фотографии, как выглядело Щелково много лет назад, пояснить, чем традиционно занимались женщины и мужчины на селе. Рассказать, что делали дети в далёком прошлом, и какие обязанности у современных детей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями об увиденном.
4. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи». Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа. Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей.
Май
1. «Умеем ли мы благодарить?» Объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность помочь ему. Дать определение словам «Спасибо», «Благодарю». Развивать мыслительные процессы, интеллектуальные данные детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.   На примерах объяснить детям, что если настоящая благодарность человеку за доброе дело – это доброе дело в ответ, т.е. помощь в чём-либо. Дать определение двум словам «Спасибо» и «Благодарю». Показать сходство этих двух понятий. Попросить детей рассказать о своих добрых делах кому-то из своих знакомых, друзей, членов семьи. Рассмотреть с детьми картинки с изображением добрых дел.
2. «Божий храм».   Познакомить детей с убранством и основными достопримечательностями Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Объяснить, как нужно благодарить Бога и за что. Расширить кругозор детей при помощи рассказа о нательном кресте, пояснить для чего его носят. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников посредством освещения великолепия и красоты убранства православного храма.   Экскурсия в православный храм. Беседа с детьми Проследовать к храму Покрова Пресвятой Богородицы. Во время экскурсии по храму рассказать детям, зачем люди носят нательный крест. Рассказать детям, что молитва нужна для того, чтобы обращаться к Богу, благодарить его за то, что он создал наш мир и направляет нас к добрым делам. Заострить внимание детей на красоте убранства храма.
3. «Спасибо» Прочитать детям стихотворение «Спасибо», научить понимать смысловую нагрузку данного произведения. Развивать речевые возможности детей и обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру поведения в обществе.   Прочитать детям стихотворение «Спасибо», провести беседу о его смысле. Попросить нескольких детей рассказать, какие поступки нужно совершать, чтобы им говорили «Спасибо». Показать детям на примере, как люди с помощью добрых дел благодарят других. Вспомнить с детьми сколько они сделали добрых поступков за последнее время, а также говорили ли они своим близким за их заботу «Спасибо». Подводя итог, поблагодарить детей за то, что они хорошо работали во время занятия.
4. «Добрый мир Божий» Подобрать для итоговой выставки лучшие работы воспитанников за год. Учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки.   По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки. Поручить детям, раскрасить буквы для заголовка стенда. После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.
Август
Яблочный спас Воспитывать интерес к русским народным традициям. Развивать у детей умение отгадывать загадки. Познакомить детей с разными сортами яблок. Интегрированное комплексное занятие с просмотром презентации по данной теме.
                 

 

 

Заключение.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).

Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

 

 

Библиографический список.

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1993
  2. Володина Л.О. Духовно – нравственные ценности воспитания в русской семье. – М. Педагогика. 2011. - №4.
  3. Гордин Л. Ю. Поощ


  4. Поделиться:




    Поиск по сайту

    ©2015-2024 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: