Тренировочные упражнения по отдельным темам курса




Диалектология

Задание № 5

Тема: Морфологический строй русских народных говоров.

Имя существительное, имя прилагательное, местоимения.

Вопросы для ответа

1. Основные диалектные явления в области категории рода имен существительных.

2. Специфически диалектные явления в области распределения существительных по типам склонения в русских народных говорах.

3. Основные диалектные явления в области падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

4. Диалектные явления в области имен существительных, характерные для Вологодской группы говоров севернорусского наречия.

5. Приведите примеры диалектных ошибок в устной и письменной речи учащихся школ Вологодской области, вызванных наличием ряда диалектных особенностей в склонении имен существительных, местоимений, прилагательных.

6. Диалектные явления в склонении личных местоимений 1-го и 2-го лица и возвратного местоимения.

7. Основные диалектные явления в склонении неличных местоимений.

8. Диалектные явления в склонении прилагательных.

Практические задания

1. Выполните устно: Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник… № 194, 207, 215, 218, 223, 227: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник… № 199.

2. Выполните письменно: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник… № 267 (или: Исаева Т.А. Указ. соч., 1968. Вариант 18, с. 49).

Обязательная литература

1. Кузнецов П.С. Русская диалектология…- С. 91- 117, 145 – 146.

2. Русская диалектология / Под ред. Р.А.Аванесова и В.Г. Орловой…- С. 115-132, 136- 172.

3. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина…- С. 82 – 102.

4. Русская диалектология / Под ред. П.С. Кузнецова…- С. 100 – 122, 124 – 135, 139 – 176.

5. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского…- С. 122 – 205.

6. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 77 – 97.

7. Иваницкая Е.Н. Русская диалектология. – М.: Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Кознева Л.М. Неизменяемые прилагательные в вологодских говорах и их лексикографическое представление // Словообразовательные и грамматические категории в языке и речи. / Сост. Л.Г. Яцкевич. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. – С. 156 – 163.

2. Яцкевич Л.Г. Мутационные словообразовательные типы отсубстантивных суффиксальных имен существительных в вологодских говорах // Словообразовательные и грамматические категории в языке и речи. / Сост. Л.Г. Яцкевич. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. – С. 170 – 184.

 

Занятие 6

Тема: Глагол в русских народных говорах

Вопросы для ответа

1. Диалектные различия в формах инфинитива.

2. Диалектные явления в области личных окончаний настоящего времени глагола. Остатки нетематического спряжения в русских говорах.

3. Специфически диалектные явления в области чередования согласных в глагольных основах настоящего времени.

4. Возвратные формы глагола в говорах.

5. Способы выражения в диалектах значений перфективности и имперфективности.

6. Приведите примеры диалектного словоупотребления в устной и письменной речи учащихся школ Вологодской области, вызванного наличием диалектных особенностей в области глагола.

Практические задания

1. Выполните устно: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник… М., 1986.- С. 105, №279; с. 110 – 111, № 285.

2. Выполните письменно: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник…- С. 120 – 121, № 322 (или: Исаева Т., 1968. Вариант 15).

Обязательная литература

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – С. 103- 122.

2. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М.: ВШ, 1990.-С. 122- 145.

3. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой.- С. 115- 132, 136 – 172.

4. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 97 – 114.

5. Иваницкая Е.Н. Русская диалектология. – М.: Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Закревская В.А. Хаживал, езживал, видывал… / Русская речь, 1987.- № 5. – С. 124 – 127.

2. Кознева Л.М. История форм настоящего времени глагола быть в вологодских говорах // Актуальные проблемы диалектологии. – Вологда, 2000. – С. 29–31.

3. Шаброва Е.Н. Морфемика диалектного глагола. – СПб., 2003.

4. Шаброва Е.Н. Морфемная структура диалектного глагола и проблемы лингвогеографии // Словообразовательные и грамматические категории в языке и речи. / Сост. Л.Г. Яцкевич. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. – С. 164 – 170.

Тренировочные упражнения по отдельным темам курса

Объясните особенности приведенных существительных, укажите, на какой территории такие особенности проявляются:

Выбрала местечку, на другую месту, мочила полотенцу, за одну уху, пошли в свою логову, свою гнездо, место славная, в эту лету, наступила утро.

 

К ноче, на пече, на меле, в жизне-то, на лошаде, на качеле, в колыбеле, на мысле, в роскоше, на псалтыре, на пристане. Чем бьёшь? Долоньей что ли?

Со времем, через несколько время, с того время, во время, не было время.

 

Училась в третьей группы, на этой щёки, надавать коровы, на другой стороны, на руки, в той избы, на той стороны, именье на горы, стукать по берёзины. У голодной куме одно на уме.

Из этого глазу, от пожару, около дому, в том дому, на суду, до пароходу, три году, при отцу, на парню, от окну.

 

Мало ли делов, не хватает местов, у этих окнов, лапков, старушков, сапогов, письмов; отцей, ножницей, пальцей, огурцей.

Решёткамы железныма, пескамы жёлтыма, с другима убежденияма. За двуми мальчиками ездил. С двуми гулял, но ни к которой не посватался.

С прялкам у нас ходят, под пулям были, косить большим косам, пошёл за грибам, с девкам, соприкасаясь крыльям, покрыть тучам, за ягодам, картошку деревянным боронуем. Не наносить мешкам, если жена будет носить вершкам.

Палка о двух концов, об людей надо заботиться, при старых людей.

 

Объясните употребление форм имен существительных в род. пад. ед. ч. у москвича А.С. Грибоедова и у южанина И.А. Бунина в речи их героев.

А.С. Грибоедов: Прошу служить у барышне влюбленноё; Я должен у вдове, у докторше крестить; были у батюшке.

И.А. Бунин: У своей жане, возле избе, от косе, из-за козе, мимо избе.

 

Объясните особенности приведенных прилагательных, укажите, на какой территории такие особенности проявляются:

С песними, пашними, уткими, пяткими, урокими, за деньгими, щепкими.

В густым лесу, в чужим краю, на плохим счету, во вторым классе, на однем месте, в таким деле.

Словарной диктант, в двадцатой раз, белой снег, красный рисунок, удивлённой взгляд, храброй воин, новой завод, талантливой мальчик.

Золотэй, молодэй, тэй, какэй, за мукэй, за пшенишнэй, за ржанэй.

У простые женщины, у тыё девушки, из тыё бы мучки, да не те бы ручки. Это от твоиё долони след-от на стекле;

Узка дорожка, в ближню деревню, приятна прохлада, последню корову, широка река, горяче лицо, меньша дочь, звонки голоса, старинну одёжу.

Хужее, мельчее, большее, поплохее, скоряе, быстряе, нужняе, красивше.

 

Дайте характеристику прилагательного в сочетании холодна вода в сравнении с литературным вода холодна. Ответ обоснуйте. Ср.: Красна птица перьями, а человек уменьем; красна девица; не красна изба углами, а красна пирогами, весна-красна, чаша зелена вина, сине море.

 

Объясните особенности приведенных фактов, укажите, на какой территории такие особенности встречаются:

Сам про себе расскажет, позади себе, сбросим с себе, мене ждали.

Грачи делают себя гнезда, заготовлять себя корму, зарабатывал себя хлеб.

Евонный брат, ейный платок, с ихней жизней, на ихню фамилию, ейная книга, ихный огород, ихна разведка, еённый отец.

На её, к ему, перед ими, попал в его, напал на его, пустил к ему, около его, волосы у её.

В чем заключаются особенности следующих диалектных форм глаголов:

Идтить, пройтить, войтить; печи, стеречи, беречи; сколь рыбы принесь, некому сено гресь, не на ком привезь; сести, упасти, покласти, попасти. Скосили, а сгребчи не можем.

Вырежи и сохрани. Удари, отгонь, выдь, принесь.

Надо с доски сотрать, стери, сгонить не могу, не ложьте книги, не ложите трубочку, книги и тетради ложат.

Испекошь пирожка? Платье берегошь. Любю, просю, видю.

Читат, умет, делат, работам, гулям, быват, что не хватат.

Угаиваюся, стараютсе. Моесси, оборвёсся, отолкасся, стаёшша.

Давай играться. Он с ней не играется. Шары лопают. Давай посоветуем с тобой.

Тулупа не дярживал. В Вологду не езживал. Лаптей не плетал. Хлебом не торговывали. К дохтурам не хаживала, не бальвала.

Рисоваю, играшь, помнют, думат, пекёт, колотю, сидить, знае, иму робить, вышла было, прятай, положь, боялси, пекти, печи, собрато, ранитый, дадено, разумши, уехавши, ушетчи, закативши.

В рассказах И.А. Бунина встречаются следующие сочетания: 1. Он был забился куда потемнее в угол, в сор, в паучину, ну только все-таки они его нашли, там, на этой печке. 2. Так было всё хорошо складывалось. Объясните происхождение таких форм.

Прокомментируйте синтаксическое построение следующих предложений:

Мне шуба надо. Пойдём на та сторона. Станем баня топить. Надо вода налить. Надо корова отвязать. Бригада придут. Молодяжка гулеют. Нигде возьмёшь. А мать-то, она, ей нету тут. Которые робят, так им варят. Писала, что, мама, мои платья перебери да высуши. Девки-ти ситецёк-от марковитой.


 

План систематического анализа текста

Характеристика записи текста. Установите тип использованной транскрипции (упрощенная или строгая фонетическая транскрипция).

Лексический анализ текста. Выявите, опираясь на нормативные словари, местные, диалектные слова, установите их значение.

Фонетические черты говора.

Гласные под ударением: каково в говоре количество гласных фонем; есть ли закрытые О, Е или дифтонги УО, ОУ, ИЕ; есть ли переход А в Э в положении между мягкими согласными; какие звуки произносятся на месте древнего «ять» в различных фонетических условиях (перед твердым согласным; перед мягким согласным; в конце слова); есть ли переход Э в О в положении под ударением перед твердым согласным.

Гласные первого предударного слога после твердых согласных. Что свойственно говору – оканье или аканье? Установите тип оканья (полное или неполное), тип аканья (диссимилятивное или недиссимилятивное).

Гласные первого предударного слога после мягких согласных. Что свойственно говору – еканье, ёканье, иканье или яканье? Определите тип яканья.

Гласные других безударных слогов.

Согласные звуки. Качество заднеязычного <Г>.

Произношение согласного <В> в положении перед согласными и на конце слова.

Отражается ли в тексте самостоятельная фонема <Ф> или она заменяется субститутами П, Х, ХВ?

Как произносится фонема <Л> в разных фонетических условиях?

Качество и употребление аффрикат <Ц>, <Ч>? Цоканье. Чоканье.

Твердые или мягкие шипящие <Ж>, <Ш> в говоре? Произношение долгих шипящих.

Случаи выпадения интервокального <J> и последующего стяжения гласных в разных грамматических формах.

Отражение в записи текста диалектных процессов ассимиляции и диссимиляции

Произношение конечных губных согласных.

Произношение конечных сочетаний [с’т’] и [ст].

Морфологические черты говора.

Диалектные особенности в склонении имен существительных. Формы творительного падежа множественного числа существительных, прилагательных, местоимений.

Характерные для говора местоимения. Особенности склонения прилагательных и местоимений, форма их родительного падежа.

Диалектные черты в спряжении глаголов в данном говоре (личные окончания 3 л. ед. и мн. числа; изменения в конечных согласных основы; другие особенности спряжения глагола). Особенности повелительного наклонения и инфинитива глаголов. Образование форм возвратных глаголов. Особенности образования форм причастий и деепричастий.

Синтаксические черты говора.

Употребление деепричастия в роли сказуемого (он уехавши) и вместо кратких страдательных причастий (рукав оторвавши).

Употребление краткого причастия страдательного залога в роли сказуемого (кошке давано есть).

Нет ли случаев употребления при глаголе в прошедшем времени вспомогательных глаголов есть или был: Деревня наша давно населилась есь; Они были туда уехали.

Не употребляется ли именительный падеж вместо винительного при инфинитиве (топить баня) или при спрягаемых формах глагола (надела шуба), а также в оборотах с надо, нужно (ему книга надо).

Какие особенности наблюдаются в данном говоре в употреблении предлогов (С Москвы, по грибы, возле дом, возле гору; по-за, по-под, по-над)? Нет ли случаев повторения предлогов (из семьи из одной)?

Употребляются ли постпозитивные частицы -от, -то, -та, -ту, -ти, -те и др.? Согласуются ли они с существительными?

Нет ли особенностей в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным значением (бригада идут)?

Выводы

1. На основе проведенного анализа определите, к какому наречию относится говор, отраженный в тексте данной записи, приведите доказательства.

2. Можно ли отнести исследуемый говор к определенной группе данного наречия? Вывод аргументируйте.

3. Выделите черты, проникшие в говор под влиянием литературного языка.

Харовский район



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: