Работа над крупной формой содержит ряд характерных трудностей.
Произведения крупной формы:
- протяженны по музыкальному развитию;
-разнообразны по содержанию.
Необходимые навыки и умения:
-выявлять характерные особенности тем, образов (мелодика, ритмика, гармония, фактура);
-уметь быстро переключаться с одной задачи на другую. При этом необходимо выявить контрасты внутри партий (изменения на близких расстояниях ритмоинтонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения и фактуры);
-иметь большой объем памяти и внимания;
-ощущущение единую сквозную линию развития, основанное на слышании интонационного родства партий и на развитом чувстве равномерности движения;
-"дирижерское" волевое начало в левой руке, внутреннее слышание долевой пульсации, выработка чувства больших ритмических группировок.
Важная задача - достижение единства целого при большом разнообразии тем и образов.
В ходе работы над сонатой усваивается немалый объем навыков, знаний.
Из истории.
Сонатная форма сложилась в конце XVIII века. Окончательно откристаллизовалась в творчестве венских классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена. В сонатной форме написаны произведения разных стилей.
Для сонаты характерны три принципа:
- непрерывного развития, каждый последующий момент рождается из предыдущего;
-сопоставление контрастных (как минимум двух) образных тематических сфер;
-принцип тонального контраста главной и побочной партий.
Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины Клементи, Кулау, Чимароза, Дюссека, Диабелли.
Сонатина (ит. sonatina - уменьшительное от sonata) - небольшая и технически нетрудная пьеса.
|
Они знакомят ученика:
- с особенностями языка классиков;
-воспитывают чувство формы;
-ритмическую устойчивость исполнения.
Благодаря исключительно лаконичной фортепианной инструментовке малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным и нетерпимым.
Поэтому классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.
Работа над сонатой.
Любое сонатное аллегро требует четкого представления о его структуре и ее единстве с конкретным содержанием. Для осмысленного исполнения необходимо ученику дать анализ формы.
Работа над экспозицией содержит одну из основных задач - сочетание в исполнении относительной завершенности этого раздела с многообразностью.
Надо подчеркнуть индивидуальные особенности каждой темы, подчиняя исполнение общему музыкальному замыслу.
Разработка содержит противопоставления, изменения различных образов, развитие элементов музыкальной ткани. Здесь ярко раскрывается динамическое начало в произведении. Важно выявить выразительную роль перехода к репризе, обычно имеющее большое смысловое значение.
В репризе важно услышать новые по сравнению с экспозицией черты, почувствовать иную ладотональную окраску тем и в связи с этим их новый выразительный оттенок. Важно ощутить репризу как результат предшествующего развития.
Недостатки при исполнении произведений крупной формы.
|
-слабое восприятие крупных разделов формы и нивелирование граней между ними;
-преувеличение цезур, нарушающих общую линию развития - в результате отсутствие целостности в исполнении;
-темпо-ритмические нарушения при частой смене фактурных приемов;
-неправильно выбранный темп (выбор темпа по эпизодам, отличающимися жанровой характерностью). Пример: Соната Моцарта си бемоль мажор.
Тему главной партии необходимо сопоставить с темой заключительной партии, чтобы выбрать верный темп.
Вариации.
Заключают в себе элементы как крупной, так и малой форм.
Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое.
При сочетании отдельных вариаций в единое целое учащийся сталкивается с задачами крупного произведения.
Начинать работу необходимо, подробно остановившись на теме, ее характере, строении.
Далее необходимо пояснить ученику
а) какой принцип варьирования положен в основу произведения. В некоторых произведениях варьируется тема, в других - она остается неизменной, варьируется лишь гармония и фактура. В ряде вариаций эти принципы совмещены.
б) уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.
Важно в каждой вариации выявить присущий ей облик, подчеркнуть то новое, что она в себе несет.
Большое значение между частями имеет цезура для выявления формы цикла.
Цезура может разъединить и объединить части в крупные разделы.
Кульминационной обычно является финальная вариация. Она большая по размерам, динамичная и как бы обобщающая все произведение.
|
Иногда цикл заканчивается кодой в ее первоначальном (или немного измененном виде и воспринимается как послесловие). Кульминация в таких случаях переносится в предыдущую вариацию.
Родственность по настроению ряда вариаций позволяет представить их в виде единого крупного раздела со своей вершиной.
Цезура позволяет дослушать только что отзвучавшую вариацию и переключиться на следующую, не разорвав в то же время целое.