Работа над крупной формой




 

Работа над крупной формой содержит ряд характерных трудностей.

Произведения крупной формы:

- протяженны по музыкальному развитию;

-разнообразны по содержанию.

Необходимые навыки и умения:

-выявлять характерные особенности тем, образов (мелодика, ритмика, гармония, фактура);

-уметь быстро переключаться с одной задачи на другую. При этом необходимо выявить контрасты внутри партий (изменения на близких расстояниях ритмоинтонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения и фактуры);

-иметь большой объем памяти и внимания;

-ощущущение единую сквозную линию развития, основанное на слышании интонационного родства партий и на развитом чувстве равномерности движения;

-"дирижерское" волевое начало в левой руке, внутреннее слышание долевой пульсации, выработка чувства больших ритмических группировок.

Важная задача - достижение единства целого при большом разнообразии тем и образов.

В ходе работы над сонатой усваивается немалый объем навыков, знаний.

Из истории.

Сонатная форма сложилась в конце XVIII века. Окончательно откристаллизовалась в творчестве венских классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена. В сонатной форме написаны произведения разных стилей.

Для сонаты характерны три принципа:

- непрерывного развития, каждый последующий момент рождается из предыдущего;

-сопоставление контрастных (как минимум двух) образных тематических сфер;

-принцип тонального контраста главной и побочной партий.

Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины Клементи, Кулау, Чимароза, Дюссека, Диабелли.

Сонатина (ит. sonatina - уменьшительное от sonata) - небольшая и технически нетрудная пьеса.

Они знакомят ученика:

- с особенностями языка классиков;

-воспитывают чувство формы;

-ритмическую устойчивость исполнения.

Благодаря исключительно лаконичной фортепианной инструментовке малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным и нетерпимым.

Поэтому классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.

Работа над сонатой.

Любое сонатное аллегро требует четкого представления о его структуре и ее единстве с конкретным содержанием. Для осмысленного исполнения необходимо ученику дать анализ формы.

Работа над экспозицией содержит одну из основных задач - сочетание в исполнении относительной завершенности этого раздела с многообразностью.

Надо подчеркнуть индивидуальные особенности каждой темы, подчиняя исполнение общему музыкальному замыслу.

Разработка содержит противопоставления, изменения различных образов, развитие элементов музыкальной ткани. Здесь ярко раскрывается динамическое начало в произведении. Важно выявить выразительную роль перехода к репризе, обычно имеющее большое смысловое значение.

В репризе важно услышать новые по сравнению с экспозицией черты, почувствовать иную ладотональную окраску тем и в связи с этим их новый выразительный оттенок. Важно ощутить репризу как результат предшествующего развития.

Недостатки при исполнении произведений крупной формы.

-слабое восприятие крупных разделов формы и нивелирование граней между ними;

-преувеличение цезур, нарушающих общую линию развития - в результате отсутствие целостности в исполнении;

-темпо-ритмические нарушения при частой смене фактурных приемов;

-неправильно выбранный темп (выбор темпа по эпизодам, отличающимися жанровой характерностью). Пример: Соната Моцарта си бемоль мажор.

Тему главной партии необходимо сопоставить с темой заключительной партии, чтобы выбрать верный темп.

Вариации.

Заключают в себе элементы как крупной, так и малой форм.

Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое.

При сочетании отдельных вариаций в единое целое учащийся сталкивается с задачами крупного произведения.

Начинать работу необходимо, подробно остановившись на теме, ее характере, строении.

Далее необходимо пояснить ученику

а) какой принцип варьирования положен в основу произведения. В некоторых произведениях варьируется тема, в других - она остается неизменной, варьируется лишь гармония и фактура. В ряде вариаций эти принципы совмещены.

б) уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.

 

Важно в каждой вариации выявить присущий ей облик, подчеркнуть то новое, что она в себе несет.

 

 

 

Большое значение между частями имеет цезура для выявления формы цикла.

Цезура может разъединить и объединить части в крупные разделы.

 

Кульминационной обычно является финальная вариация. Она большая по размерам, динамичная и как бы обобщающая все произведение.

Иногда цикл заканчивается кодой в ее первоначальном (или немного измененном виде и воспринимается как послесловие). Кульминация в таких случаях переносится в предыдущую вариацию.

Родственность по настроению ряда вариаций позволяет представить их в виде единого крупного раздела со своей вершиной.

Цезура позволяет дослушать только что отзвучавшую вариацию и переключиться на следующую, не разорвав в то же время целое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: