Проблема относительности и абсолютности нравственности




Отношения и люди выступают в виде осознанной цели.

Например, существует огромное количество форм правления (тирания, диктатура, демократия), но политическая прикладная этика отвечает на? – какие из них правильные, должны существовать – т.е. что поддерживать и с чем бороться.

 

Дескриптивные характеристики: нравственность...

 

-это часть социальной реальности (отношения между людьми).

-анропоцентрична, т.е. отличается от:

а) религиозной этики – приоритет отношения человека к богу

б) биоцентрической экологической этики

в) этики биологического детерминизма (у животных нет нравственности, которая есть внебиологический способ регулирования поведения)

-появилась в результате антропосоциогенеза и исторического развития человечества

-создана людьми и может быть ими изменена

-в моральном отношении человек есть продукт социализации

-социально и исторически обсусловлена и релевантна

-Критическое ценностно-нормативное отношение к действительности

 


3. Нравственность и современное общество.

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность:

всеобщие законы -> преломляются через конкретно-исторические условияю=> многообразие нравов

 

Общие тенденции в XX веке:

· усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика, политика связали весь мир-> люди сознают свое единство

· весь мир пользуется одними и теми же понятиями добра, долга, чести, испытывает стыд, вину… + "золотое правило нравственности"+ ряд общечеловеческих норм и представлений (ценность сострадания, вежливости, забота о больных) Именно поэтому мы понимаем, н-р, американское, французское кино

· Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека.

· Гуманизация миропорядка (реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям)

· Человек, его жизнь – ценность => во многих странах отменена смертная казнь + борьба с терроризмом (заповедь "не убий" приобретает глобальный смысл)

· Формируется экологическая этика

· Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. Но: «Наука не решает вопрос о ценностях», - утверждал Б.Рассел


4. Проблема субъективности и объективности нравственности. + про НИЦШЕ можно

Если нравственность субъективна, то возникает вопрос: «У каждого своя мораль»?

Нет, т.к. есть социальная субъективность (способность человека выступать в социально-преобразующей деятельности в качестве субъекта).

Нельзя говорить о том, что есть нравственность вообще – она всегда субъектна (Субъектность – одна из характеристик нравственности), т.е. имеет отношение к исторически определенному человеку в совокупности социальных взаимосвязей

 

Нравственность есть некоторая «общность» понимания.

 

Нравственность является субъектной и субъективной, НО! в объективных ограничивающих условиях, таких как:

· природа

· естественная среда обитания

· биосоциальная природа человека

· социально-историческая реальность

ð нравственность является частью социальной реальности

 

Проблема относительности и абсолютности нравственности

Попытка её разрешения заключается в следующем: отсутствие абсолютных критериев не равно отсутствию критериев.

 

Другой радикальный подход – имморализм (нигилизм): критика/ отрицание морали или абсолютной морали. Пример – Ницше «Генеалогия морали»

 


5. Проблема свободы в этике: основные подходы

Свобода – способность человека определять свое будущее и будущее мира.

Основные подходы:

СВОБОДА ЕСТЬ НЕЧТО САМОСТОЯТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ:

ü Волюнтаризм ( Ницше Ф., Бергсон А.) человек должен совершать моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм, свободно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением

ü Индетерминизм (баденская школа неокантианства - Виндельбанд В., Риккерт Г., позитивизм – Рассел Б., Рейхенбах Х.): отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм) либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). Воля как автономная сила, причинность не применима к объяснению человеческого выбора

NB!! Волюнтаризм отрицает действия рациональности (логической последовательности), а индетерминизм – необходимость причинно-следственных связей для объяснения общества и человека.

Парадокс волюнтаризма (иррационализма): как рационально объяснить иррациональное?

Парадокс индетерминизма: объяснение предполагает наличие причинно- следственных связей, существование которых отрицается.

СВОБОДЫНЕТ:

ü фатализм/ провиденциализм (религиозное учение о грехопадении и изгнании из рая+римский стоицизм – Сенека «Болящего судьба влечет, а неволящего влачит»): История, жизнь заранее предопределены Богом/судьбой/законом=>их невозможно изменить. Проповедь смирения, непротивления судьбе.

ü Детерминизм:

o Бихевиоризм

o когнитивизм – нейрофилософия, нейроэтика

Пример – эксперимент Либета Б. (1973): бессознательные нейронные процессы предшествуют принятию сознательных решений; мозг подает сигнал о готовности еще до того, как решение принято; свободно сделанный выбор не свободен, т.к. не контролируется сознанием L СВОБОДА – ИЛЛЮЗИЯ=> ответственности, нравственности нет

o «атомистический детерминизм» (естественные законы природы; законы устанавливаемые людьми – Эпикур, Демокрит)

ü компатибилизм (от англ. сompatibility – совместимость) – признание сосуществования свободы и детерминизма

 

Этика началась с дискуссий о свободе (вменяемости) (Протагор и Перикл)

Аристотель: Свобода – способность человека быть сознательной причиной поступков

Критерии произвольного поступка по Аристотелю:

1) Знание (действующий знает, что делает)

2) Контроль (действия самостоятельны и зависят от действующего)

 


6. Проблема универсальности нравственности

«Универсальность» формулировок – историчность содержания

(принципы – нормы)

Универсальность/всеобщность – фундаментальная характеристика морали (императивных и ценностных суждений) в этике.

 

Осознание единства нравственных законов складывается еще в античности (Сократ, Демокрит + ранние стоики).

Кант обосновал всеобщность моральных форм. (вспомни «О мнимом праве лгать из человеколюбия»; переступая закон, ты конституируешь своим поступком его противоположность)

 

Различные трактовки универсальности:

· Все люди обладают общими представлениям о добродетельном, правильном (NB! Содержание мб разным, но наличие таких представлений – свидетельство того, нравственные начала даны от природы/Богом)

· Безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям (беспристрастность – равное отношение ко всем в опр. ситуации; принцип универсализуемости – я принимаю решение=> имею в виду, что другой принял бы такое же решение в отношении меня);

· Моральные суждения тождественны во всех случаях, тождественных в их качествах

· => вытекает золотое правило нравственности: если я говорю, что должен поступить так по отн-ю к другому, я обязан считать, что и другой должен совершить то же в отн-ии меня

· У. – генерализация (Дж. Ролз). Но! Возражения: не все общие (логически) суждения являются универсализуемыми

Критика универсальности:

Гегель: законодательным суждениям приписывают всеобщность, но в действительности они лишены всеобщего содержания – критерий всеобщности делает невозможными максимы, соотнесенные с действительным определенным содержанием.

Маркс, Дюркгейм: универсальность исторична и возникает в ответ на изменения в социальной структуре и сознании общества. Заявление об общечеловеческой морали может скрывать чьи-то частные интересы и утвердить их как всеобщие

 

 


7. Проблема сущего-должного в этике

 

Должное и сущее – категории, в которых отражается противоположность между фактическим положением дел (поступком/общественным состоянием) VS нравственно ценным положением дел (моральный идеал).

 

Сущее и должное не совпадают.

 

Мыслители по-разному оценивали эту проблему:

· Философы натурализма: несовпадение С. и Д. – результат негативного влияния культуры на человеческую природу (Ницше). Ж. Ж. Руссо: в жизни дикаря сущее и должное совпадают-> он счастлив. А у совр. человека представление о должном неестественно -> он страдает=> необходимо «возвращение к природе.

· Религия: чел. натура ущербна (грехопадение)=> рассогласование сущего и должного=> преодолеем желания, своеволие

Аристотель: добродетельность/ порочность поступков не есть их истинность/ ложность=> разделял созерцательную и практическую философия (фюзис и технэ), критиковал этического гносеологизм Сократа и Платона

· Юм Д., рационализм Нового времени: деонтологизация ценностей – моральные свойства (качества) не есть свойства вещей (объектов). Т.к. разум занимается познанием качеств объектов, он не занимается познанием моральных качеств (они не есть свойства объектов) => моральные суждения не есть суждения об истинности и ложности. Проблема логической невыводимости сущего из должного – («гильотина» Д.Юма)

· Кант развил дальше идею – радикально противопоставил сущее (природа) и должное (свобода, категорический императив). Это 2 разных порядка: царство природы и свободы-> теоретическая и практическая фил-я

· Неокантианцы: «науки о природе» и «науки о духе»

· Экзистенциалисты: человек зависим от внешнего мира и его сущ-ее неистинно-> отсюда и проблема С. и Д. Человек может стать нравственным существом только, когда сможет свое любое поведение оценить как должное

Мораль – это всегда скорее то, что должно быть. Должное – это всегда абстракция, которая находится в процессе корректировки в сознании общества=> представления о должном не абсолютны.

ð Противоречие между С. и Д. – одни из источников развития нравственности. Совпадение су­щего и должного будет означать для человека достижение совершен­ства, а для человечества — конец истории.

8. Понятие натуралистической ошибки и ее следствия

 

Термин введён Дж. Муром в «Принципах этики».

Означает выведение этических заключений из неэтических посылок; определение этических понятий в неэтических терминах.

 

· Добро неестественно – не подлежит эмпирической фиксации или описанию=> натуралистическая этика, кот-я отождествляет добро с удовольствием, пользой и т.д. совершает ошибку – полезное может быть добрым, но не тождественно добру самому по себе

· Добро уникально => натуралистическая ошибка присуща даже метафизической этике, которые отождествляют добро с какими-то предметами, свойствами

· Простота доброты. Оно не разложимо на части. Люди могут знать о нем интуитивно, но вербализовать это знание => совершить логическую ошибку.

 

Следствия:

ð Тезис о неопределимости добра и неизбежности натур. ошибки

ð Невозможность дать определение понятию «добро» (в силу несоизмеримости определяемого и определяющего понятий и в силу «неестественности» добра)

ð Эмотивизм (Б. Рассел, А. Айер) дает свою интерпретацию этому тезису – добро неопределимо, т.к. это слово нереферентно (не яв-ся понятием), а выполняет модальную оценочную функцию. Моральные суждения (нормы и ценности) не обозначают ничего в окружающем мире, а есть выражение наших эмоций. Следовательно, этика не наука.

 

Понятие натуралистической ошибки широко распространилось в моральной философии XX века.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: