Существует распространённое мнение, что для создания качественной рок-музыки необходимы различные допинги: наркотики, алкоголь, антидепрессанты или курение. Это заблуждение пребывает в человеческих умахболее полувека. Петербургская рок-группа «Кэтти Бэнд» разрушает мировые стереотипы, заявляя противоположное. Команда существует с начала нулевых годов XXI столетия, не раз меняла состав участников и название, совершенствуя звучание песен. «Кэтти Бэнд» развивается, комбинируя сразу несколько стилей. Музыканты экспериментируют, смешивая рок-н-ролл, блюз, фанк, хард-рок и фолк. Группа исполняет песни на русском, английском, испанском языках. Мы расспросили ребят, как у них это получается и в чём секрет успеха.
Сначала мы обратились к солистке и вокалистке ансамбля Екатерине La Liberté:
- Как у тебя зародилась мечта собрать свою музыкальную группу?
- На самом деле идея создать группу у меня возникла, когда я ещё училась в школе. В начале творческого пути моя группа носила название «Strawberry Fields», как песня «The Beatles». Я слушала не только Битлов, но и Элвиса Пресли, и тогда захотела создать нечто подобное. К тому же играть в коллективе намного интереснее, чем одной. Я стала сочинять стихи и песни. Но проблема состояла в том, что многие группы на тот момент тоже носили название «Strawberry Fields», о чём я узнала позже; и поэтому мне пришлось размышлять над новым. Наш бывший барабанщик предложил название «Кэтти Бэнд», которое впоследствии мы утвердили.
- Почему ты выбрала именно рок-направление для самосовершенствования? Какие музыканты повлияли на твой выбор?
- «The Beatles», Элвис Пресли, также «Wings», «Slade» и «Deep Purple». Быть рок-музыкантом – это же круто! Рок - это энергия, драйв и честность.
|
- Где ты находишь вдохновение?
- В той музыке, которая мне нравится. Например, группа «The Doors» помогает мне впадать в психоделическое состояние, и хочется сочинять после этого. Кроме того, источником вдохновения для меня может стать почти всё, что угодно: интересная книга, захватывающий фильм, мои сны, случайно обронённая кем-то фраза. Иногда из одной такой фразы может родиться целая песня (например, «Мелодия в ре-миноре»). А по книгам я написала несколько песен, посвящённых персонажам известных литературных произведений (одна из таких песен - «Гениальному Художнику», написанная по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»).
- Как ты думаешь, почему в обществе держится стереотип о том, что исполнители психоделической музыки не могут творить без допингов?
- Многие создатели психоделической музыки сочиняли под воздействием вредных веществ, балуясь кокаином, марихуаной и ЛСД, считая, что таким образом они расширяют сознание. Так что данное представление вполне справедливо вытекает из реальности. Но только потом они становились слабыми, непрофессиональными и вылетали из групп, будучи неспособными отыграть концерт или поехать на гастроли. Они могли втянуть в неприятности всю группу, либо же просто быть не в состоянии выступать. Ярким примером является Сид Баррет. А если вспомнить Дженис Джоплин и Джима Моррисона, так их жизнь оборвалась в очень раннем возрасте именно из-за алкоголя и наркотиков. А могли бы и дальше жить. И творить. И, возможно, дожили бы до наших дней. А в начале 80-х годов в среде панков возникает движение straight edge, представители которого считают, что следует отказаться от алкоголя и наркотиков. В общем и целом, я с ними согласна.
|
- Скажи что-нибудь о современной музыке: как ты воспринимаешь её?
- Большая часть современной музыки меня не цепляет, но есть некоторые исполнители, которые ориентируются на музыкальные стили 50-60-х, например, Beth Hart или Imelda May. Мне по душе исполнители в стиле сайкобилли – это смесь панка и рокабилли. По сути это мрачная готика, положенная на весёлые рок-н-ролльные ритмы.
- Катя, ты принципиально создаёшь только блюз или рок-н-ролл? Не хотела бы попробовать что-то другое?
- Ну почему же, не только. Мы ещё играем джаз, фолк, психоделию и кантри. У нас есть также две хард-роковые песни. Ещё мы иногда играем регги и латину.
- А попробовать современные жанры не хочешь?
- А они мне не нравятся. Зачем петь то, что не нравится? Это нечестно. Артист должен быть настоящим, а не угождать толпе.
- И, напоследок: как твоя группа развенчивает устоявшийся миф о том, что невозможно творить без алкоголя и наркотиков?
- Мы просто создаём музыку без них. Для меня это и есть чистое искусство в новом понимании. Во времена Оскара Уайльда считалось, что чистое искусство – это искусство исключительно ради искусства, а не ради денег, славы и практической пользы. Лично я ничего не имею против денег. Для меня чистое искусство – это искусство, которое творит человек с чистым, незамутнённым сознанием, потому что он воспринимает мир таким, какой он есть. Алкоголь и наркотики искажают восприятие реальности, и такое искусство уже нельзя называть чистым. А сознание можно расширять и без наркотиков, например, как Битлы в Индии с помощью медитации.
|
Далее мы расспросили клавишника и блок-флейтиста группы «Кэтти Бэнд» Дениса Любацкого:
- Денис, когда и как ты стал музыкантом, что привело к этому?
- Музыкант я большую часть своей жизни. Сначала я занимался классической музыкой. Потом уже, когда я открыл для себя «The Doors», стал слушать рок и блюз – «The Beatles», «Pink Ployd», «Scorpions», Patty Smith, Роберта Джонсона, Би Би Кинга, Howling Wolf, Эрика Клэптона... На меня сильно повлияли «The Beatles», а на манеру игры - Рэй Манзарек, Рэй Чарльз, Нина Симон, Джерри Ли Льюис, Телониус Монк и Йэн Андерсон.
- Почему ты выбрал для изучения испанский и итальянский языки?
- Эти языки обладают особой музыкальностью. Кроме того, на них очень приятно говорить и петь.
- Чья была идея добавить блок-флейту к музыкальным инструментам вашей команды?
- В «Кэтти Бэнд» приглашали флейтистов, но все они могли играть лишь временно. У меня была блок-флейта. Я смог регулярно репетировать и выступать, и стал частью команды.
- Группа «Кэтти Бэнд» соответствует твоим ожиданиям и амбициям, воплощает твои творческие замыслы?
- Абсолютно.
- Вы хиппи или всё-таки нет? Расскажи, что тебя привлекает в философии хиппи, а что не нравится.
- В философии хиппи привлекает пацифистский взгляд на мир и гармонию. Надо любить природу, беречь друг друга и быть противником насилия. Существует "обратная сторона" этого движения – так называемая свободная любовь (free love), которая на самом деле не ведёт ни к чему хорошему, равно как и употребление всяких вредных веществ. Всё это ведёт к саморазрушению, что было видно на примере величайших артистов той эпохи – Джима Моррисона, Дженис Джоплин и т.д.
- В чём ты находишь вдохновение? Кто может вдохновить тебя на новое?
- Вдохновить может красота в мире, природа, музыка, поэзия, живопись. Ещё у меня есть муза.
- Вырази своё отношение к современной музыке. Кто из современников тебе близок?
- Из современников близки те артисты, которые играют блюз, к примеру, Beth Hart. Иногда она играет и нечто альтернативное. Современной музыкой не вдохновляюсь, исключения составляют лишь отдельные течения – бразильская музыка, джаз, фламенко, рокабилли и сайкобилли. Брайан Сэтцер - солист рокабилли-бэнда "Stray Cats"; эти ребята фактически вернули моду на рокабилли во времена, когда оно отнюдь не было популярно - в 80-е. Потрясающие музыканты, конечно, что и говорить.
Потом мы побеседовали с гитаристом Михаилом Ястребовым:
- Миша, почему ты выбрал гитару в качестве музыкального друга для раскрытия самого себя?
- Как-то так всё само получилось. Я начал слушать разных гитаристов. Больше всего на меня повлиял Джими Хендрикс, наверное, хотя я ещё много кого люблю из этого поколения музыкантов. Когда я услышал Джими, тогда и поменял отношение к гитаре и стал играть более вдумчиво. Если называть конкретно гитаристов, то это Джонни Уинтер, Эрик Клэптон, Рори Галлахер, Питер Грин, Элвин Ли, Гарри Мур и еще десяток другой блюзовых и не только музыкантов, долго перечислять... Слушая их музыку, я и полюбил по-настоящему этот инструмент. Гитара предоставляет больше возможностей для самовыражения, помогает раскрыть мысли и эмоции.
- Какая музыка воспитала тебя?
- Если начать всё с самого начала, то мне нравился Виктор Цой. Послушав группу «Кино», я принялся играть на гитаре, занимался в музыкальной школе. Услышав Цоя, стал подбирать аккорды. После него было много другой музыки, но я начинал именно с русского рока. В дальнейшем на меня повлияла сестра, с её помощью я приобщился к новой музыке, а дальше стал искать то, что мне близко. Архаичный блюз не сразу стал слушать – я позже к нему пришёл.
- Как ты оказался в группе «Кэтти Бэнд»? Как это произошло?
- История такова: мне написал бывший гитарист нашей группы, которая тогда ещё называлась «Strawberry Fields». Участник коллектива решил тогда уйти и предложил мне место. А я на тот момент ушёл из группы, в которой были мои друзья, с которыми мы играли русский рок. Они любили творчество Агаты Кристи. Но я решил принять предложение вступить в новую группу.
- Что за музыка играет в твоих наушниках и сопровождает тебя во время поездок?
- Сейчас самая разная. Я стал интересоваться многим и не только блюзом. Слушаю в плейере «Red Hot Chili Peppers», «Linkin Park», «Limp Bizkit»... Эти все вкусы частично перешли мне от старшей сестры, ведь она меломан. Но дома я слушаю ту музыку, что меня сформировала – блюз.
- Есть ли у тебя музы? Кто или что тебя вдохновляет?
- Что вдохновляет? Ну, так однозначно сказать сложно, но в данный момент, наверное, это вся та музыка, которую я слушаю, я по ней учусь и стараюсь что-то из этого брать, чтобы придумать потом своё, оригинальное. У меня получается вполне неплохо.
- Как именно ты можешь опровергнуть стереотип о том, что все талантливые музыканты ведут нездоровый образ жизни?
- Каверзный вопрос. Но ярким примером музыканта, который принципиально творит без наркотиков, является Юрий Наумов! В одной из своих песен он поёт: «Я вышел в космос без помощи мантры, без помощи ракеты, без помощи шприца».
Таким образом, группа «Кэтти Бэнд» аргументированно доказывает, что музыка рождается из полёта души, новых знаний и свежих впечатлений. Каждый из участников ищет вдохновение внутри себя. Они считают, что настоящая музыка – это та, которая вытекает из настроения человека, а не рождается искусственно при помощи химических средств. Живое творчество – это не химия, а отражение фантазии.
Анна Гранат