1. При проведении голосования:
Главным действующим лицом в помещении для голосования является избиратель, а участковая избирательная комиссия уполномочена законом создать все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны его голосования.
В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей, с тем чтобы места выдачи бюллетеня, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения и членов участковой комиссии и наблюдателей.
2.При подсчете голосов:
Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней.
При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене, – не менее одной секунды.
Также следует помнить, что при проведении выборов по одномандатным избирательным округам при наличии у избирателя одного голоса подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
|
При проведении выборов по многомандатным избирательным округам
и наличии у избирателя более одного голоса сортировка избирательных бюллетеней в отдельные пачки по каждому кандидату не производится. При этом содержащиеся в каждом избирательном бюллетене отметки избирателя оглашаются и избирательный бюллетень представляется для визуального контроля всем присутствующим при подсчете голосов лицам. Данные, содержащиеся
в бюллетене, заносятся в специальную таблицу увеличенного формата, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются. Данная таблица размещается таким образом, чтобы был обеспечен полный обзор действий.
Помните, что в соответствии с законом наблюдатель также вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время с момента начала работы УИК и до получения сообщения о принятии ТИК протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
|
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом УИК, с документами, приложенными
к протоколу об итогах голосования, получить от УИК заверенную копию указанного протокола;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
Рекомендуется наблюдателям и представителям СМИ обращаться
к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметок в список избирателей. Вместе с тем в случае если наблюдатель становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.
|
Следует учитывать, что председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателю избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Представители СМИ
Представители СМИ, аккредитованные в соответствии с порядком, установленным ЦИК России, Избирательной комиссией Ленинградской области, вправе:
· находиться в помещении для голосования в день голосования;
· присутствовать при подсчете голосов избирателей;
· присутствовать на заседании УИК при установлении ею итогов голосования;
· производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии;
· знакомиться с протоколами УИК об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно;
· получать от УИК заверенные копии протоколов УИК об итогах голосования.
Необходимо соблюдать следующие правила проведения фото-
и видеосъемки в помещении для голосования:
1) проведение фото- и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов;
2) фото- и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с соблюдением положений статьи 1521Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с учетом возможности обнародования
и дальнейшего использования изображений физического лица только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда);
3) фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся;
4) при получении информации от граждан представитель СМИ обязан ставить их в известность о проведении видеозаписи, кино- и фотосъемки (пункт 6 статья 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»);
5) при осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и видеосъемки в его доме (квартире).
Члены вышестоящих избирательных комиссий, работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат (или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, или его доверенное лицо)
Присутствие вышеуказанных лиц в помещении для голосования, как правило, осуществляется в целях контроля либо связано со сложными ситуациями, напрямую затрагивающими интересы кандидата.
В таких случаях председателю УИК следует внимательно выслушать все поставленные указанными выше лицами вопросы, дать на них ответы, при необходимости обеспечить коллегиальное рассмотрение УИК поступивших от указанных лиц жалоб (обращений), в случае выявления нарушений закона принять срочные меры по их устранению и восстановлению нарушенных прав избирателей, иных участников избирательного процесса, привлечению к ответственности виновных лиц (в том числе путем обращения в правоохранительные органы).
Вместе с тем указанные лица вправе осуществлять обычные функции наблюдения за организацией голосования и подсчетом голосов избирателей, получать заверенные копии протоколов УИК об итогах голосования.