Простая геометрия рисунка




Композиция

Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи. Каким же образом решали возникающие в связи с этим проблемы старые мастера и как справляются с ними современные художники?

Впечатляющим примером многофигурных композиций является роспись Сикстинской капеллы, созданная великим Микеланджело. В ней он обратился к известным библейским сюжетам, повествующим о сотворении мира, первых людях на земле и т. д.

Наделив главные фигуры большими размерами, художник добился особой выразительности отдельных сцен.

Фигура человека отличается ярко выраженной экспрессией, которая «описывается» жестами. Каждый жест легко распознается и читается. Так, например, сгорбленная фигура несет печать уныния или скорби, а фигура обхватившего голову руками человека выражает состояние задумчивости или отрешенности.

В многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины. Взгляд в живописи не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.

Статичный групповой портрет
На протяжении столетий групповой портрет занимал важное место в живописи и для многих художников был постоянной и надежной статьей доходов. Подобно современным свадебным или выпускным фотографиям, групповой портрет был признан запечатлеть для вечности определенную — например, связанную родственными узами — труппу людей. При этом каждый из них, разумеется, стремился к тому, чтобы выглядеть как можно более привлекательным и богато одетым.

Свежие идеи
Но пришло время, и этою жанра живописи коснулся ветер перемен. Великий Рембрандт (1606—1669) не побоялся сломать традиции. Он создал революционный для своего времени и один из самых выдающихся в истории мировой живописи групповых портретов — «Ночной дозор». Художник пошел наперекор традициям и написал бойцов элитной роты не при параде, а в служебной обстановке. Благодаря этому жесты и выражения лиц изображенных на портрете офицеров выглядят очень живо и естественно.

В XVIII веке в моду вошел так называемый жанровый групповой портрет. Люди для на нем изображались за каким-либо общимдля всех делом — к примеру, увлеченными беседой или игрой с детьми — на фоне домашнего интерьера или пейзажа.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЮЖЕТЫ
В процессе выработки своей творческой манеры полезно изучить композиции, использованные другими художниками в своих работах. Изучать эти работы можно как в художественных галереях, так и по репродукциям. Больше того; если какая-либо композиция вызвала у вас интерес, сделайте с нее быстрый набросок. Не думайте при этом, что вы воруете чужие идеи. История живописи знает массу примеров, когда художники свободно заимствовали друг у друга композиционные приемы и находки.

Возвышенные сюжеты
Наиболее впечатляющие многофигурные композиции встречаются в религиозной, мифологической и исторической ЖИВОПИСИ. Достаточно вспомнить при этом о знаменитых фресках итальянских художников эпохи Возрождения.
Наиболее величественным в истории живописи циклом фресок являются росписи Миксланджело, выполненные им для украшения потолка и торцовой стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Вначале он написал потолочную фреску, работа над которой заняла четыре года. К работе над настенной фреской «Страшный суд» Миксланджело приступил спустя 20 лет и закончил ее через 6 лет, в 15-41 году.

Всего на потолочной фреске описано девять библейских сцен с участием более 300 фигур, Сложная судьба постигла фреску «Страшный суд». Против ее трактовки были настроены многие современники, прежде всего духовенство. Дело в том, что мастер изобразил своих героев обнаженными, а это по тем временам считалось вопиющей непристойностью. В Ватикан был приглашен художник Даниэле де Вольтерра, получивший задание «прикрыть» крамольную наготу этих фигур.

В наше время к сложным многофигурным композициям обращалось считанное число художников, среди которых можно выделить Стенли Спенсера (1891 —1959). Он написал серию холстов из жизни Христа, включая «Тайную вечерю» и «Воскресение», трактуя эти события в традициях новейшего времени.

В годы Второй мировой войны Спенсер был назначен официальным художником аталистом. Он создал серию из пяти картин, отражающих работу кораблестроителей па военной верфи в Глазго, Некоторые из ХОЛСТОВ этой серии обращали па себя внимание необычным, сильно растянутым в ширину, форматом. Так, например, для картины «Лекало» художник использовал холст размером 51×579 см.

Жанровые сцены
Сцены, описывающие события повседневной жизни, принято называть «жанровыми». Типичными образцами жанровой сценки можно назвать работающих на поле крестьян, праздники, сценки в кафе, танцы, катание на коньках, играющих детей. 11рпз-нанным мастером жанровой картины был фламандский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1525—1569). На картине «Крестьянская свадьба» он располагает стол, за которым сидят пришедшие на свадьбу гости, по диагонали полотна. Картина Брейгеля кажется написанной спонтанно, однако на самом деле ее композиция тщательно продумана. Так, например, можно заметить, что головы сидящих за столом опущены на одну треть от верхнего края картины, а сильные диагонали помогают художнику вести взгляд зрителя в глубь пространства картины. По контрасту с сидящими фигурами, стоящие фигуры образуют энергичные вертикали, ритмично разбивающие диагонали и горизонтали. По всему полотну разбросаны яркие красные пятна, которые заставляют взгляд зрителя «танцевать» по всей поверхности картины, открывая для себя все новые и новые детали.

 

С композиции начинается любая картина. Разберем принцип построения композиции подробнее, взглянем на нее с классической и с современной точек зрения.

Одна из самых сложных проблем в живописи — имитация трехмерного изображения на двухмерной поверхности холста. Настоящий переворот в решении этого вопроса в свое время совершил Альбрехт Дюрер, он сформулировал законы перспективы, затем соорудил такую конструкцию, с помощью которой в 1525 году продемонстрировал эти законы в действии.

Прямоугольная композиция
До Дюрера считалось, что изображенная на полотне сцена должна иметь уз-кос, ограниченное по глубине пространство. Главных персонажей, как правило, выстраивали на переднем плане, словно вышедших к рампе актеров. Композиция картины заключалась в прямоугольную рамку, она планировалась художником скорее как архитектурное сооружение, в соответствии с законами геометрии. В эпоху Возрождения живопись, как и архитектуру, относили к высокому искусству, так как приближали ее к точным наукам.


Едва ли не самый ярким примером соединения науки и живописи может служить творчество Леонардо да Винчи. Впрочем, большинство художников его времени использовали в своих композициях математические принципы и симметрию. Одним из самых ярких представителей таких художников-математиков был например Пьеро Делла Франческа.

Золотая середина урок композиции рисунка

Приближение и удаление
На картине «Бичевание Христа» с помощью колонны — вертикальной линии, художник делит композицию на две самостоятельные картины, персонажи правой части оказываются стоящими намного ближе к зрителю, чем персонажи левой. Но обратите внимание: центральная фигура Христа пометена в левой части в соответствии с правилами «Золотого сечения».

Простая геометрия рисунка

Изучать основы композиции мы начали с правила «Золотого сечения» и говорили о том, как избежать скучной симметрии. Пьеро делла Франческа отдавал предпочтение треугольнику, вершина которого должна вести взгляд зрителя к фокальной точке картины. Если внимательно изучить его работу «Воскресение Христа», то можно увидеть, что художник использовал в композиции равносторонний треугольник, основанием которого является нижний край картины, а вершиной — подбородок Христа.

К треугольнику в этой композиции живописец прибегает еще не раз. Основание второго треугольника он размещает на гробнице, его стороны проходят вдоль рук Христа, а вершина указывает на лоб Иисуса. Основание третьего треугольника также стоит на гробнице, но правая сторона идет от шеи и уха римского солдата с копьем к колену Христа и поднимается к флагштоку.
Если вы сумеете мысленно представить, где позади могилы стоит нога Христа, то обнаружите еще несколько треугольников — они перевернуты вершиной вниз. Сторонами этих треугольников являются ноги солдат. А сможете ли вы найти в этой композиции треугольник, все три вершины которого расположены за пределами картины? Он начинается над флагштоком, правая его сторона проходит по небу и деревьям, а левая уходит вниз к холму.

Устойчивость этой композиции добавляют вертикали — стволы деревьев, например, и горизонтали.

Золотая середина урок композиции рисунка

Наклонные линии рисунка
На картине «Бичевание Христа» Пьеро делла Франчески мы видим, как наклонные линии потолка и крыши ведут глаз зрителя к центральной точке композиции. Две половины этой работы, левая и правая, соединены длинными горизонтальными линиями, проходящими иногда неправдоподобно (посмотрите на накидки стоящих справа мужчин).

Композицию картины «Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа выстроил с помощью треугольников, которые придают ей устойчивость и симметрию.

Уроки композиции рисунка:
Сегодня мы с вами попробуем составить «живую» композицию. Соберите как можно больше самых разных по форме и размеру предметов—длинных и коротких, плоских и объемных, правильной геометрической) и неправильной формы. Иными словами, все предметы должны быть контрастными.

1. Составьте натюрморт
Разложите на столе собранные вами предметы. Сначала попробуйте составить из них треугольную композицию, используя в качестве вершины треугольника самый длинный предмет. Начните рисовать, нанося очертания предметов легкими длинными штрихами. Ваша задача — увидеть и акцентировать все углы предметов, их стороны и особенно линии, передающие перспективу.
2. Смените композицию
Через десять минут уберите один из предметов и добавьте два новых предмета. Добавьте эти предметы и на бумаге, только сотрите убранный предмет. Проанализируйте, как изменения повлияли на вашу композицию.
3. Снова замените предметы
И продолжайте делать это приблизительно через каждые десять минут, усложняя композицию. В данном случае набросок намного важнее для вас, чем конечный результат, Не думайте о том, как будет выглядеть ваш натюрморт, сосредоточьтесь на вертикалях, горизонталях, диагоналях — геометрических связях, возникающих между собранными перед вами предметами. Стремитесь к тому, чтобы ваша композиция оставалась сбалансированной. Попробуйте применить правило «Золотого сечения».

Контраст рисунка
Работы Пьеро Делла Франчески полезно изучить также для того, чтобы уяснить роль светотени в создании композиции. В «Воскресении Христа» живописцу удалось создать сильный контраст между светом и тенью, сохранив при этом плавность тональных переходов.

Многие художники XX века намеренно отказывались от правил геометрической композиции, и это несомненно происходило иод влиянием широко распространившегося нового искусства — фотографии. Марк Шагал, например, писал фантастические картины, отвергая при этом всякие пропорции и масштабность. Люди, животные и предметы на его полотнах размещены хаотично и часто кажутся плывущими в пространстве, будто вырывающимися за рамки композиции, в которой им явно не хватает места. Примером может служить «Синяя деревня».

Золотая середина урок композиции рисунка

Шагал часто в своих картинах использовал структуру круга и треугольника. Если обратиться к «Синей деревне», то можно обнаружить здесь два прямоугольных треугольника. Они занимают верхний левый угол композиции (его гипотенуза проходит вдоль шеи мула) и нижний правый (линия гипотенузы спускается вдоль крыши к паху ребенка).

Что удерживает внимание зрителя
Персонажи картин Пьеро Делла Франчески статичны, а образы Шагала наполнены энергией, движением, поэтому, несмотря на кажущуюся нелепость, композиции Шагала сильнее привлекают и дольше удерживают’ внимание зрителя, запоминаются, западают в душу, а ведь именно это и является главной задачей художника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: