XI. Грамматический строй речи
Оценка
| Состояние словоизменения
| Инструкция
| 3 – 4 года
| 4 – 5 лет
| 5 – 6 лет
| 6 – 7 лет
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| 5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 – большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширении инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2 – большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение заданий.
|
Ед. и мн. число сущ-ных.
| Скажи, что это.
|
| столы, петухи, сумки, дома
|
| столы, рты, куклы, коты, окна
|
| коты, кольца, львы, реки, уши
|
| глаза, листья, стулья, воробьи, пни, деревья
|
Ед. и мн. число глаголов.
|
Скажи, что делают.
|
| Рыбки плавают.
Петухи поют. Мальчики играют
|
| Рисуют, стирают, ходят, ползают.
|
| шьют, вышивают, купаются, вырезают, красят,
|
| учат, лечат, тушат, варят, строят, продают
|
Употребление сущ-ных в косвенных падежах
| В.п. ед.ч.
| Что,кого нарисовал художник?
| -
| -
| -
| -
|
| дом, лису, ведро
|
| корову, льва, паука, мяч
| Р.п. ед.ч.
| Игра «Чего не стало?»
| -
| -
| -
| -
|
| кот, кольцо, лев, река, ухо.
|
| глаз, лист, стул, воробей, книга, пень, дерево
| Р.п. мн..ч.
| Скажи, чего много.
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| карандашей, вёдер, собак
| Согласование числительных два и пять с существительными.
| Назови по картинкам
| -
|
-
|
| 2кота, 5 котов,
2 машины, 5машин
|
| 2 мяча, 5 мячей, 2 розы, 5 роз, 2 окна, 5 окон
|
| 2 пня, 5пней, 2 воробья, 5 воробьёв,2 книги, 5 книг, 2 ведра, 5 вёдер
| Согласование прилагательных с существительными.
| Назови по картинкам
|
| синий шар, синяя лопатка, красная чашка, красный мяч
|
| красный мяч, синяя шапка, жёлтое ведро
|
| голубая бабочка, оранжевый апельсин, белое блюдце
|
| розовое платье, серая ворона, фиолетовый колокольчик
| Согласование местоимений с существительными.
| Расскажи, чья это вещь
|
| мой дом, моя рыбка, мой мяч, моя лопатка
|
| мой мяч, моя шапка, моё ведро
|
| моя бабочка, мой апельсин, моё блюдце
| -
|
-
| Оценка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. Словообразование
Оценка
| Словообразование
| Инструкция
| 3 – 4 года
| 4 – 5 лет
| 5 – 6 лет
| 6 – 7 лет
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| 5 - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющих вопросов;
3 – большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2 – большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение заданий.
| Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных).
| Назови предметы (детёнышей животных), ласково, так как они маленькие.
|
| домик, стульчик, чашечка, куколка
|
| столик, чашечка, куколка, котёнок, лисёнок, утёнок, слонёнок
|
| заборчик, носочек, ведёрко, окошечко, одеяльце, волчонок, бельчонок, козлёнок, медвежонок
|
| пальчик, избушка, крылечко, креслице, телёнок, жеребёнок, щенок, ягнёнок, барсучонок
| Относительные прилагательные
| Расскажи, из чего сделаны предметы и как они называются.
| -
|
-
| -
|
-
|
| снежная, кирпичный, каменный, железная, бумажный, деревянные, резиновый
|
| меховой, глиняный, соломенная, клюквенный, черепичная, яблочный, творожная, металлическая
| Притяжательные прилагательные
| Чья вещь (часть)?
| -
|
-
| -
|
-
|
| мамина, бабушкина, папина
|
| лисий, медвежий, кошачий, волчий, заячий, лошадиный, петушиный
| Приставочные глаголы
| Расскажи, как девочка Маша в лес ходила.
| -
|
-
| -
|
-
| -
|
-
|
| пошла, подошла, обошла, зашла, вышла, отошла, перешла, сошла, пришла
| Оценка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XIII. Связная речь
Оценка
| Навыки
| 3 – 4 года
| 4 – 5 лет
| 5 – 6 лет
| 6 – 7 лет
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| н
| к
| 5 – предложение развёрнутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм;
4 – предложение составлено с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы), в основном соблюдаются грамматические нормы, недостаточная развёрнутость;
3 – предложение составлено с помощью (наводящие вопросы), фраза простая, присутствуют аграмматизмы;
2 – предложение составлено по наводящим вопросам, присутствуют аграмматизмы, нарушения структуры предложения; 1 – составление предложений недоступно.
| Умение отвечать простой фразой.
|
|
|
|
| -
| -
|
-
| -
| Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно – следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;
2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла: или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов; 1 - рассказ недоступен.
| Составление рассказов по серии сюжетных картин
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| 5 – пересказ составлен самостоятельно, без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдаются связность, последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном наблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного произведения, текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла,
бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений;
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
1 - пересказ даже по вопросам недоступен.
| Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поиск по сайту:
|