Вопрос 29 (версия разбора N2).




Врач ДешАн потребовал за бальзамирование крупную сумму. Ему ответили, что честь сохранения останков великого человека – уже вознаграждение. Кто заработал на этой же смерти двенадцать тысяч ливров?

Ответ: Жак Луи Давид.

Зачёт: По фамилии "Давид".

Комментарий: Великий человек – Жан-Поль Марат. Жак Луи Давид написал картину "Смерть Марата".

Источник: https://az.lib.ru/a/aldanow_m_a /text_1932_vanna_marata.shtml

Автор: Дмитрий Петров (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Денис Рыбачук (команда "Три обезьяны", Брест, Белоруссия):

– В реальном, а не выдумано-постановочном обсуждении, где всё разложено по полочкам, обсуждение этого вопроса свелось к трём моментам.

 

1. Географическая локализация. Фамилия ДешАн сразу наводит на правильную мысль, а упоминание ливров только её подтверждает – Франция либо франкоязычная колония.

 

2. Временная локализация. Тут также ливры в помощь, плюс патетическая демагогия, обозначенная во втором предложении, навевает нечто революционно-идеалистическое. Набрасываем имена великих французских революционеров – Робеспьер, Марат, Демулен….

 

3. Эндшпиль и отсев альтернативной версии. Слово смерть, употреблённое в третьем предложении вопроса, соприкоснувшись с именем Марат, даёт "щёлкающее" правильное направление поиска ответа. Тут, сорри, не обойтись без "знашки", правда, совсем не суровой. Картина "Смерть Марата", кто заработал – художник Жак Луи Давид.

 

Версия "Шарлотта Корде" как серьёзная не рассматривалась, ну не профессиональный же она киллер, да и противоречит такой ответ по роду, заявленному концовкой вопроса.


Вопрос 30. [Раздаточный материал:

]

По одной сомнительной версии, ЕЁ название происходит от татарского слова, означающего "натягивание чулка". Назовите ЕЁ.

Ответ: Балаклава.

Зачёт: Точный ответ.

Комментарий: По одной из версий, название головного убора "балаклава" произошло от татарского слова "балаклав (балаклау)" – натягивание штанины, чулка. Прорези на раздаточном материале напоминают прорези для глаз в балаклаве.

Источник: https://kroyu.ru/Interes/raglan.htm

Автор: Дмитрий Петров (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Алексей Гилёв, (команда Губанова (Петродворец), "Балтийский берег" играл за "Верного вомбата" (Пермь):

– Этот вопрос имеет два параллельных пути для взятия. Первый путь – через ассоциацию с раздаткой. Второй – по содержанию текста вопроса.

 

Рассмотрим первый путь. Если раздатка не содержит текст, обычно вопрос касается визуальной ассоциации. Соответственно, получая такую раздатку, каждый игрок начинает думать, на что это похоже. Велик шанс, что кто-нибудь в команде сразу же скажет: "Повязка на глаза", "Маска" или, собственно, "Балаклава". Если это происходит, то благодаря буквам А, открытым, как в игре "Поле чудес", сразу понятно, что "балаклава" – это правильный ответ. После чего можно уже подумать, причём здесь татары и чулок.

 

Если правильного ответа нет, приходится набрасывать ассоциации дальше (буквы высвечиваются фонариком, шарики с буквой а, ребус… – прежде, чем команда дойдёт до нужного направления, может всплыть много ассоциаций ничуть не хуже правильной). Отдельные игроки могут посвятить этому целую минуту, даже если остальная часть команды пойдёт другим путём. Важно, чтобы были "отработаны" буквы А. Предположение о том, что А входит в загаданное слово (из текста вопроса мы знаем, что слово – одно), заставит игроков поднапрячь навыки кроссвордистов. Произнесение вслух разных слов, даже бессмысленных "папашмапа", "анаграма", "абракадабра" – пускай и не всегда подходящих по размеру, может вызвать правильную аудиальную ассоциацию.

 

Рассмотрим второй путь. Вопросы про то, что "по одной из версий слово X происходит от того-то" объединены, как правило, тем, что версии эти часто этимологически и исторически абсурдны, зато "красиво" соответствуют значению слова. Другими словами, здесь важно думать именно о натягивании чулка, остальное может быть полной научной ересью, но натянутый чулок важен авторам "одной из версий". Можно попробовать спросить в своей команде татар или знающих тюркские языки, как по-татарски "натягивать чулок". Иногда в языковых вопросах от команд требуется знать какие-то базовые корни, чаще греческие, английские/германские или латинские, реже тюркские или отдельные известные слова малоизвестных языков. Иногда можно даже нечаянно взять вопрос прямым знанием, на что хорошие авторы ЧГК, конечно, не рассчитывают. Конкретно в этом вопросе попытки поиграть с переводом, вероятно, будут безрезультатными.

 

Важно быстро понять, что путь тупиков и вернуться к натягиванию чулок, ибо про чулки сразу понятно, что они неспроста. Мышление в этом направлении – это уже истинное ЧГК: надо просто поперебирать ситуации натягивания чулка и прийти к тому, что чулки натягивают и на голову и что такая штука называется балаклавой. Слово "татарский" в вопросе должно только подтвердить правильность ответа. Ведь Балаклава – это ещё и город в Крыму, а в Крыму исторически живут татары и много татарских названий. Впрочем, для подтверждения правильности достаточно вернуться к раздаче и понять её кроссвордность.

 

Существуют и потенциальный третий путь взятия – через этнографические ассоциации со словом "татарский", но, вообще-то говоря, этот путь слишком сложный. С татарами (в отличие от ряда других народов) в ЧГК нет очевидных бинго-ассоциаций. А в повседневной культуре этих ассоциаций наоборот слишком много (и в итоге все они совсем не про чулки). Короче говоря, перебирать в подобных вопросах ассоциации с татарским – путь неопытных команд: ведь вопросы на визуальные ассоциации и языковые вопросы имеют стандартные и более экономичные пути взятия, описанные выше. Так что сложным путём идти не стоит.

 

В конце стоит добавить, что теоретически не все могут знать, что "эта штука называется балаклава". В таком случае взять вопрос можно только случайной подстановкой букв. Ничего страшного, в любом случае даже грамотные попытки прийти к правильному ответу могут принести относительное удовлетворение – "Мы поняли о чём речь, но названия никто не знал". Тогда ответ явно стоит запомнить, вероятно, спросят ещё раз и неоднократно. Может возникнуть и другая ситуация – эрудит начинает с жаром доказывать, что название шапочки придумали не татары, а англичане, или что в правильной балаклаве одна дырка на оба глаза. Правильная позиция капитана в такой ситуации вежливо выслушать эрудита и написать правильный ответ, уж больно он подходит под все реалии.


Вопрос 31.

Снимая ИХ слой за слоем, Елена Захарова наблюдала, как распадался Советский Союз, начинала петь Пугачёва, самоназначался Брежнев, а Хрущёв разоблачал Сталина на двадцатом съезде КПСС. Назовите ИХ коротким словом.

Ответ: Обои.

Зачёт: Точный ответ.

Комментарий: В Советском Союзе газеты использовались как грунтовка: сначала клеились газеты, поверх газет – обои. Елена Захарова начала делать ремонт в квартире, в которой поколениями обои клеились подобным способом. Газеты освещали события соответствующих эпох.

Источник: https://blog.elenazaharova.com/post/78984445528

Автор: Сергей Терентьев (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Ия Метревели (команда "Пентиум" (Сухум):

 

– Итак – что у нас есть: место действия – Россия, новости из прошлого, уходящие вглубь, и что-то, что можно снимать слоями и обнаруживать под этими слоями те самые новости. И это что-то явно не длиннее 4 букв.

 

Если в команде есть хотя бы один человек, который слышал, что раньше было принято клеить обои на старые газеты (что делалось, чтобы хоть как-то выровнять корявые стены, построенные ударным трудом, а шпаклевку достать можно было не всегда) или видевший подобную картину в каком-нибудь советском фильме – то вопрос вы возьмете просто мгновенно.

 

Если же подобных аксакалов в команде нет, то тогда придется включить воображение и представить себе весь описанный в вопросе процесс: человек снимает слой чего-то из трёх-четырёх букв и видит распад Советского Союза, снимает еще слой – видит Брежнева и т.д. Очень быстро можно вычислить, что новости, скорее всего, напечатаны в старой газете. Небольшое перечисление всего того, что могло быть наклеено на газеты быстро приводит к искомому короткому слову – ОБОИ.

 

Еще несколько секунд обсуждения версии – всегда находятся специалисты, которые выскажут недоверие, что неужели при каждом ремонте наклеивался новый слой обоев и не снимался предыдущий или что-нибудь подобное. И только невозможность найти лучшую версию заставит вас остановить перебор вариантов.

Я попыталась представить себе картину – что, если игроки настолько молоды, что даже не знают, что такое обои, так как сейчас это уже не везде модно, но не смогла поверить, что из шести игроков хотя бы один не сталкивался с этой штукой на стенах.

 

Для взятия вопросов иногда нужны не только знания и логика, но и воображение. Представляйте себе визуально описанную в вопросе ситуацию – это часто помогает взять вопрос на уровне подсознания, а уж прозвучавшую "щелкающую" версию не так-то легко "затоптать".

 

Удачи!

 

Авторский комментарий от Сергея Терентьева:

Источником для этого вопроса послужила статья про ремонт, которую мне кинул один знакомый (он чгкшник, но если что ББ не играл). Знакомый пропустил этот факт, а мне понравилось описание "путешествия во времени" при снятии обоев, и я выписал этот факт.

 


Вопрос 32.

Подчёркивая природную одарённость изобретателя радио, Евгений Стрелков пишет, что Попов – с Урала, как и положено русскому ЕМУ. Назовите ЕГО одним словом.

Ответ: Самородок.

Зачёт: Точный ответ.

Источник: https://www.ng.ru/science/2014-05-14/14_popov.html

Автор: Дмитрий Петров (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Иван Беляев (команда "Вологда" (Вологда):

 

– Очень многие вопросы ЧГК, вероятно, даже большинство, можно сравнить с многоугольником, диагонали которого пересекаются в одной точке. То есть, те ассоциации, которые вы подбираете к разным частям вопроса, должны совпасть и, как мы часто говорим, "щёлкнуть".

 

На нашем вопросе это показать очень легко, тем более, что он (товарищи не дадут соврать) один из самых лёгких в этом пакете.

 

Итак, из вопроса мы узнаем два факта о Попове: он обладал "природной одарённостью" и был родом с Урала. А упомянутый там же Евгений Стрелков нашёл в этом какую-то смысловую связь. Да, раз уж мы сами назвали это имя, сделаем маленький шаг в сторону. Во многих вопросах бывает очень важно, кому принадлежит шутка, афоризм или просто любые процитированные слова. Но для этого требуется, чтобы команда знала такого человека и могла подобрать какие-то ассоциации уже к нему самому. Но, кто такой Евгений Стрелков, я не знаю. Подозреваю, что в подавляющем большинстве команд это имя тоже никому не известно. Так вот – если вы сразу видите, что никто из вас не знает какого-то человека – не зацикливайтесь на нём. Скорее всего, он упомянут в вопросе только как автор приведённой цитаты и больше ни за чем не нужен.

 

Теперь вернёмся к основной части. Опять же – не стоит тратить драгоценное время на обсуждение всего, что связано с радио, ведь в вопросе сказано о природной одарённости, а её Попов должен был проявить ещё в детстве, задолго до своего главного изобретения. Нам же надо протянуть ниточку от этой одарённости к Уралу.

 

Свои устойчивые ассоциации есть со многими городами или регионами страны. Например, ключевые ассоциации с моей родной Вологдой – масло, кружева, резной палисад; Иваново это центр текстильной промышленности и "город невест". И так далее, и так далее. В каждом конкретном случае эти связки свои. Но вот что мы можем сказать про Урал, если не считать "Уральских пельменей"? Это, безусловно, индустриальный край, и он очень известен добывающей промышленностью, причём связано это не столько с обычными полезными ископаемыми вроде нефти и угля, сколько с драгоценными камнями и самоцветами – вспомним "Малахитовую шкатулку" или другие сказы Бажова.

 

Теперь обратите внимание – когда мы говорим о природной одарённости, эта "природность" очень часто оказывается в нашей речи совершенно буквальной. Например, "золотая голова", "золотые руки", "глаз-алмаз" – мы постоянно сравниваем какие-то достоинства человека с драгоценными металлами или камнями.

И вот, когда мы всё это проговорили, до того самого совпадения или "щелчка" осталось совсем немного. Одарённый человек – это ОН или ОНО родом с Урала. Гений, талант, вундеркинд – всё это не то, всё не щёлкает. Но есть слово, которое прекрасно описывает и прирождённые способности человека, и что-то, явно связанное с горнодобывающей отраслью. И это слово – самородок.

 

Быстро проверяем – всё сходится. Одарённый от природы Попов – с Урала, как и положено русскому самородку. Звучит, ложится? Великолепно, сдаём.

 

Линии, протянутые нами из разных точек, пересеклись. Кстати, скажу честно – все те рассуждения, которые я сейчас привёл, это, как правило, не на минуту и даже не для всей команды. Задачу такого уровня опытный игрок прокручивает, не удивляйтесь, ещё на чтении вопроса ведущим. Так это было и в нашей команде – один из игроков сказал эту версию на первой секунде, я как капитан быстро сверил её с вопросом и согласился.

 

Я думаю, вы уже могли убедиться, что даже в этом пакете есть вопросы построенные куда более замысловато, а существуют же ещё и турниры посложнее. Но и в этом случае принцип взятия примерно один и тот же – пытаемся из нескольких разных точек прийти в одну.


Вопрос 33.

Михаил Громов сравнивает с НИМИ слова из таганрогского говора в некоторых произведениях Чехова. Персонажу одного из фильмов РАви ЧОпры ОНО обещало большое счастье. Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: Родимое пятно.

Зачёт: Точный ответ.

Комментарий: Чехов родом из Таганрога. Персонаж фильма "Совесть" режиссёра Рави Чопры – потерянный сын, которого, как это обычно бывает в индийском кино, узнают по родимому пятну.

Источник:

1. Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989. – С. 64.

2. https://www.kinopoisk.ru/film/78557/

Автор: Дмитрий Петров (Санкт-Петербург)

Эксперт - Константин Изъюров (команда "Пахом Пихай" (Хельсинки, Финляндия):

 

– Вопрос состоит из двух фактов ("ходов"), слабо связанных между собой. Как правило, в таких случаях ответ придумывается по одному факту и проверяется другим; попытки обсуждать связь между Чеховым и Рави Чопрой будут бесплодны. Кроме этих двух фактов, нам известно, что ответом должно быть более или менее устойчивое словосочетание из двух слов, главное из которых среднего рода.

 

Чтобы взять вопрос по первому ходу, нужно восстановить ход мыслей Михаила Громова, то есть придумать удачное сравнение для этих самых таганрогских слов. Взятие по второму ходу предполагает совсем другой тип мозговой деятельности: перебираем всё связанное с гаданиями, предсказаниями и т. п.; если попадется что-то, подходящее по форме, то это и есть ответ. Поскольку перебирать проще, чем думать, наша команда сначала пыталась пойти вторым путем, но до родимых пятен не дошла. Шансы на успех сильно повысились бы, если бы кто-то в команде вслух обратил внимание на необычное имя режиссера, а кто-то ещё опознал в нем индийца: родимые пятна – известный штамп индийского кино.

 

Поэтому в какой-то момент пришлось переключиться на первый вариант взятия. Чем же замечательны эти таганрогские словечки? Видимо, это уникальная черта, примета именно чеховского текста, ведь он сам из Таганрога (будем надеяться, кто-нибудь в команде об этом знает); он как бы принес их из детства. Можно предположить, что в литературном языке они могут представлять собой некоторый изъян. Итак, изъян, в то же время уникальная особенность, связанная с обстоятельствами рождения, при этом "ОНО" двумя словами. Здесь ответ "родимое пятно" почти очевиден.

 

Конечно, столь гладкая цепочка рассуждений строится потом, когда ответ уже известен. Но для взятия вопроса эта гладкость и не требуется: достаточно ухватить в целом верное направление мысли, и нужная ассоциация появится. Чаще всего, это происходит очень быстро и в голове одного игрока, промежуточные ходы не озвучиваются, если вообще осознаются, и ответ воспринимается как озарение. Однако, как видно из сказанного, в данном случае и командная работа по раскрутке шаг за шагом вполне может привести к успеху.


Вопрос 34.

Внимание, в вопросе есть замены.

Затянувшееся строительство нижегородского метромоста удалось завершить, в том числе. благодаря строгости нового губернатора. Символично, что на открытии моста губернатор РАЗБИЛ последнюю БУТЫЛКУ. Что мы заменили словами "РАЗБИЛ БУТЫЛКУ"?

Ответ: Закрутил гайку.

Зачёт: Затянул гайку.

Комментарий: Выражение "закручивать гайки" означает так же и "вводить строгие меры". Таким образом, закручивание гайки на открытии метромоста было весьма символичным.

Источник: https://www.rg.ru/2008/11/12/gubernator.html

Автор: Сергей Терентьев (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Александр Ермишкин (команда "Церебрум", Москва):

 

– Итак, давайте разбираться. В вопросе есть три факта. Первый – строительство метромоста в Нижнем Новгороде, которое удалось завершить благодаря СТРОГОСТИ губернатора. Второй – на церемонии открытия моста этот самый губернатор совершил некое действие по отношению к какому-то заключительному элементу. Третий – это действие можно назвать двумя словами, которые автор вопроса заменил словосочетанием "РАЗБИЛ БУТЫЛКУ".

 

Теперь по очереди.

1) Строительство метромоста затянулось до неприличия, и тянулось бы еще неизвестно сколько, если бы не новый губернатор, отличающийся своей строгостью. По умолчанию считается, что автор вопроса и редактор пакета – люди хорошие, а соответственно и вопрос у них тоже должен получиться хорошим. В хорошем вопросе лишних фактов (то есть тех, которые никак взятию вопроса не помогают) быть не должно. Поскольку автор вопроса зачем-то решил сообщить нам, что губернатор – новый, полагается для приличия обсудить фразы вроде "новая метла чище метет", ничего в них не найти, отчаяться и перейти к дальнейшему обсуждению. А в дальнейшем нас будет интересовать только слово "СТРОГОСТЬ", а точнее словосочетания из двух слов, имеющие подходящую к ответу форму ("ЧТО-ТО СДЕЛАЛ с ЧЕМ-ТО, ЖЕНСКОГО РОДА"), означающие проявление этой самой строгости.

 

2) Что может сделать губернатор на открытии метромоста? Обычно это либо какое-то чисто символическое действие вроде перерезания ленточки, либо действие, также символическое, но при этом переводящее метромост из состояния недостроенности в состояние полной готовности к эксплуатации. В пользу последней версии говорит то, что губернатор совершает некое действие по отношению к последнему из некоего ряда объектов. То есть со всеми остальными объектами все уже в порядке, осталось одно несложное (все-таки губернатор) действие – и мост заработает.

 

3) Третий факт нужен для понимания той самой формы – ("ЧТО-ТО СДЕЛАЛ с ЧЕМ-ТО, ЖЕНСКОГО РОДА"), плюс он подтверждает, что губернатор совершал на открытии некое действие, имеющее символический характер, а-ля "разбить бутылку о борт корабля".

 

А дальше поле перебора в первом и втором случае видится примерно одинаковым, так что можно крутить с любого конца. Можно перебирать подходящие под форму фразеологизмы со значением "проявить строгость". Можно подумать, что такого есть в МЕТРОмосте, что можно было бы поставить на место, и все бы заработало. Первый путь, впрочем, кажется быстрее. Главное не забывать про форму.

 

Потрудившись немного над любой из предложенных задач, мы находим искомое "ЗАКРУТИЛ ГАЙКУ". На этом этапе можно даже оправдать непонятно зачем указанный автором факт о том, что речь идет о новом губернаторе. Все-таки фразеологизм подразумевает изменение текущего положения вещей, а такие изменения при старых губернаторах происходят редко. На этом, собственно, все. Записываем в бланк и радуемся.

 

Авторский комментарий от Сергея Терентьева:

Как можно догадаться, этот вопрос взят из одного ряда источников, что и вопрос про первый псевдоним Горького. Здесь мне на глаза попался уже готовый факт – вместо обычного перерезания ленточки строгий губернатор закрутил гайку. А ведь у выражения "закручивать гайки" есть второй смысл, как раз про строгость. Это же символично!

 

 

Вопрос 35. [Раздаточный материал:

No Plan Like Yours To Study History Wisely

]

Перед вами фраза, использующаяся в британских школах. Её иногда сокращают, убирая третье и четвёртое слова. Расшифруйте любое из этих двух слов.

Ответ: Ланкастеры.

Зачёт: Йорки.

Комментарий: Это мнемоническое правило, позволяющее запомнить последовательность английских династей: Нормандская династия, Плантагенеты, Ланкастеры, Йорки, Тюдоры, Стюарты, Ганноверская династия, Виндзорская династия. Ланкастеры и Йорки по сути являются боковой ветвью Плантагенетов, поэтому фразу иногда сокращают до шести слов.

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mnemonic_verse_of_monar.

Автор: Сергей Терентьев (Санкт-Петербург)

 

Эксперт - Борис Долинский (команда "Понты Пилата" (Берлин, Германия):

 

– Вопрос с раздаточным материалом (раздатка). Принципиально есть две причины, почему командам предоставляют раздаточный материал с текстом:

– для формулировки вопроса необходимо "многа букоф" и чтобы сэкономить время и нервы командам авторы пакета раздают этот текст.

– в "раздатке" есть подсказка, необходимая для "взятия" вопроса.

 

Практически 95% всех "раздаток" – второй случай и розданный материал надо тщательно изучить, чуть-чуть поиграть в Шерлока Холмса. Приступим.

Любой иностранный текст надо постараться перевести на русский язык. В данном случае нам повезло, это однозначно английский язык, а его сегодня знают почти все. В переводе получилось "Нет плана как твой, чтобы изучать историю мудро". Особого смысла текст не несёт, конструкция выглядит несколько искусственно.

 

Кроме того, в глаза бросается тот факт, что все слова в тексте написаны с заглавных букв, а так в "стандартном" английском языке точно не пишут. Из чего мы делаем вывод, что это не цитата, а какое-то специально придуманное предложение, где первые буквы слов что-то значат. Обычно так строят мнемонические фразы – предложения, помогающие запоминать какие-то последовательности.

 

В русском языке тоже есть такие конструкции: "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку" – порядок падежей или "Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет" – название и порядок следования планет Солнечной системы. Обычно подобные мнемонические предложения стараются составлять из слов, имеющих отношение к тому, что хотят запомнить.

 

В данном случае, уже при первом чтении розданной фразы, начинаешь думать об истории (To Study History Wisely), естественно британской истории, тот материал, который учат в школе. Надо задать себе, а ещё лучше вслух команде, вопрос: "Какие последовательности бывают в исторической науке?". Можно конечно придумать, что это название кораблей в какой-нибудь эскадре или ещё что-то подобное, но одна из первых мыслей, которая в данной ситуации должна прийти в голову – последовательность английских правителей.

 

Давайте вспоминать навскидку, кого из английских правителей мы знаем: нынешняя Elizabeth, её папа George (все смотрели фильм "Король говорит"), королева Victoria (вопрос 11 из этого пакета); сверяем заглавные буквы с розданным списком – совпадений нет, да и очевидно, что правителей в Англии было куда больше, чем 8 (кстати, всегда нужно постараться пересчитать количество слов в "раздатке" – может помочь). И вот тут нужно подумать о том, что у королей кроме имён, были ещё и фамилии, вернее названия династии. И это первый момент в вопросе, когда уже требуются точные знания, например, что нынешняя правящая королевская династия в Великобритании – Windsor и тогда становится понятно, что мы на правильном пути, т.к. совпадает и буква – W и её позиция в списке – последняя.

 

Но нас спрашивают о том, что обозначают две буквы "L" & "Y", которые можно убрать, а можно и оставить, т.е. нам подсказывают, что в истории было что-то, что делает эти родовые имена особенными. И вот тут настаёт второй момент, когда необходимо блеснуть точными знаниями: или кто-то в команде в состоянии вспомнить названия английских династий и перечислить их, или же команда пробует понять, что было такого особенного в истории английских правящих домов и тут, конечно, прекрасно, если за столом появится мысль о "Войне Алой и Белой розы", о пьесах Шекспира или даже о столь популярном сейчас сериале "Игра престол", где вместо Ланкастеров и Йорков фигурируют вымышленные Ланнистеры и Старки.

 

Вся изложенная мною цепочка занимает много места на экране и требует кучу времени для прочтения, но в реальной игре подробное изучение "раздатки" требует всего несколько секунд и чем чаще команда и играет, тем меньше у неё уходит времени на подобный анализ.

 

Авторский комментарий от Сергея Терентьева:

Это бывший ранее популярным жанр вопросов по мнемонике (сейчас многие мнемонические фразы обыграны, да и опытные команды сразу понимают, что вопрос основан на мнемонике и зачастую такие вопросы им не нравятся). Этот факт я искал сначала скорее для себя, т.к. изучал английские династии, но не мог запомнить их последовательность. Фраза понравилась логичностью, и я на всякий случай решил проверить, нет ли подобного вопроса в базе. Такого обыгрыша, к моему удивлению, ещё не было. Вуаля!

 


Вопрос 36.

Основатель Риги АльбЕрт БуксгЕвден, стремясь привлечь людей в город, добился того, что каждому переселенцу давали ЕЁ. По-польски ОНА – "Odpust" [Отпуст]. Назовите ЕЁ словом латинского происхождения.

Ответ: Индульгенция.

Зачёт: Точный ответ.

Комментарий: Альберт Буксгевден был епископом и добился папской буллы, дающей переселенцам индульгенцию. Слово "Odpust" [Отпуст] похоже на "отпущение". Мы начали наш пакет вопросом о грехе, а закончили вопросом об отпущении грехов.

Источник:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рига

2. https://translate.google.com/#pl/en/odpust

Автор: Сергей Терентьев (Санкт-Петербург)

Эксперт - Станислав Мальченков (команда "София" (Саранск), "Балтийский берег" играл за "Джойс Дивижн" (Саранск):

 

– В современном ЧГК давно стали каноническими вопросы, включающие в себя два предложения, каждое из которых по-своему раскрывает суть ответа, а также пуант – завершающую формулировку. Если подобные вопросы грамотно построены, то их, как, собственно, и всю нашу жизнь, можно сравнить с шоколадной конфетой. Игроки должны последовательно или параллельно тянуть за два противоположных конца обертки и успеть до истечения минуты развернуть ее.

 

Так вот, этот вопрос не такой. Довольно быстро становится ясно, что второй факт про польское слово служит в этом вопросе "добивкой", то есть присоединен к первому предложению, чтобы игроки могли проверить свою версию и убедиться в ее правоте. Действительно, даже если к вашей команде совершенно случайно накануне игры прибился знаток польского языка, читающий Мицкевича в оригинале, то он, наверняка, назовет основное значение слова "odpust" – "снисходительность" (гуглопереводчик знает всё!). Поэтому в этой ситуации стоит лишь отметить для себя, что польский язык во многом схож с русским, а, значит, созвучие может пригодиться. И после этого самое время броситься на штурм первого факта, который выглядит куда более перспективно.

 

В таких предложениях, где понамешано множество глаголов и деепричастий, всегда бывает полезно восстановить внутреннюю логику. Итак, если всё максимально упростить, то получается, что некий человек добивается от большой группы людей определенной услуги. Причем, очевидно, что услуга эта весьма немалая: представьте себе, что переселенцам придется бросить всё, сняться с насиженных мест и отправиться в неведомую глушь. Воспользовавшись методом мозгового штурма, попробуем предположить: как это в принципе можно сделать? Напрашиваются ответы: заставить, уговорить, заинтересовать.

 

Лучшая в мире наука политология (которую я преподаю) утверждает, что все ресурсы власти можно свести к трем основным: страх, убеждение и интерес. Первый здесь явно не подходит, иначе формулировка звучала бы примерно так: "каждый не желавший переселяться рисковал получить ИХ". Естественно, наилучшим средством кажется материальное вознаграждение. Однако, поразмыслив, мы обнаружим, что основатель вряд ли будет выдавать всем подряд много денег: ему всё-таки еще город строить, да и если каждому подарить даже по монете (латинское, кстати, слово), то недолго и разориться. В то же время, как мы говорили ранее, дар должен быть достаточно внушительным, чтобы заинтересовать первопоселенцев (нужно больше золота!). В общем, получается, что это всё не подходит, поэтому, скорее всего, использовалось что-то ценное, но не материальное, либо уговор и убеждение. А лучше и то и другое.

 

Соорудив примерно за 5-10 секунд эту шаткую конструкцию, мы должны напялить ее на скелет вопроса. Какую еще полезную информацию мы можем выцепить из текста? Для начала всё же понадобится какая-никакая эрудиция. Чтобы дополнить в голове картинку, которая пока состоит из одинокого и унылого Альберта у входа в пустой город, нам, как минимум, требуется понять, в какое время происходили события. Очевидно, это сузит круг вещей, которыми мог разбрасываться Буксгевден. Авторы вопроса не такие звери, чтобы требовать от игроков год основания Риги. Однако даже поверхностное представление об этой прибалтийской столице, наверняка, позволит воспроизвести в памяти фотки, на которых много-много готических шпилей. Значит, скорее всего, дело происходило в Средние века. Вряд ли раньше: даже если ЕГЭ по истории не был вашим звездным часом, вы сообразите, что более древние населенные пункты в этой местности обнаружить сложно.

Итак, получается, что у нас есть средневековый правитель, который хочет повлиять на толпу людей уговорами или чем-то бесплатным для него, но полезным для окружающих. Плюс не забываем о том, что это что-то можно назвать латинским словом. Все компоненты ситуации явно намекают на то, что без церкви здесь не обошлось. ОНА связанная с церковью в средние века – инквизиция, секуляризация, индульгенция….

 

Впрочем, не будем торопиться. Теперь вернемся к польскому "отпусту". В принципе, мы может придумать немало иностранных слов, связанных с русским глаголом "отпускать" – амнистия, эвтаназия, панихида и т.д. Первое, кстати, неплохо укладывается в реалии вопроса (что и отмечали комментаторы в ЖЖ), однако со скрипом отсекается. Во-первых, из текста вопроса следует, что переселенец получал ЕЕ уже после того, как приезжал в Ригу, а во-вторых, едва ли Альберт горел желанием наводнить город уголовниками. В конце концов, можно даже впопыхах сориентироваться и понять, что амнистия – это греческое слово с характерной отрицательной приставкой.

 

Версия же "индульгенция", как принято выражаться в наших кругах, "щелкает оглушительно" именно потому, что соответствует всем условиям: это дешевый по себестоимости предмет женского рода, имеющий важное символическое значение для темных масс, причем его название явно происходит из латинского языка и, очевидно, связано с отпущением грехов.

 

В завершение стоит отметить, что опытные команды, несомненно, взяли этот вопрос "не приходя в сознание" по явно выпирающей из вопроса и довольно заезженной конструкции: "кому-то что-то дали в Средние века? если не рыцарство, то точно индульгенцию". Тем не менее, для начинающих подобный пример вполне полезен, поскольку требует от них логической работы и позволяет почувствовать стандартную вопросную схему.

 

Авторский комментарий от Сергея Терентьева:

Этот факт найден чуть ли не в первом абзаце статьи Википедии про Ригу. Кстати, Википедия – неплохой источник интересных фактов (не в смысле раздел "интересные факты", хотя в нём зачастую лежат заготовки для вопросов, но часто вопросы по ним уже написаны). Но необходимо, чтобы глаз зацепился за что-то интересное. Кстати, будьте осторожны – статьи из Википедии лучше проверять серьёзными источниками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: