Исследовательская деятельность учащихся.




 

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

· развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

· координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

· подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

· выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

· определение темы и цели исследования;

· формулирование и отбор полезных гипотез;

· определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

· разграничение допущений и доказанных положений;

· планирование проверки гипотезы;

· планирование результата;

· составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

· установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

· систематизация фактов, явлений;

· интерпретация данных;

· использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

· установление аналогий;

· формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

· решение задачи в новой ситуации;

· написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

 

Название раздела, тема Практическая часть Форма контроля
     
Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. 1. Особенности научного стиля. 2. Подготовка доклада. 3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе. 4. Реферат. 5. Оформление стенда.   Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.       Проверка работ.
Исследовательские умения. 1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. 2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы. 3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.   Выполнение упражнений, заданий.   Решение исследовательских задач.   Написание рецензии   Проверка упражнений, заданий.   Проверка решений задач.   Проверка рецензии.
Работа с литературными источниками. 1. Работа с каталогом. 2. Работа со справочной литературой. 3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе. 4. Интернет как источник информации. 5. Этапы работы с литературными источниками.     Практическая работа в школьной библиотеке. Практическая работа в компьютерном классе.  
Этапы выполнения научно – исследовательской работы. 1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы 3. Изучение научной литературы по теме исследования. 4. Выполнение практической части исследовательской работы. 5. Анализ результатов. Выводы.     Проверка выполнения работы. Проверка выполнения работы.
Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ 1. Правила оформления исследовательской работы. 2. Оформление титульного листа и «Содержания» 3. Разделы «Введение» и «Заключение». 4. Оформление списка литературы. 5. Оформление ссылок. 6. Оформление приложения.   Оформление «Содержания» Написание разделов. Оформление списка литературы. Оформление приложения   Проверка выполнения работы  
Научный доклад – итог исследовательской работы школьника. 1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада. 2. Оформление к докладу.       Защита реферата на НПК
Подведение итогов. 1. Обсуждения. Рефлексия. 2. Планирование на будущий год.     Рефлексия


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: