3.1. Река Нева и её дельта
Движение судов и составов в разводные пролёты Санкт-Петербургских мостов в период их разводки осуществляется в соответствии с правилами пропуска судов при разводке Санкт-Петербургских мостов, утверждёнными комитетом по управлению городским хозяйством Мэрии города Санкт-Петербурга.
Очерёдность пропуска судов и составов, независимо от принадлежности, в разводку мостов устанавливается капитанами рейда по указанию диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт».Их расположения, касающиеся флота, обязательны для выполнения всеми судоводителями.
Движение судов и составов в разводку Санкт-Петербургских мостов осуществляется в кильватер с соблюдением интервалов не менее 500м при следовании сверху и менее 20м-снизу.
Разводные пролёты мостов имеют двухцветные светофоры, регулирующие движение судов в период разводки. Суда и составы, идущие сверху и снизу, встречаются выше и ниже Охтинского моста. Дальнейшее движение их продолжается после включения соответствующих разрешительных огней светофоров на разводных пролётах мостов Литейного, Охотского и Александра Невского.
Об изменениях режима движения судна (состава) капитан обязан немедленно оповестить по УКВ радиосвязи, идущие судна(составы), а о выходе из кильватерной колонны, кроме того, сообщить диспетчеру движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт» или капитану рейда, принимая все меры по безопасности плавания.
С промежуточных пунктов суда (составы) входят в кильватерную колонну с разрешения диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт».
Судам и составом, в случае невозможности прохода по своим не снижаемым высотным габаритам в спусковые (взводные) пролёты, разрешается движение в наведённые разводные пролёты мостов Лейтенанта Шмидта, Дворцового, Тучкова, Биржевого, Гренадёрского, Сампсониевского.
Суда грузоподъёмностью более 1000 тонн проводятся в эти мосты капитанами с помощью лоцмана или самостоятельно при наличии справки, выдаваемой ГБУ «Волго-Балт».
При одновременном подходе судов сверху и снизу к выше перечисленным мостам, первыми проходят суда, идущие в разводные пролёты этих мостов сверху.
Данное требование настоящего правила распространяется и на скоростные суда. Расхождение и пропуск судов выше и ниже мостов осуществляется на безопасном от мостов расстоянии.
Суда (составы), следующие в судоходные не разводные пролёты мостов, не должны мешать движению судов (составов), идущих в разводку мостов.
Все суда, осуществляющие плавание по рекам и каналам Санкт-Петербург, при выходе из них и продолжении движения по рекам Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка и Малая Невка должны соблюдать Правила плавания по внутренним водным путям РФ и «Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-Западного бассейна».
При закрытии судоходного пролёта моста для движения судов днём по центру пролёта вывешивается красный флаг, ночью створные и габаритные огни выключаются.
Запрещается:
- маневрирование пассажирских судов (подход, отход) в районе речного вокзала в период движения флота в разводку Володарского моста;
- расхождение пассажирских, грузовых судов и составов на участках Лобаново – Холм Славы (1334,0-1345,0км), на участке Лобаново - Пирогово(1334.0- 1349,0 км) плодовых и большегабаритных (нетиповых) судовых составов между собой, а также с другими судами, за исключением судов длиной 50м и менее и скоростных. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи, канал 5, диспетчером движения пункта мыс Святки и информационно-операторским пунктом Лобанова;
-обгон судов и составов на участке Холм Славы – Кузьминский мост (1336.5-345.0км), за исключением судов длиной 50м и менее и скоростных;
-движение всех судов и составов (в том числе пассажирских), не требующих разводки, на участке между мостами Лейтенанта Шмидта и дворцовых в период их разводке;
- движение судов и составов в разводку Кузьминского и Ладожского мостов без разрешения диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт»;
- одновременный выход судов и составов в реку Нева из Ладожского озера и Новоладожского канала. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи диспетчером движения Государственного бассейнового управления «Волго-Балт», п. Шлиссельбург:
- стоянка судов в два корпуса и более с внешней дамбы слипа Невского ССЗ;
- передача лоцманов с судов на участке Володарский мост – 5 ТЭЦ;
- движение всех судов, не оборудованных УКВ радиостанциями с соответствующими рабочими каналами, на участке6 мосты Лейтенанта Шмидта, Тучков-5 ТЭЦ в период разводки мостов; - движение судов и составов, независимо от их принадлежности, форм собственности по реке Нева с грузомнефтепродуктов, без осмотра в районе п. Шлиссельбург (1318.0-1320.0км) системы управления и автоматики, винторулевого комплекса и персонала.