Родительство и воспитание родителей




Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности ро-дительства как сложного многогранного явления. Родительство можно рассматривать как:

• биологический, социокультурный и психологический фено­мен;

• интегральное психологическое образование личности (отца и\или матери);

•надындивидуальное целое (мы-родители);

• социальный институт, объединяющий два других института — отцовство и материнство;

•деятельность родителя по уходу, материальному обеспече­нию, воспитанию и обучению ребенка;

•этап в жизни человека, который начинается с момента зача­тия ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;

• как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя;

• объективный факт происхождения ребенка от конкрет­ных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах ЗАГСа;

•субъективное ощущение человека себя родителем;

•кровное родство между родителем и ребенком;

•осознание родителями родственной связи с детьми;

На наш взгляд, вполне приемлемо выделять характеристики родительства по определенным критериям: по форме: материнство и отцовство; по структуре семьи: родительство в полной семье, с двумя родителями; неполной семье, с одним родителем, материн­ской семье; по степени родства: биологическое родительство (ро­дители, воспитывающие ребенка, являются родными для него); социальное родительство (ребенка воспитывают приемные роди­тели); смешанный тип родительства (в этом случае приемным яв­ляется только один из родителей, со вторым же ребенка связывают кровные узы).

Воспитание родителей — международный термин, под кото­рым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Ис­следование проблем семьи и семейного воспитания показыва­ют, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска или проблемным семьям, они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних по­требностей и растущих требований общества к семье как социаль­ному институту.

Анализ содержания понятия «воспитание родителей» позво­ляет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жиз­ни семьи, а не только с определенными методами воспитания де­тей и формирования их поведения. В понятие «воспитание роди­телей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном счете речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разносто­роннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание роди­телей составляет часть социальной политики современного обще­ства (табл. 44.).

Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспи­тание родителей», так как оно означает накопление и освое­ние необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания родите­лей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспита­ние родителей - это прежде всего накопление знаний и навы­ков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от се­мейной психотерапии и семейной консультации по вопросам се­мьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными наличность и взаимодействие между людьми. Воспитание родителей в большей степени — просветительская ра­бота, обращенная к созданию человека (Ю. Хямаляйнен, 1993). При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней по­мощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуаль­ные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких пер­спектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать от­ветственность за своих детей [].

В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведе­нием ребенка, других - на его интеллектуальном развитии, тре­тьих - развитии личности и социальной компетентности. Общим для всех программ по воспитанию родителей является стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи воспитания родителей можно класси­фицировать исходя из особенностей каждого из периодов разви­тия ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывает­ся, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Следовательно необходимость воспитания родителей можно обосновать благопо­лучием ребенка и семьи в целом либо общественной значимостью данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: