1) Информативные (реферат-конспект); в таких рефератах кратко излагаются основные данные и выводы авторских текстов.
2) Описательные, указательные; в таких рефератах разбираются пути решения проблемы, анализируются факты; такой реферат более творческий, подробный.
3) Смешанный реферат. Критерии этого реферата еще не обоснованы. Главное – соответствие теме. Он сочетает особенности первого и второго рефератов.
В зависимости от подробности описания выделяются рефераты:
Репродуктивные: реферат- конспект, реферат-резюме;
Продуктивные: реферат-обзор, реферат-доклад.
В реферате-резюме содержится библиографическое описание источника, указываются его тема, центральная проблема, основные выводы источника, определяется его адресат. Могут быть охарактеризованы актуальность, новизна, практическая ценность, содержание и структура работы. Инициалы и фамилия составителя реферата указываются в конце вторичного текста.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения
Реферативный обзор - это научно-исследовательская работа по определенной теме, цель которой состоит в том, чтобы выяснить степень исследованности предмета. В обзоре раскрывается проблематика источников, посвященных данной теме, и сравниваются предлагаемые в них решения исследуемых проблем. В результате составителем делаются выводы о том, какие проблемы можно считать решенными, исследование каких из них остается актуальным, какие еще ждут своего решения.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Речевые клише:реферат посвящён такому актуальному вопросу, как…, темой реферата является…, в реферате рассматривается…, в центре внимания автора находится…, на первый план автором выдвигаются…, в своей работе автор ставит / затрагивает / освещает / останавливается на следующих проблемах…, данная тема представляет особую актуальность, так как…, данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы…, данная тема привлекает внимание многих учёных…, автор привлекает к анализу следующие материалы…, материалом исследования послужили…, в основе реферата лежат материалы исследований…, первая точка зрения принадлежит… и заключается…, мы разделяем точку зрения автора…, нельзя не согласиться с мнением автора о том…, следует отметить недостатки в позиции автора…, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…, можно сделать заключение, что…
Задание 1.Прочитайте реферат, составленный по книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?». Какие компоненты нашли в нем отражение? Назовите речевые клише реферата. Определите тип реферата.
В книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?» дано определение культуры речи. Автор исходит из того, что в основе ее лежат общепринятые языковые нормы. Вместе с тем он считает необходимым включить в учение о культуре речи те речевые явления и сферы, которые не входят в канон литературного языка.
Книга состоит из четырех разделов: «Что надо знать о культуре речи», «Правильно | |