Консецеативная демократия




Политология

Политика есть концентрированное выражение экономики страны (Чем выше экономика, тем самостоятельней политика). Политическую психологию формирует любое события. То, что обсуждают люди – психология, а то, что официально написано – идеология(Всегда продуманна, хорошо подана и так далее).

Отличия полит. психологии от полит идеологии:

1) Психология складывается под влиянием повседневных условий жизни людей через их опыт.

2) Идеология вырабатывается теоретиками полит. системы на основе накопления, переработки информации.

3) Психология не обладает внутренней упорядоченностью и может противоречиво отражать действительность.

4) Идеология всегда теоретически систематизирована.

5) Психология носит так называемый реактивный, то есть мгновенный характер. Идеология таковой не является.

Политическая система*

*- совокупность институтов и организаций, выражающих и защищающих интересы составляющих данное общество классов и наций и регулирующих отношение между ними.

Объект политологии – общество в целом. Три элемента: полит отношений, сознания и системы.

Метод - совокупность и средств, обеспечивающих изучение предмета науки

Методов три группы:

1) философские (наиболее общие принципы построения теоретических знаний. К ним можно отнести: 1. Анализ и синтез, 2. Индукцию и дедукцию, 3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, 4. От общего к частному)

2) Общенаучные (Связаны с философскими, основаны на них, но имеют менее абстрактный характер. Их используют различные науки. Например: 1. Математический метод, 2. Метод сравнительного анализа, 3. Метод моделирования, 4. Прогнозирования)

3) Специальные (Базируются на первых двух, но ещё менее абстрактные)

Для политологии можно выделить следующие методы:

1) Метод факторного анализа. (Анализ с точки зрения различных факторов)

2) Психологический и биологический методы. (Использование психологических факторов)

3) Моделирования и/или прогнозирование политических процессов

Категории законов

Это основные понятия науки, которые отражают существенные черты и свойства изучаемой реальности. Понятийно-категориальный аппарат. Его можно разделить на три группы:

1) Общенаучные категории. (Система, структура, модернизация.).

2) Собственно-политические категории. (Полит. конфликт, полит лидерство, полит власть).

3) Категории дисциплин, пограничных с политологией. (Полит. экономия, социология и так далее).

Главной категорией в политологии является политическая. Эта категория имеет три трактовки.

1) Политика это отношение между классами, нациями и государствами по вопросу:

a. а) Достижения

2) Политика это деятельность государства по управлению обществом

3) Политика как искусство по достижению своих интересов. (И наши и ваши спляшем)

Закон*

*- связь между явлениями и процессами, происходящими в действительности. Связь эта обладает целы набором качеств:

1) Повторяющаяся

2) Устойчивая

3) Необходимая

4) Объективность (независимость от воли субъекта)

Законы в сфере политики:

1) Демократизация

2) Интернационализация и глобализация

3) Детерминация (причинность) внешней и внутренней политики

4) Уровень развития страны

5) Гуманизация политики

Структура политологии:

1) Полит. философия

2) Полит. социология

3) Полит. психология

Международные отношения, геополитика – это так называемые субдисциплины, то есть научные дисциплины, предмет которых полностью поглощается предметом политологии.

Ф-ции политологии:

1) Когнитивная

2) Идеологическая или мировоззренческая

3) Прикладная функция

4) Функция прогнозирования

5) Функция полит. социализации

Другая лекция

1 Самое древнее направление полит. мысли, раскрывающее причины возникновения и сущность государства это так называемые теологическое направление, согласно которому государство это продукт божьего проведения:

1) Царь

2) Фараон

3) Раджа

4) Император

5) Наместник Бога на земле (может общаться с Богом только через жречество)

2 Другая теория это теория естественного возникновения государства. Лучше всего об этой сущности заложено в трудах Платона и Аристотеля («В основе любого государства лежит семья, несколько семей, проживающих на одной территории образуют селения, а несколько селений на одной территории приводят к возникновению государства. Таким образом государство возникает естественным путём ради потребности жизни на земле», «Государство является необходимой и вечной формой общежития людей»).

3 Третье направление это теория общественного договора, согласно которым государство возникает в результате сознательного заключение договора между людьми, проживающими на одной территории. Основоположники: Джон Лок, Томас Гоббс, Шарь Луи Монтеспье. Существуют три права: право на жизнь, свободу и собственность. Общей чертой естественного состояния людей является неограниченная личная свобода, которая рано или поздно приводит к войне всех против всех. Частью своих прав и свобод люди сознательно поступаются в пользу государства, обеспечивающего безопасность их жизней и имущества. В работах Руссо всё это развернуто написано. Он вывел закономерность возникновения государства лежит ничто иное, как развитие орудия труда.

Разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, отделение земледелия от ремесла, потом было отделение ремесла от торговли. Это разделение труда привело к неравенству, а благодаря неравенству появляется частная собственность. Частная собственность это та собственность, которая приносит прибыль. Там где возникают частная собственность, возникают классы.

4 Маркс полностью использовал схему Руссо, объясняющую причины возникновения государства, однако сделал совершенно иной вывод о сущности государства. Причина возникновения труда такая же. Для него государство это орудие классового господства. Опред: государство это особый аппарат для поддержания власти экономически господствующего класса. Короче у Руссо государство это няняня чтобы всё было хорошо, а для Маркса это доеная корова.

5 Кроме Маркса было ещё направление: «Концепция насильственного возникновения государства.».

6 Психологические концепции. Бихейвиористские. Все делятся на управляющих и управляемых

Современная трактовка государства: государство - это универсальная, территориально-политическая организация, обладающая властью в социально-разнородном обществе.

Власть это способность и возможность осуществлять свою волю, то есть оказывать определяющее воздействие на людей с помощью права авторитета и силы.

Признаки государства:

1) Суверенитет (Это присущее государству верховенство и свобода законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории и независимость в международных отношениях и на мировой арене)

2) Территории (Государство объединяет и защищает людей, населяющих его территорию и являющихся его гражданами, не зависящих от их религиозных, расовых, национальных признаков)

3) Публичная власть (Выделенная из общества и несовпадающая с населением страны группа людей. Эту власть составляют аппарат чиновников, полиции)

4) Система налогов (Необходима для содержания: гос-аппарата, проведения определенной социальной политики, обеспечение обороноспособности страны, её национальной безопасности)

5) Право (закрепленная в конституции страны и определяющая юридические нормы, обязательные к исполнению как со стороны граждан, так и со стороны государства

Помимо перечисленных выше признаков государство обладает монопольными правами:

1) Издание законов. А так же на правоприменительную и правоохранительную деятельность

2) Легальное применение силы. (Физическое принуждение, лишение граждан свободы и/или жизни)

3) Взимание налогов

4) Объявление войны и мобилизация населения на решение общих государственных задач

5) Печатанье денег

 

Форма госудрства

1) Форма гос правления

 

Монархия Республика

 

 

Абсолютная Констит. Аристокр Демократ

 

Парлам Дуалист парлам презид смеш

 

 

Форма государства это форма организации политической власти, включающий в себя:

1) Форму гос правления

2) Форму гос устройства (Унитарн, ведерат, конфедерация)

3) Полит режим (демократ, антидемократ)

Форма любого государства напрямую связана с национально-историческими и религиозными особенностями страны и населяющим её народом с уровнем его культуры и социально-экономического развития

Форма любого государства определяет природные, климатический и геополитический фактор.

Форма правления это система формирования высших органов власти и их взаимодействия.

Монархия это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке прстолонаследия.

В абсолютных монархиях законодательная, исполнительная и судебная власть в полном объеме принадлежит монарху. На сегодня эта форма правления сохранилась в странах восточных цивилизаций.

В конституционной монархии власть монарха ограниченна конституций страны. Она делится на дуалистические и парламентские.

В дуалистических монархиях монарх обладает правами назначения и смещения кабинета министров(исполнительной власти), правом абсолютного и отлагательного вето в решениях парламента, монарх выполняет ряд представительских и внешнеполит. Функций.

Парламентские монархии. Роль монарха формальна. Она сведена либо к представительским функциям, либо за монархом номинальна.

Помимо этих видов монархии существуют государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью. Такие монархии называются теократическими и распространены на территории тех государств, где исповедуют ислам.

Существуют также выборные монархии – это государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выбирают единого правителя. (Арабские эмираты, Малайзия).

Основные признаки всех монархий:

1) Высшая государственная власть передаётся по наследству

2) Осуществляется бессрочно

3) Не зависит от воли граждан данного государства

Республики

Аристократические или олигархические республики известны с древнегреческих времен и означают выборную власть немногих лучших или немногих богатых. Эри формы правления существовали в средние века в итальянских городах и в древнерусских городах. На сегодняшний день эти формы правления практически отсутствуют, хотя отдельные элементы как знатность, богатство являются актуальными при формировании правящей элиты многих современных государств

Демократические республики:

1) Парламентская. Строится по принципу верховенства парламента над правительством. Так как правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. Однако реальная власть принадлежит премьер-министру. А за президентом оставлены представительные функции

2) Президентская. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент избирается независимо от парламента либо коллегия выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В условиях президентской республики парламент обладает правом импичмента

3) Полупрезидентская. Объединяет ряд характеристик парламентской и президентской республики. Президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент назначает правительство и премьер министра. Он в праве распустить парламент и назначить новые выборы. А так же обла дает правом вето. Функции главы государства и правительства осуществляется коллегиальным органом, федеральным советом. Этот федеральный совет выбирается на коллегиальной основе, состоит из семи членов. Швейцарию можно считать президентской республикой с коллегиальной какой-то хуитой.

Суперпрезидентские республики. Распространены в странах африканского континента. Центральная фигура в системе государственных органов – президент, который является как правило лидером правящей легальной партией, либо это человек, пришедший к власти в результате военного переворота. Президентская власть передается по наследству а избирательная компания приобретает форму ритуала.

Основные признаки республик:

1) Выборность власти президента и парламента

2) Деятельность выборной власти в течение определенного срока

3) Зависимость власти от её избирателей.

Форма государственного устройства отражает способ территориально-политического деления государства и распределение полномочий между центром и периферией

Унитарные государства - государства, части которых являются административно-территориальными единицами единого целого и не обладают признаками государственного суверенитета.

Федеративные государства обладают двумя официальными уровнями власти. Уровень центральной власти и уровень субъекта федерации. Распределение полномочий определено конституцией страны. Субъекты федерации могут иметь собственное административно-территориальное объединение. НО субъекты федерации лишены права самостоятельного участия в МО.

В случае нарушения союзного законодательства центр имеет право на использование военной силы по отношению субъектов федерации так как его действия угрожают национальной безопасности федеративного государства.

Еще одна лекция.

Синигамбия распалась на Сенегал и Гамбию. В конфедерации отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Помимо перечисленных выше форм гос устройства существовали так же империи, то есть объединения обширных территорий

1) сильной централизованной властью

2) Разнородным этническим и культурным составом населения

3) Огромная территория

Примеры: российская империя, османская империя, британская империя.

Политический режим.*

*Механизм политического властвования. Любой * зависит от нескольких позиций:

· Формирование органов гос власти

· Назначение сверху при участии узкого круга более влиятельных лиц

· Распределением власти между различными ветвями власти, а также между различными полит силами.

· Осуществление контроля над деятельностью власти

· Использования различных методов осуществления властив

Политические свободы:

1) Свобода слова

2) Печатания

3) Митингов и собраний

4) Совести

5) Исповедовать или не исповедовать веру

Положение СМИ в обществе и степень гласности в обществе

Политический и юридический статус силовых структур в государстве.

Исходя из всего сказано полит режимы можно подразделить можно разделить на демократические и антидемократические, т.е. тоталитарные и авторитарные.

Функции любого государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние

Внутренние функции государства:

1) Защита существующей экономической, полит и социальной системы (Суверенитета)

2) Управление и регулирование экономической жизнью страны. Создание максимально благоприятных условий для ее развития и роста

3) Регулирование социальных отношений (межклассовых, межнациональных, меж профессиональных)

4) Образовательная и культурно-воспитательная функция в соответствии современным уровнем развития научно-технического процесса.

5) Функция охраны общественного порядка и поддержания опред дисциплины в обществе.

6) Обеспечение национальной безопасности государства, общества, личности

7) Идеологическая функция. Во многом определяется политическим режимом государства

Внешние функции государства:

1) Защита интересов данного гос-ва на международной арене

2) Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в эконом, полит, соц и культурных сферах

3) Обеспечение обороны страны, либо военной экспансии

Структура государства

1) Представительные органы власти = законодательные органы

2) Исполнительно-распорядительные органы власти

3) Органы суда и прокуратуры (верховный суд, конституционный суд, мировой суд)

4) Органы охраны общественного порядка (МВД)

5) Охрана национальной безопасности (ФСБ)

6) Вооруженные силы

Политический режим

1) Тоталитаризм

Термин был введен в политическую лексику в 20-е 30-е годы ХХ века итальянскими антифашистами для определения режима Муссолини. Это режим, при котором политическая власть стремится установить полный тотальный контроль над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Главный признак тоталитаризма как политического режима – массовые репрессии, физическое устранение несогласных с проводимой политикой (убийства). Збигнев Бжезинский – пидарас и хуесос. Он выделил пять основных признаков тоталитаризма:

· Монополия на политическую и все другие виды власти, которая принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Эта монополия означает

a) жесткая централизация власти

b) отсутствие узаконенного механизма преемственности политической власти

c) отсутствие узаконенной оппозиции

d) превращение общественных организаций движения в зависимые от политической элиты структуры

· Детальная регламентация со стороны полит власти всех сторон жизни общества, в том числе и личной жизни.

· Произвол власти. Он означал: отсутствие реальных прав и гарантий граждан а так же социальных групп и общности, основа режима – насилие, насаждение страха, использование террора во внутренней и внешней политике, создание образа внутреннего и внешнего врага, милитаризация экономики и общественной жизни.

· Бесправное положение личности, установление абсолютного примата (превосходства) интереса власти над личностью

· Господство одной идеологии, внедрение её в сознание людей через СМИ, деятельность которых была монополизирована государством

2) Авторитаризм. Существуют три точки зрения по вопросу соотношения тоталитаризма и авторитаризма:

· Тоталитаризм и авторитаризм отождествляются

· Тоталитаризм и авторитаризм это два разных режима

· Авторитаризм – разновидность тоталитаризма

Признаки авторитаризма:

· Репрессии не носят массовый характер

· Не является репрессивным режимом

· Ограничение свободы личности социальных общностей касаются только политической сферы и носят разрешительный характер

· Политическая оппозиция либо запрещена, либо сильно ограничена

· Идеология не доведена до степени догматизма

3) Демократия (Власть низших слоев населения, торжество бунтующей черни)

· Отсутствие монополии на власть

· Отсутствие руководящей роли какой-либо партии в политической системе

· Многопартийность, как форма проявление политического плюрализма

· Наличие политической оппозиции.

· В условиях демократии борьба между правящим партиями и оппозицией ведется только политическими и идеологическими методами, исключая репрессии

· При демократическом политическом режимы власть в основном принадлежит гражданскому обществу, которая формирует политический и общественный институты и главным средством власти является.

Внутрисистемная оппозиция предполагает, что между конкурирующими политическими силами есть согласие по поводу сущности и природы социально-экономической, политической системы, её ценностей и идеалов, но нет согласия по поводу выбора конкретной политики вариантов решения той или иной общенациональной проблемы

Антисистемная оппозиция. Выступает против коренных основ всей социально-экономической и политической системы за её уничтожение

ультралев л Л.Ц Центр правый центр п. ултрапр.

Трудовая р КПРФ ЛДПР Яблоко едро СПС СС

Ультралев и ультраправ это вид антисистемной оппозиции, которая в политической процессии выступает единым фронтом.

Под внесистемной оппозицией журналисты подразумевают все те партии, которые представлены в парламенте, но не играют важную роль в принятии политических решений.

Афинская демократия(VII в до н.э.). Высший орган власти «Народное собрание»(«Агора»). Агоре могли участвовать только граждане Афин, чьи отец и мать родились в Афинах

· Не могли быть гражданами те, у кого родители были проданы в рабство. (Человек мог и сам стать рабом. За долги, например)

· Не считались полноправными женщины, которые не могли нести военную службу

· Не имели право участия Метеки. Это переселенцы из других земель

· Жрецы, судьи, командующие афинским войском.

594 год до н.э. главным архонтом избрали Солона. Реформы, которые провел Солон положили начало развитию древнегреческой демократии. А позже и демократии во всем мире. Он отменил долги афинских земледельцев и убрал долговые камни. Вернул долговых рабов и искоренил долговое рабство. Разделил всех афинян на четыре разряда в зависимости от доходов:

1) Наиболее богатые граждане. Они обязаны были оснащать и содержать военные корабли, но зато на высшие должности в государстве могли быть избраны только они.

2) Люди менее богатые. Всадники. Они несли службу в коннице

3) Афиняне среднего достатка. (Самый многочисленный класс). Они приобретали снаряжение тяжеловооруженных воинов.

Модели демократии:

1) Прямая демократия. Такая модель демократия при которой не существует посредников между гражданами данного государства и властью. Принятие новых законов, реформирование в различных сферах общества производятся на основе результатов референдумов прямым голосованием граждан

2) Представительная демократия. Демократия через посредников (Депутаты). Эта модель существует в подавляющем большинстве государств. Модели:

· Либеральная модель. Рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их (граждан) от произвола властей и беззаконных действий других людей. Разработчики: Томас Гоббс

· Охранительная. Эта модель предоставляет гражданам солидные возможности для выбора их образа жизни при полной ответственности за свой собственный выбор. Эта модель фиксирует невмешательство государства во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества

· Элитарная. Представители этой модели делят общество на правящее меньшинство и не властвующее большинство (Отсутствие интереса к политике, отсутствие знаний о политике, отсутствие информации, отсутствие умения принимать политические решения) => масса передает элите право руководить политической жизнью общества. Политическое участие массы ограниченно выборами «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать себе правителей» И. Шумпетер

· Плюралистическая

Консецеативная демократия

Пропорциональность – основной принцип реализации политического представительства в том числе и меньшинств, получающих возможность.

Для консецеативной демократии необходим

Равное влияние всех сегментов и их представителей на принятие политических решений, право вето меньшинств.

Консецеативная демократия существует частично в Канаде, Австрии и в Бельгии

Суверенная демократия

Суверенная демократия это современная модель российской демократией. Введён сурковым. Для суверенной демократии характерны два основных признака:

1) Независимость в принятии политических решений и законов, касающихся внутренней и внешней политики от других государств.

2) В условиях суверенной демократии, если интересы личности идут в разрез с интересами большинства общества, побеждают интересы большинства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: