Политический конфликт как форма политического процесса




1) Соотношение категорий противоречие и конфликт

2) Основные этапы динамики конфликта

3) Разновидности конфликта

4) Конфликт политический

5) Основные методы разрешения конфликта

6) Провокации

Противоречие это совокупность двух или более противоположностей, либо а) внутри объекта (внутреннее противоречие), либо б) между объектами (внешнее противоречие). Существуют противоречия антагонистические и неантагонистические. В неантагонистических развитие противоположностей в их единстве ведет к совершенствованию объекта, а в антагонистических противоречиях развитие противоположностей ведет к исчезновению одной из них и гибели объекта в целом.

Конфликт является апогеем развития любого противоречия.

Конфликт это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в процессе противоборства

Динамика конфликтов состоит из нескольких этапов

1) Конфликтная ситуация. На этом этапе стороны осознают и артикулируют свои интересы в процессе противоборства. Особенность конфликтной ситуации заключается в том, что если притязание каждой из противоборствующих сторон частично удовлетворяется с помощью политики компромисса, то конфликтная ситуации не перерастает в конфликт.

2) Эскалация конфликта.

3) Достижение пиковых отметок

4) Спад конфликта

5) Исход конфликта. Возможны две альтернативы: а) Конфликт завершен полностью, б) Конфликт завершен частично. Если конфликт завершен частично, то возможно возникновение двух феноменов а) Перманентности конфликта, б) Многомерности конфликта (феномен появления конфликтных ситуаций между противоборствующими сторонами по самым разнообразным причинам)

6) Постконфликтный синдром

Разновидности конфликта. Существует множество оснований для классификации конфликта:

1) По степени значимости. а) Глобальные общечеловеческие конфликты, б) Национально-государственные конфликты, в) Внутригосударственные конфликты.

2) По сферам общества.

Конфликт политический это такое состояние политических отношений, в котором участники ведут борьбу за

1) Власть

2) Статус

3) Ресурсы

Целью этой борьбы является: а) Нейтрализация противника, б) Нанесение ущерба, в) Уничтожение.

Классификация политических конфликтов:

1) Конфликт интересов. Это наиболее распространенный тип конфликта за власть, статус, ресурсы.

2) Конфликт ценностей. Этот конфликт характерен для государств с неустойчивой политической системой, где борьба между противоборствующими сторонами происходит вокруг интерпретаций и внедрения в жизнь ценностей, свободы, демократии и автономии.

3) Конфликт идентификаций. Расовый, национальный, языковой, религиозный.

Кроме того конфликты могут подразделяться на:

1) Горизонтальный (Между индивидами, группами, общностями)

2) Вертикальные (Между субъектами политической власти)

Существуют три альтернативы разрешения конфликтов:

1) Мирное урегулирование

2) Установление политики «Статус кво»

3) Использование силы

Каждая из этих альтернатив имеет свои методы разрешения конфликта:

1) Мирное урегулирование. а) Метод переговоров. Возможен тогда, когда вместе с противоборствующими сторонами имеется минимальная сфера совпадающих интересов. б) Метод примирения сторон. Этот метод используется на основе сближения позиций противоборствующих сторон через посредника. в) Метод третейского разбирательства. Арбитраж (Стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон)

2) Установление политики «Статус кво». а)Метод избегания конфликтов. б) Метод отрицания конфликтов, либо его подмена

3) Силовое решение. Метод конфронтации: а) Экономическая блокада, б) Дипломатическая, в) Использование регулярных войск или диверсионных групп

Провокация — прием политического противоборства, который включает в себя специально организованные акции подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны противника и использования последствий провокации для:

1) Дестабилизации обстановки

2) Эскалации насилия

3) Дискредитации деятельности политических лидеров, партий и целых государств.

4) Дезинформации общественного мнения

Функции провокации:

1) Предлог

2) Дестабилизация (Внутренней и внешней обстановки)

3) Дискредитация (Государств, партий, лидеров)

4) Дезинформации. а) Искажение фактов, б) Дает одностороннюю информацию, в) Используют вымысел («Утку»)

Политическая культура

План:

1) Определение политической культуры

2) Характеристики её в сфере сознания и поведения

3) Типы политических культур

4) Функции политической культуры

5) Российский феномен политической культуры

Категориальный статус данное понятие приняло во второй половине ХХ века в работах основоположников современной политологии Габриэля Алланда, Сэмьюэля Верба. Толчком к исследованию феномена политическая культура стало сравнительное изучение политических систем в разных странах мира после второй мировой войны

Почему одни и те же политические институты в разных странах работают по разному, а некоторые, перенесенные из америки в азию не работают ваще? Ученые пришли к выводу, что политические институты функционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а субъекты политического процесса обладают соответствующими культурными характеристиками.

Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в а) Продуктах материального и духовного труда, б) В системе норм и ценностей, в) В совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе

Политическая культура — система исторически сложившихся относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, а так же моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политических процессов и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Это совокупность политического сознания и политического поведения.

Любая политическая культура включает в себя позитивные(нормативные) ориентации и модели и негативные ориентации и модели.

В каждом обществе могут существовать одновременно несколько политических культур. Это связанно с классовой, национальной, религиозной, территориальной дифференциации. Субкультура/контркультура.

Политическая культура любого общества складывается из:

1) Общей или господствующих культур.

2) Субкультур

3) Контркультур

Характеристика политической культуры в сфере сознания

1) Степень интереса субъекта к политике. Большой, средний, малый, полное отсутствие

2) Отношение к существующей политической системе. Одобрительное, неодобрительное, диферентное

3) Отношение к правовым и моральным нормам

4) Самоидентификация субъекта. Я правый, я левый, я центрист.

5) Политический язык

6) Готовность принять личное участие в политических акциях.

В сфере поведения

1) Формы и степень участия в политической жизни общества

2) Формы и уровень взаимодействия с государственными институтами

3) Формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества.

4) Формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса

5) Тип политического поведения.

Типы полит культуры по Веберу

1) Патриархальный

2) Подданнический. Отличается сильной политической ориентацией населения при низкой индивидуальной активности граждан. В этом типе политической культуры почтение к монарху или политическому лидеру сочетается с высоким гражданским сознанием. Этот тип культуры встречается в условиях тоталитарного и авторитарного режима

3) Партиципаторный. Отличается тем, что граждане зантересованны в политической жизни страны и проявляют значительную политическую активность. В реальной политической жизни чистых типов политических культур нет. Чаще всего образуются смешанные типы с преобладанием компонентов той или иной политической культуры. Например: патриархально-подданеческий, подданечески-партиципаторный etc.

Кроме выше предложенной типологии может использоваться территориально-национальная полит культура. Например: политическая культура США, политическая культура Германии.

Функции политической культуры:

1) Нормативная. а) Задает индивидам, группам и общностям общество в целом, определенные нормы, стандарты мышления и поведения, б) Обозначает границы дозволенного в политике, в) Фиксирует иерархию политических ценностей. Государство, общество, личность

2) Воспитательная. Формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе.

3) Мобилизационная. Организует граждан на решение определенных социально-экономических и политических задач.

4) Интеграционная. Обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данному обществу (Сплачивает людей)

5) Репродуктивная. Способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений и тем самым связывает поколения

Российский феномен политической культуры. На особенности политической культуры России повлияло несколько факторов:

1) Геополитическое положение страны. а) Огромная территория сформировала у россиян имперско-державное сознание, б) Традиционно-враждебное внешнее окружение => Образ внешнего врага, в) Постоянная угроза, либо состояние войны,

2) Идея соборности.

3) Многовековая отстраненность граждан от рычагов власти и их отчуждение от государств. Это породило и закрепило в массовом сознании разнообразные анархические антиправовые антигосударственные стереотипы

4) Низкая способность общества к самоуправлению и саморегуляции при решении проблем обыденной жизни одновременно высокая способность к мобилизации в ситуации войны и других масштабных действий

Влияние этих факторов предопределило общие особенности российской политической культуры:

1) Приоритет интересов государства и общества перед интересами личности.

2) Традиционное патриархальное отношение к власти. Персонифицирование ситуации.

3) Надежда на сильного справедливого лидера.

4) Недооценка роли представительных выборных органов. Подсознательное отождествление власти с исполнительной ветвью власти.

5) Неуважение к системе права.

6) Нетерпимость, агрессивность к чужому мнению и непоколебимая уверенность в своей правоте.

7) Склонность к стихийным формам политического процесса.

Политические партии

1) История становления политических партий

2) Определение партий

3) Типология партий по М. Дюверже

4) Типология партийных систем по Д. Сартори

5) Функции партий

Слово партия происходит из латинского языка. Pars – част, группа. Использовался в древней Греции для обозначения части населения проживающего на различных территориях

1) Первое деление людей на партии производилось по территориально-географическому признаку. Так появились в древней Греции партии города, долин, равнин.

2) Др. Рим. Слово партия стало использоваться для обозначения различных социальных групп, соперничающих друг с другом.

3) Середина века. Партии стали называть сторонников какой-либо династической группы.

4) Эпоха позднего средневековья. Возникают партии знати, народа, могли возникнуть партии буржуа, работников. До конца XVIII-середины XIX в. эти партии были чрезвычайно неустойчивы и даже аморфны. Они не располагали определенной системой взглядов, не имели программы, уставов, четкой иерархической структуры и дисциплины.

Либерализм — эта идеология образованны в XVII-XIX в. Краеугольным камнем является человек, его естественные права и возможность их реализации. + Демократические свободы. (Слова, печати, собраний).

Либерализм, как идеология а)подчеркивает абсолютную ценность любого человеческого индивида, б) Изначальное равенство всех людей от рождения, в) Либерализм подчеркивает и настаивает на автономии индивидуальной воли и преимуществе каждого индивида его интересов над интересами группы, общности, общества в целом, г) Верховенство закона «Разрешено все, что не запрещено», д) Ограничение сфер деятельности государства, защищающего личность от государственного вмешательства в частную жизнь, е) Реформирование всех сфер общественной жизни с целью улучшения качества жизни индивида.

Консерватизм. Характеристики

а) Защита традиционных устоев, незыблемых моральных ценностей

б) Отрицание революционных изменений, защита медленного реформирования

в) Углубленная религиозность социума

г) Формирование и развитие общества равных возможностей, но неравных результатов

д) Приоритет общественных интересов над индивидуальными

Анархизм — от греческого слова «безвластие». Означает уничтожение государства, как политического института и замена его свободной, добровольной ассоциацией граждан, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности.

Партия — политическая организация, которая выражает и защищает общие или основные интересы какой-либо социальной группы или общности, обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой, идеологией, конкурирует с другими политическими объединениями в борьбе за государственную власть или за политическое влияние в обществе. Главное отличие партии от всех остальных — получение или стремление к получению политической власти и её осуществлению (а) участие в выборах, парламентской деятельности, в) в работе правительства)

Pressure group или группа давления — это некий коллектив, обладающий различными методами поддержки или срыва определенных политических решений.

Lobby(кулуары или преддверие парламента). Её деятельность заключается в обработке депутатов, либо государственных чиновников в целях вынесения нужного лоббистам решения. В нашей стране деятельность лобби незаконна. В США законна.

Социализм

Это идеология, которая основывается на привилегиях производителей материальных ценностей для торжества социального равенства. Основной принцип социализма: от каждого по способности каждому по труду. Это первая фаза. Вторая фаза — коммунизм (от каждого по способности, каждому по потребности).

Типология партий по Дюверже:

В основе лежит организованная структура партии. Делятся на организационно-оформленные и организационно-не оформленные.

Органз-оформл(Ультраправые или ультралевые.) предполагают:

1) Наличие партийных билетов

2) Партийных взносов

3) Строгую партийную дисциплину

4) Наличие постоянных партийных собраний и конференция

5) Наличие иерархичной структуры партийной власти

6) Партийные руководители осуществляют политическую работу, как профессиональную деятельность.

Организ-не оформ. Это те партии, которые этих признаков не имеют. Членом партии становится любой индивид, который процессе голосования отдал голос за кандидата данной партии. Большинство партий в условиях демократических режимов является организационно-не оформленными партиями.(Единая Россия, ЛДПР)

М. Дюверже разделил партии на кадровые и массовые.

Кадровые партии это организационно-неоформленные партии. Их особенности

1) Отсутствует механизм приема в партию и официального членства партии

2) Партия носит электоральный характер, то есть оживляет свою деятельность во время выборов

3) Складывается из очень многих известных людей в стране. То есть представителей элиты

Массовые партии это как правило социал-демократические, коммунистические партии. Для них характерны:

1) Высокая численность

2) Формализованная партийная структура, основанная на выборах снизу доверху

3) Строгая дисциплина

4) Постоянная взаимосвязь между членами партии

5) Кроме электоральной деятельности, большая роль отводится идейно-воспитательной работе, а также рекрутированию новых членов.

К этой классификации позже была добавлена ещё одна разновидность партии «Поймай всех». Это партии народного недовольства. С точки зрения организационной структуры эти партии могут иметь элементы, как кадровых, так и массовых партий.

На сегодняшний день большую популярность обрели партии новой волны (Зелёные, ФРГ; социал-демократы, Великобритания). Для них характерены

1) Децентрализованный механизм партийной структуры который предполагает жесткий контроль снизу первичных организаций за деятельность руководства партий и её депутатов.

2) Местные организации автономны по отношению к вышестоящим партийным инстанциям.

3) Для эффективной связи руководства и депутатов с первичными организациями распространена практика ротаций

Типология партийных систем по Дж. Сартори:

В основе Дж. Сартори лежит принцип от монополии власти одной партии к политическому плюрализму:

1) Однопартийные системы. Для них характерен тотальный контроль одной партии, слившийся с государственным аппаратом

2) Система партий гегемона. Де юро существует множество партий, однако Гегемоном де юри является одна партия.

3) Система доминирующей партии. Схожа с системой партии гегемона, но имеет ряд своих особенностей, связанных с историческими, географическими и идеологическими факторами. (Япония, Индия.)

4) Двухпартийная система (Бипартизм). Это система, где несмотря на множество партий существует только две основных, которые чередуются у власти

5) Система умеренного плюрализма. Включает от трех до пяти партий

6) Система крайнего плюрализма. От шести до восьми партий.

7) Атомизированые системы. Больше восьми партий

Функции партии.

1) Борьба за власть. Реализация и достижение оной

2) Идеологическая

3) Ф-ция социального представительства.

4) Интеграивная

5) Функция политической социализация. Это процесс приобщения личности к политической жизни, за счет усвоения личностью норм и ценностей господствующих данной конкретной стране. Ценность это социально одобряемая цель, а норма это эталон достижения цели.

Внешняя политика

· - Деятельность государств всемирных или региональных международных организаций, партий, общественных движений на международной арене

Субъектами внешней политики является государство, всемирные или региональные международные организации, зарубежные партии.

Внешняя политика является вторичной по отношению ко внутренней, так как деятельность государстве на международной арене обуславливается уровнем развития и функционированием экономической, военно-технической, финансовой, научной, культурной и демографической систем

Основные цели внешней политики:

1) Обеспечение безопасности данного государства как внешней, так и внутренней

2) Стремление к увеличению материального, финансового, военного, интеллектуального и других потенциалов страны

3) Рост пристижа данного государства на международной арене

Функции:

1) Оборонительная, противодействующая любым проявлениям агрессии со стороны других государств

2) Представительно-информационное

3) Торгово-организаторское

Формы осуществления внешней политики

1) Установление дипломатических отношений. Или а) Снижение их уровня, б) Приостановка, в) Разрыв, г) Объявление войны

2) Открытие представительств государства при международных организациях, либо прямое членство в них

3) Сотрудничество с зарубежными политическими партиями и общественными организациями

4) Осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений но в диалоге с которыми заинтересованно по тем или иным причинам

Международные отношения

· - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей между государствами, объединениями государств, между народами.

Международные отношения имеют разнообразные уровни:

1) Глобальные

2) Межрегиональные

3) Региональные

4) Локальные

Основные принципы МО зафиксированы в уставе ООН и в других документах, подписанных и ратифицированных в большинстве стран мира. Среди них принцип невмешательства, согласно которому «никакое государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела государства», принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов. Любые разногласия должны решаться посредством: а) переговоров, б) посредничества, в) судебного разбирательства, г) международного арбитража. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем, признание нерушимости границ и территориальных ценностей, принцип равноправия и суверенного равенства государств, принцип полного соблюдения прав человека, отказ от войны, террора и насилия в МО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: