Классификация политических режимов Роберта Даля.




Даль выбирает четыре вида политических режимов:

1) Закрытая гегемония = тоталитаризм

2) Открытая гегемония = авторитаризм

3) Соревновательная олигархия = демократический режим

4) Полиархия = демократический режим, основу которого составляет конкуренция финансово-промышленных, сельско-хозяйственных и других политических элит. Современная модель развитой демократии. Для неё характерно:

· Правление многих, но не всех

· Правления большинства, но уважение к меньшенству

· Политическое равенство граждан

· Соблюдение прав человека

· Легитимность власти (Оправдание деятельности власти)

· Представительный характер власти

· Выборность, обладающая качествами: а) Неопределённость результатов при определенности процедур, б) Необратимость результатов выборов, в) Повторяемость выборов

· Плюрализм мнений и свобода политической деятельности (Наличие оппозиции)

Демократия всегда была и будет результатом естественно-исторического развития страны.

Высокий уровень образования и профклвалификации, высокий уровень медицинского обслуживания.

Условия для демократизации в полит сферы: стабильное и устойчивое развитие политической системы. Отход от коллективистки начал

Переход к демократиии = демократический транзит.(3 этапа)

1) Либерализация, которая представляет собой процесс закрепления гражданских прав и свобод без преобразования аппарата власти. Авторитаризм ослабевает свой контроль над инакомыслием

2) Демократизация, предполагающая формирование, как внутрисистемной, так и антисистемной оппозиции и внедрение в политическую жизнь принципа «Согласен с вашим несогласием»

3) Консолидация всех политических акторов через выборы.

Категория «Власть» политологии.

1) Определение власти, её типологий, свойств, деятельности, структуры

2) Разделение власти по вертикали и горизонтали

3) Средства власти и ресурсы власти

4) Легитимность власти. Понятие господства и типы господстваз

1-ое направление политологии – структурный функционализм

Власть это функция порядка, задачи которой – мобилизация индивидов для достижения коллективной цели

2-ое направление – психологическое направление

Власть это тип поведения, которое может изменять поведение других людей

3-е направление – конфликтология

Власть – возможность получить ресурсы вне очереди, при этом обладать повышенными гарантиями от насилия со стороны не получивших.

В общем смысле власть это способность и возможность осуществлять свою волю, то есть оказывать воздействие на людей с помощью каких-либо средств, права, авторитета, насилия.

Существует огромное количество типологий власти.

1. По сферам общества

2. По количественному признаку

3. По правовому признаку (законная и незаконная)

4. По функциям органов власти (законодательная, исполнительная, судебная)

5. По степени институализации (федерального уровня, регионального, городская, муниципальная, сельская)

Свойства власти:

1. Всеобщность власти

2. Инклюзивность

(◎ᴥ◎)

Строение политическое

1. Макро власть

2. Власть среднего уровня, который образует институты и организации среднего звена, регионального, областного и иногда городского масштаба

3. Власть на микроуровне. Это институты и организации административного состава городов районов

Разделение власти

РВ в демократическом государстве объективно происходит из невозможности осуществления власти из единого центра одним субъектом. Осуществляется по вертикали и по горизонтали. Вертикаль власти возникает из свойства власти быть отношением между субъектом, от которого исходит волевой импульс, побуждение действия к объекту, который воспринимает этот импульс, осуществляет побуждение и сам становится носителем оной. Объект власти превращается в субъект и передает волевой импульс ниже стоящему объекту, вплоть до конечного исполнителя. Власть по горизонтали означает деление на законодательную, исполнительную и судебную власть. Впервые деление власти по горизонтали. Принцип разделения властей впервые юридически оформлен. Основывается на конституции и верховенстве права. Формируется путём свободных выборов. Функции законодательной власти:

1) Законотворческая

2) Определяет основы внутренней и внешней политики государтва

3) Утверждает гос. Бюджет

4) Контроль за исполнением принятых решений

Исполнительно-распорядительная власть(её осуществляет правительство):

1) Планирует, создает условия и осуществляет управленческую деятельность для обеспечения эффективной хозяйственной жизни страны

2) Распределяет финансовые, материальные, природные, людские ресурсы для эффективной хозяйственной жизни

3) Обеспечивает деятельность инфраструктуры

4) Организация образования и медицины

Ресурсы государства.

1. Экономические ресурсы:

а) Развитие промышленного и сельскохозяйственного права в стране

б) Стабильность финансовой системы

в) Наличие природных ресурсов

г) Стабильность экономики

2. Военные ресурсы политической власти:

а) Наличие боеспособной армии

б) Современный уровень вооружения

в) Армейская инфроструктура

3. Культурные ресурсы:

а) Уровень образования

б) Уровень науки

в) Уровень профессиональной подготовки населения

4. Социальные ресурсы власти:

а) Количество и качество населения

5. Политические ресурсы:

а) Политическое пространство

б) Политическое время

в) Доверие общества

г) Участие в политическом процессе

д) Репутация власти

е) Международный престиж страны

ж) Политическая стабильность в обществе

Легитимность власти.

Легитимность не означает юридически оформленной законности власти. Для этого существует термин "Легальность". Легитимность в политике означает:

а) Признание

б) Объяснение

в) Оправдание

Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом

С термином легитимность тесно связан термин "господство"(Абсолютное или относительное подчинение одних людей другим)

Макс Вебер выделил 3 идеальных типа легитимности, то есть он отождествлял понятия легитимности и господства

1) Традиционный тип легитимности. Основан на вере в священность власти, на привычке подчиняться власти, на политической культуре данного общества (моральные нормы, стереотипы поведения, традиции и обычаи). Этот тип характерен для стран восточной цивилизации, исторически исповедующих буддизм и ислам. "Непрофессиональная компетентность, а личная верность господину служит здесь основанием для продвижения по службе" М. Вебер

2) Рационально-легальный. Его воплощением является демократическое государство, люди верят в ЗАКОН, в справедливость существующих норм формирования власти. Мотивом подчинения является рациональный, осознанный интерес избирателя. Правовые принципы в этом типе легитимности обезличены. Им подчиняются и управляемые и управляющие

3) Харизматический. Основывается на вере населения в исключительные и уникальные способности правителя.

Политический процесс (Динамика развития политической жизни).

1. Определение политического процесса:

а) Его содержание

б) Сущности

в) Форм

2. Способы реализации политического процесса

Содержание политического процесса включает социально-экономические и эконом. условия политической жизни, субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а так же сам объект, политические интересы субъектов в процессе политического взаимодействия, взаимодействие субъектов в форме борьбы или сотрудничества.

1) Сущность политического процесса заключается в воспроизводстве политической системы и вместе с ним определенного социального порядка

2) Разрушение полит. системы и создание новой

Формы политического процесса:

1) Революции. Нововведения, направленные на быстрые изменения фундаментальных основ в экономической, социальной, политической и духовной сфере, как правило, осуществляется насильственным путем - вооруженным восстанием и сопровождается гражданской войной, однако существуют сравнительно мирные формы революции("бархатные")

2) Реформы - нововведения любого содержания при сохранении основ экономического и политического строя

3) Восстания

4) Политический кризис

5) Избирательные кампании

6) Конфликты или сотрудничества

7) Модернизация

ПЕРЕВОРОТЫ

Переворот это смена политических элит без изменений в экономической, социальной и духовной сферах.

Революции на постсоветском пространстве(Оранжевая на Украине, Тюльпановая в Киргизии) это классический пример реализации политических технологий, разработанных в США для обеспечения геополитических интересов США на постсоветском пространстве. Политические технологии цветных революций используются с 60-70 годов XX в. на территории стран Азии, Африки, Латинской Америки. Ведущим специалистом является Шарп. Любая цветная революция это организованный из вне политический переворот. Любая цветная революция на постсоветском пространстве представляет собой политический переворот, связанный со сменой политических элит. Главная цель — замена национальной элиты на прозападную, негативно настроенную по отношению к России. Любая такая революция сопровождается русофобией, шовинизмом, фальсификацией истории.

Революция на севере Африки получившая название «Арабской весны» представляет собой разновидность политических технологий и получивших название «бесцветной революции». Они проходят в мире с 2008 года. Эти революции: а) Менее организованны, б) Деятельность Американцев в процессе революции сведена на нет, в) Ротация элит происходит не полностью, г) Устанавливается «управляемый хаос» на территории всей страны. «Управляемый хаос» обеспечивает реализацию геополитических интересов США на заданной территории.

Восстание — открытое выступление социальной группы или общности против существующей политической власти. Специфика восстания: восстание ВСЕГДА носит массовый характер. Разновидности восстания:

1) Бунт (стихийное, неорганизованное выступление масс без четко осознанной цели)

2) Путч (выступление офицерских групп с целью установления военной диктатуры)

3) Метеж (восстание, преследующее реакционные цели в отношении политической элиты)

Политический кризис — это момент наивысшего обострения противоречий в обществе, требующий немедленных политических преобразований в политической системе общества. (Верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому)

Прямое политическое действие, как форма политического процесса — непосредственное влияние граждан на органы политической власти через использование разнообразных форм политической активности (митингов, демонстраций, забастовок)

Модернизация означает трансформацию всех сфер современного общества для достижения уровня экономически процветающих и политически стабильных стран западного мира. Основные признаки модернизации:

1) Экономическая сфера: а) Рыночная экономика открытого типа с господством частного сектора, мирно существующего с государственным сектором, а также с трудовой акционерной собственностью, б) Высокий уровень развития производительных сил за счет новых технологий, автоматизации, компьютеризации, в) Стабильное развитие финансовой системы и национальной валюты.

2) Социальная сфера. Модернизация в этой сфере связанна с: а) Формированием устойчивой социальной стратификации с преобладанием среднего класса, б) С высокой продолжительностью жизни и здоровьем нации, в) Массовым потреблением товаров и услуг

3) Политическая сфера. Модернизация характеризуется: а) Становлением и укреплением национальных суверенных государств, б) Укреплением системы права и реальным разделением власти, в) Расширение и углубление политических процессов, г) Развитие гражданского общества(Контр-партнер государства), д) Активизация политического участия населения, е) Развитие многопартийности и как результат вышеперечисленного формирование «социального» государства.

4) Модернизация в сфере культуры и духовной жизни предполагает высокий уровень образования всего населения страны, высокий уровень профессионализма, религиозная конфессиональная толерантность, распространение либеральных ценностей, плюрализм художественного творчества, искусство, формирование автономно-свободной личности

Есть ещё так называемые «теории модернизации». Разрабатывались во второй половине XX в. американцами. Как своего рода философское обоснование внешнеполитического курса США в отношении государств Азии, Африки, Латинской Америки. Эти страны рассматривались как ресурс, способный обеспечить мировое лидерство США. В числе разработчиков были: Хантингтон, Белингтон Мур, Штомпка Петр. В рамках современной концепции модернизации выделяются два исторических типа:

1) Спонтанная, добровольная, оригинальная модернизация. Характерен для США и стран западной Европы, осуществивших переход к пост-индустриальному обществу в результате длительного исторического развития.

2) Вторичная модернизация характерна для стран, отставших в своём развитии и пытающихся догнать передовые страны ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно относят развивающиеся страны.

Россия, а также страны восточной Европы + Япония, Италия

Способ реализации политического процесса:

1) Консервативный. Направлен на сохранение сложившейся политической системы и политической культуры. Для него характерно: а) Наличие большого колличества регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности общества, б) Централизацию власти, делегирование властных полномочий высшим эшелоном власти, в) Отсутствие плюрализма в политической системе, г) Сохранение сложившихся политических институтов в формах правления, формах государственного устройства, политических режимов

2) Радикальный. а) Постоянное изменение способов политической деятельности, б) Позитивное отношение к новизне(инновациям), в) Создание и функционирование гибких форм организации общества.

В реальной жизни два этих способа реализации политического процесса переплетаются и взаимно добавляют друг друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: