СП 237.1326000.2015
Инфраструктура железнодорожного транспорта.
Общие требования
СВОД ПРАВИЛ
Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД)
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства транспорта Российской Федерации 06.07.2015 г. N 208
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
5 Настоящий свод правил может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Дата регистрации 30 июля 2015 г.
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты".
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минтранса России) в сети Интернет
|
Содержание
Область применения ……………………………………….…………............. | ||
Нормативные ссылки ………………………………………………..............… | ||
Термины и определения...……………………………………………............ | ||
Требования безопасности к подсистемам инфраструктуры железнодорожного транспорта ……………………………………..............................… | ||
Категории железнодорожных линий …………………............…………….. | ||
Расчетные режимы эксплуатации …………………………..............……… | ||
Техническая совместимость инфраструктуры железнодорожного транспорта с железнодорожным подвижным составом ……........………. | ||
Совместимость инфраструктуры железнодорожного транспорта с внешней средой…….…………………………………………………............... | ||
Определение потребного количества и местоположения раздельных пунктов …………………...……………………………..................................... | ||
Продольный профиль и план железнодорожного пути на перегонах......... | ||
10.1 Продольный профиль железнодорожного пути на перегонах........ | ||
10.2 План железнодорожного пути на перегонах …………………........... | ||
Полоса отвода и охранные зоны железнодорожных линий ………......... | ||
Энергоэффективность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта ………………………………………............................................. | ||
Охрана окружающей среды ………………………….…............……………. | ||
Санитарно-эпидемиологические требования.........………………....……. | ||
Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта ……………………………………............................................................… | ||
Защита железнодорожных путей …………………………………............. | ||
16.1 Защита железнодорожных путей от снежных заносов ……........…. | ||
16.2 Защита железнодорожного пути от скота и крупных диких животных ………………………………………………………………................... | ||
Общие требования к организации строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта ………………......................…. | ||
Библиография ………………………………………..…………......….............…… |
|
Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенную для движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 мм со скоростью до:
- 200 км/ч включительно пассажирских поездов;
- 140 км/ч включительно грузовых ускоренных и рефрижераторных;
- 120 км/ч (включительно) грузовых поездов, и ж.-д. пути необщего пользования, предназначенные для движения подвижного состава по ж.д. путям колеи 1520 мм со скоростью движения до 80 км/ч.
1.2 Настоящим сводом правил устанавливаются нормы и правила проектирования ж.-д. линий, раздельных пунктов на них, дополнительных главных и станционных железнодорожных путей.
|
Железнодорожные пути необщего пользования со скоростью движения подвижного состава до 80 км/ч проектируются в соответствии с СП 37.13330.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения для хранения взрывчатых веществ, на объекты технологического жел-дор. транспорта.
1.4 Настоящий свод правил не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автодороги и инженерные сети, пересекающие железнодорожные пути, если данные пути, объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью, и технические параметры этих путей, иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автодорог и инженерных сетей соответствуют требованиям действующих норм, регламентирующих условия их безопасной эксплуатации.
1.5 С целью обеспечения эксплуатации разрушенных вследствие чрезвычайных ситуаций железнодорожных линий, а также временные обходы допускается проектировать по специальным техническим условиям в соответствии с [16].
Нормативные ссылки
В настоящем своде правил используются нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ 9238-2013 Габариты ж.-д. подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15543-70 Изделия электротехнические. Исполнение для различных климатических районов. Общие технические требования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 19431 Энергетика и электрификация. Термины и определения
ГОСТ 31532-2012 Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения
ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 51750-2001 Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения
ГОСТ Р 53685-2009 Электриф. и электроснаб. ж. д. Термины и определения
ГОСТ Р 54195-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по определению показателей энергоэффективности
ГОСТ Р 54931-2012 Экраны акустические для ж.-д. транспорта. Техн. требования
ГОСТ Р 54984-2012 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
ГОСТ Р 55176.3.2-2012 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 55176.4.1-2012 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование жел.-дор. транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 55176.4.2-2012 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование жел.-дор. транспорта. Часть. 4-2. Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость аппаратуры электросвязи. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 55176.5-2012 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 5. Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость стационарных установок и аппаратуры электроснабжения. Требования и методы испытаний
СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*
СП 37.13330.2012 Пром. тран-рт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*
СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
СП 48.13330.2011 Организация стр-тва. Актуализ. редакция СНиП 12-01-2004
СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003
СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003
СП 122.13330.2012 Тоннели ж.-д. и автодорожные. Актуал. редакция СНиП 32-04-97
СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*
СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности
СП 224.1326000.2014 Тяговое электроснабжение железной дороги
СП 225.1326000.2014 Станционные здания, сооружения и устройства
СП 226.1326000.2014 Электроснабжение нетяговых потребителей. Правила проектирования, строительства и реконструкции
СП 227.1326000.2014 Пересечения железнодорожных линий с линиями других видов транспорта и инженерными сетями
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем своде правил применяются термины по ГОСТ Р 53685, ГОСТ Р 55056, ГОСТ Р 55057, а также следующие термины с соответст. определениями:
3.1 габарит железнодорожного подвижного состава:
Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном ж.-д. пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динам. колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии ж.-д. подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы (ГОСТ 9238-2013 "Габариты ж.-д. подвижного состава и приближения строений", статья 2.2.).
3.2 габарит приближения строений:
Предельное поперечное перпендикулярное оси ж.-д. пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около ж.-д. пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с жел-дор. подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава (ГОСТ 9238-2013 "Габариты жел-дор. подвижного состава и приближения строений", статья 2.2).
3.3 железнодорожная автоматика и телемеханика:
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.4 железнодорожная линия:
Технологический комплекс, включающий в себя ж.-д. пути, ж.-д. станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
3.5 железнодорожная станция:
Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.6 железнодорожная электросвязь:
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.7 железнодорожное электроснабжение:
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры ж.-д. транспорта" (ТР ТС 003/2011), стат. 2).
3.8 железнодорожный путь:
Подсистема инфраструктуры жел-дор. транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусств. сооружения (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры ж.-д. транспорта" (TP ТС 003/2011), ст. 2).
3.9 железнодорожные пути общего пользования:
Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (TP ТС 001/2011), статья 2).
3.10 железнодорожные пути необщего пользования:
Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статья 2).
3.11 инфраструктура железнодорожного транспорта:
Технологический комплекс, включающий в себя подсистемы жел.-дор. транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.12 климатические факторы внешней среды:
Температура, влажность воздуха, давление воздуха или газа (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная), смены температур, соляной туман, иней, гидростатическое давление воды, действие плесневых грибов, содержание в воздухе коррозионно-активных агентов (ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды", Прилож. 1, статья 1).
3.13 линия электропередачи;
ЛЭП: Электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции, и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (ГОСТ 19431 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", статья 34).
З.14 метелевый ветер: Горизонтальный воздушный поток, который при определенных скоростях переносит частицы снега.
3.15 назначенный срок службы:
Календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры жел.-дор. транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
Примечание - По истечении назначенного срока службы продукцию необходимо изъять из эксплуатации до принятия решение целесообразности проведения работ по продлению срока службы.
3.16 объект инфраструктуры железнодорожного транспорта:
Составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.17 оградительное лесное насаждение:
Защитное лесное насаждение для предупреждения (исключения или ограничения) выхода скота и диких животных на железнодорожный путь.
3.18 ограничивающий уклон:
Уклон, определяющий наибольшую допускаемую крутизну элементов профиля.
Примечание - Наиболее распространенными ограничивающими уклонами продольного профиля является руководящий уклон, уклон усиленной тяги.
3.19 особо трудные условия:
Условия, которые исключают или технико-экономически не оправдывают применение основных или допускаемых для трудных условий норм.
3.20 ось пути:
Линия, проходящая посередине рельсовой колеи в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от осей симметрии рельсов, образующих данную колею, и предназначенная для построения проектных показателей железнодорожного пути и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примечание - Положение оси пути определяется для каждого пути в пространстве в высокоточной коорд. системе, а при ее отсутствии - в заданной системе координат.
3.21 охранные зоны:
Территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2).
3.22 полоса отвода железных дорог:
Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2).
Примечание - По тексту термин "полоса отвода железных дорог" заменен на термин "полоса отвода железнодорожной линии".
3.23 предельное состояние:
Состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна или восстановление их работоспособности невозможно или нецелесообразно (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры ж-д. тр-та" (ТР ТС 003/2011), с.2).
3.24 предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 1).
3.25 продукция:
Элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность элементов составных частей ее подсистем (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.26 проектное положение оси пути:
Положение в пространстве оси любого железнодорожного пути, определяемое проектом в заданной системе координат.
3.27 расчетный годовой объем снегоприноса:
Сумма расчетных объемов приноса снега, поступающего с полевой стороны на железнодорожный путь.
3.28 роза метелевых ветров:
Векторная диаграмма, характеризующая направление метелевых ветров в данной местности относительно сторон света.
Примечание - Наиболее часто повторяющиеся в определенном направлении метелевые ветры называются господствующими.
3.29 руководящий уклон:
Максимально допустимый уклон продольного профиля, преодолеваемый поездом с использованием одного локомотива.
3.30 санитарный разрыв:
Расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов.
Примечание - Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
3.31 снегоотложение:
Результат снегопадов или метелей, выражающийся в высоте выпавшего или перенесенного снега на железнодорожный путь.
3.32 снегоперенос: Перемещение снега ветром.
3.33 снегосборность:
Объем или масса метелевого снега и твердых осадков, которые могут быть задержаны на единицу длины снегозадерживающего устройства без существенного переноса снега и без нарушения целостности устройства.
3.34 снежные заносы:
Отложения метелевого снега на железнодорожных путях и территориях станций.
3.35 составная часть подсистем:
Сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасное движение железнодорожного подвижного состава (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.36 спуск затяжной:
Спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:
крутизной от 0,008 до 0,010, протяженностью 8 км и более; крутизной более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км; крутизной от 0,014 до 0,017, протяженностью 5 км; крутизной от 0,017 до 0,020, протяженностью 4 км; крутизной от 0,020 и круче, протяженностью 2 км
(ПТЭ железных дорог Российской Федерации от 21 декабря 2010 года N 286, пункт 10).
3.37 станционные здания, сооружения и устройства:
Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений, устройств для производства на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), статья 2).
3.38 стыковой пункт:
Раздельный пункт, принадлежащий одной из железных дорог государств - участников Содружества, по которому учитывается время приема (сдачи) грузовых поездов, грузовых вагонов и контейнеров, определяемое по моменту фактического прибытия, проследования или отправления грузовых поездов по этому пункту независимо от порядка обслуживания поездов локомотивами.
3.39 техническая совместимость:
Способность подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта к взаимодействию друг с другом и с железнодорожным подвижным составом (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (TP ТС 003/2011), статья 2).
3.40 технологический железнодорожный транспорт:
Железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территориях организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (TP ТС 003/2011), статья 2).
3.41 трудные условия:
Сложные топографические, инженерно-геологические, планировочные, местные условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное увеличение объема строительно-монтажных работ, на существующих железнодорожных линиях - необходимость переустройства земляного полотна, станционных железнодорожных путей и искусственных сооружений, сноса капитальных строений.
3.42 уклон усиленной тяги:
Уклон, преодолеваемый поездом с использованием двух или трех локомотивов.
3.43 фитомелиоративные мероприятия:
Мероприятия по защите почв от эрозии с помощью растительности.
Требования безопасности
к подсистемам инфраструктуры железнодорожного транспорта
4.1 Инфраструктура жел.-дор. транспорта включает в себя подсистемы (железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, станционные здания, сооружения и устройства) и составные части подсистем (далее - объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта) и элементы составных частей подсистем (далее - продукция).
При проектировании, строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта выполняются требования технических регламентов в области безопасности железнодорожного транспорта [1], безопасности зданий и сооружений [2], пожарной безопасности [3], транспортной безопасности [4], законодательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды [5], [6], [7] и санитарно-эпидемиологического благополучия населения [8], [9], [10], [11].
4.2 Для безопасности функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует:
- обеспечивать прочность, устойчивость и долговечность объекта в соответствии с правилами, установленными в сводах правил;
- обеспечивать техническую совместимость объектов между собой и с железнодорожным подвижным составом;
- обеспечивать совместимость объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с климатическими условиями района эксплуатации в соответствии с правилами, установленными в сводах правил;
- устанавливать назначенный срок службы объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) ресурса продукции, периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов, мониторинг технического состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
- выбирать материалы и вещества в зависимости от условий эксплуатации;
- устанавливать критерии предельных состояний, при которых дальнейшая эксплуатация объекта невозможна.
4.3 Для обеспечения безопасности движения поездов при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта предусматриваются:
- размещение зданий и сооружений вблизи железнодорожного пути на расстояниях не менее установленных габаритом железнодорожного подвижного состава и приближения строений по ГОСТ 9238;
- сооружения и устройства для остановки поезда, потерявшего управление;
- устройства для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов;
- устройства для предотвращения несанкционированного перевода элементов стрелочного перевода во время движения железнодорожного подвижного состава;
- устройства, исключающие несанкционированный выезд автотранспорта на железнодорожные пути железнодорожного переезда;
- устройства обнаружения нагрева букс;
- устройства обнаружения деталей, выступающих за пределы габарита в жел.-дор. подвижном составе и контроля схода железнодорожного подвижного состава [12];
- устройства обнаружения выхода погруженного груза за габарит ж-д. подв. сост.
4.4 При проектировании, строительстве и реконструкции подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта руководствуются требованиями для верхнего строения пути и земляного полотна по сводам правил железнодорожного пути, для станционных зданий, сооружений и устройств - по СП 225.1326000, для тягового электроснабжения - по СП 224.1326000, для нетягового электроснабжения - по СП 226.1326000, для кабельных линий - по сводам правил электросвязи, для железнодорожной автоматики и телемеханики - по сводам правил железнодорожной автоматики и телемеханики, для мостов и труб - по сводам правил для искусственных сооружений.
При пересечении железнодорожных линий с другими видами транспорта и инженерными сетями учитываются требования СП 227.1326000.
При сооружении ж.-д. тоннелей необходимо учитывать требования СП 122.13330.
4.5 При проектировании вновь строящихся и реконструируемых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта необходимо в зоне риска природного и техногенного характера предусматривать защитные сооружения (разделы 15, 16).
4.6 Для инженерных изыскательских работ при проектировании, строительстве вновь строящихся железнодорожных линий и реконструкции существующих железнодорожных линий, для мониторинга состояния земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений используется высокоточная координатная система в соответствии со сводом правил о высокоточной системе координат, либо иная принятая в проектной документации система координат.
4.7 При проектировании объектов инфраструктуры ж-д. тр-та необходимо соблюдать требования законодательства РФ о градостроительной деятельности [13].
Проектная документация разрабатывается на основании задания на проектирование, результатов инженерных изысканий и исходно-разрешительных документов.
Состав и содержание проектной документации определяются в соответствии с нормативно-правовым актом [14], требованиям межгосударственных и национальных стандартов, устанавливающих общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации объектов капстроительства (ГОСТ Р 21.1101 и другие стандарты, входящие в систему проектной документации для строителей (СПДС)).
Порядок организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определяются в соответствии с [15].