Новоселова Анастасия 4к 42гр.
Век. Изобразительное искусство Испании и Фландрии 1
1. Как трактует образ Христа Франсиско де Сурбаран?
В картине “Агнец божий” очень точно и живо написан барашек - символ Христа. Этот образ рассчитан не на умиление, это драматический образ, наполненный символическим содержанием.
В театральном освещении показан Христос в “Распятии”, его фигура выступает из тьмы и открывается взгляду во всей пластической убедительности, но при этом остается загадочной, поскольку она не вписана в реальное пространство. Она просто выступает из тьмы, и поэтому воспринимается нами как мистическое видение.
Сурбаран часто изображал видения, но при этом стремился сохранять впечатление достоверного образа. Он прибегал к тщательной и подробной моделировке фигуры, делал своих персонажей индивидуальными и характерными, убедительными. И сцены волшебных видений можно воспринимать так, как будто они действительно происходили на глазах зрителя.
2. Как проявилось влияние караваджизма в полотнах Хусепе Риберы?
Рибера высоко ценил стиль Караваджо. В первую очередь заметно высокое контрастное освещение. В “Апостоле Андрее” художник позволяет себе оставить глаза апостола в тени для создания более драматичного образа.
Вторая особенность - фактурность образа, прямое и жесткое натуроподобие. Святой Андрей предстает как реальный человек.
Столь же объективно Рибера пишет и античных героев. Диоген в работе художника не аллегорический, а конкретно жизненно, как настоящий бродяга, грязный, косматый, но с внутренней силой во взгляде.
3. Какие приёмы использует Рибера для формирования образа в «Хромоножке»?
|
Рибера пишет то, что видит, не приукрашивая натуру и не помещая героя в фантазийную ситуацию. Образ носит монументальный характер. Художник опускает горизонт и его хромоножка в этом пейзаже кажется большим и значительным. По сути, Рибера здесь использует иконографию официального портрета, поэтому можно говорить о демократическом духе испанского искусства эпохи барокко.
4. Что такое бодегонес?
На испанском «bodegon» означает «трактир, харчевня». Первоначально этим словом назывались картины с изображением кухни, продуктов, дичи, рыбы, посуды, торговцев и поваров, а также сценок с простолюдинами, занятыми едой и питьем. Такие изображения относили к жанру бодегонес. По сути, бодегонес объединял бытовую сцену и натюрморт.
5. Как и в чём проявлен реализм портретов Веласкеса?
В 1623 году Веласкес начинает писать портреты в огромном количестве. Он пишет их возвышенным, живописным языком, но при этом сохраняет правдивость и достоверность образа. Точно передает облик короля и приближенных, не избегая неудобных подробностей. Таким же образом Веласкес пишет и придворных шутов, карликов, проявляя к ним внимание и уважение.
6. Как построена композиция «Менин» Веласкеса?
Веласкес так выстраивает композицию, что кажется, как будто все персонажи на картине смотрят на зрителя, но на самом деле они смотрят на короля и королеву, портрет которых пишет художник, их лица можно разглядеть в отражении зеркала. То есть мы видим эту сцену как бы с позиции монарших особ. Необычно и своеобразно Веласкес выстраивает живописное пространство: каждый персонаж и все они вместе взятые, каждый жест и каждый взгляд проникнут двойственностью, одновременно соотносясь с реальностью и с концепцией представления, являясь в одно и то же время и плотью, и ролью. Композиция “Менин” может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершающегося действия, видит перед собой в двух ипостасях сразу: как герои и как исполнители роли. И в этот миг, на грани двойного бытия, вспоминает об авторе и вызывает его на сцену. В «Менинах» живые герои Веласкеса стали его актерами, и сам автор предстал в их окружении. Через образы реального окружения он объективировал художественную среду, сотворенную его же творческим сознанием. Таким образом, концептуальным героем картины является сама живопись.
|
век. Изобразительное искусство Испании и Фландрии 2
1. Как передача вещественности влияла на формирование художественного образа в полотнах Рубенса?
Рубенс превыше всего ставил передачу вещественности и красоты многогранной реальности. Ощущение упоения красотой мира пронизывает все работы Рубенса. Художник умел передать всё: фактуру ткани, трепет живого тела, блеск оружия, архитектурные сооружения, растения и т. д. Все это он писал с нидерландской точностью и с итальянским размахом. Он обладал способностью повелевать внушительными красочными массами, наполняя их животворными импульсами.
2. Какие барочные черты характерны для творений Рубенса?
Для Рубенса характерны такие барочные черты, как грандиозность, пышность, динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, любовь к эффектным театрализованным зрелищам. Это представление во всей её мощи. Даже когда Рубенс пишет аллегорические композиции, они не кажутся сухими и отвлеченными, они живые и мощные, совершенно чуждые абстрактному итальянскому идеалу.
|
3. Какие особенности отличают натюрморты Снайдерса?
В полотнах Снайдерса можно увидеть омаров, павлинов, лебедей. Это буквальное воплощение фразы “пир горой”. Такие полотно прекрасно смотрелись в обеденных залах богатых домов. В натюрмортах оказалось возможно выразить главную черту искусства - динамику. Несмотря на то, что перед нами убитая дичь, картина все равно кажется живой и динамичной. Взгляд зрителя совершает движение от собаки к лебедю, потом вверх по линии взмаха крыльев этой птицы. Крылья как будто закручивают пространство, делая композицию живой.
4. Что отличает портретное творчество Антониса ван Дейка?
Ван Дейк прекрасно освоил манеру Рубенса, но все же выработал свой стиль. Он сделал его более утонченным, немного меланхоличным. Соединил праздничную парадность с толикой куртуазности и капелькой снобизма. Он писал их безупречно, такими, какими они действительно хотели себя видеть. Его наблюдательность, дарование колориста, изящество было выше всех похвал. Ван Дейк вывел английское искусство из того кризиса, в котором оно находилось.