ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089, но основе примерной программой основного общего образования и авторской программы: Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. (68 часов в год).
Класс | Название программы | Автор, составитель программы | Издательство, год издания |
11 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» | Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. | Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 |
Программа реализуется на основе использования учебников: Под редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах направлено на достижение следующих ц е л е й:
– Воспитание у обучаемых ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных силах Российской Федерации или других войсках;
– развитие черт личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
– освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; о порядке подготовки граждан к военной службе, о призыве и поступлении на военную службу, о прохождении военной службы по призыву, по контракту и об альтернативной гражданской службе;
– формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 2 разделов.
I раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе.
Раздел состоит из пяти т е м, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах оказания доврачебной помощи и формирования здорового образа жизни. Раздел состоит из двух обобщающих т е м: «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи». Изучение курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
З н а т ь:
¾ основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
¾ потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
¾ основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
¾ предназначение, структуру и задачи РСЧС;
¾ предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
¾ основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
¾ состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
¾ основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
¾ особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы.
У м е т ь:
¾ перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
¾ перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который нужно взять с собой в случае эвакуации;
¾ объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
¾ назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
¾ показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
¾ рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.
И с п о л ь з о в а т ь приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
¾ ведения здорового образа жизни;
¾ действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
¾ пользования бытовыми приборами;
¾ безошибочного назначения лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
¾ соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
¾ соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
¾ соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
¾ соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
¾ оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
¾ вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
- подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
· Конституция РФ.
· Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
· Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
· Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования