МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ:
«Организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении»
Выполнила:
Студентка 121 группы
Аджигулова А. М.
Проверил:
Доцент кафедры
Малкина Л. В.
Ставрополь, 2019
Содержание.
1. Введение……………………………………………………..………………3
2. Основы государственного регулирования предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………………5
3. Сравнительная оценка различных форм организации предпринимательской деятельности……………………………………………9
4. Заключение……………………………………………………….………17
5. Список литературы…..…………………………………………………18
Введение.
Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага - медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе содействует развитию целевых программ, финансируемых государством.
Реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. Важной предпосылкой появления и развития альтернативных государственным медицинских организаций является разгосударствление различных секторов народного хозяйства.
|
В конце 80-х - начале 90-х гг. в крупных городах России появилось множество частных, прежде всего стоматологических кабинетов, медицинских кооперативов, центров и фирм, предлагающих населению платные медицинские услуги. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность.
Следует иметь в виду, что в нашей стране рыночные отношения в здравоохранении строятся на базе практически разрушенной государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет, причем на некоторых этапах действовала весьма успешно. Психология врачей и пациентов, большинство которых не знают, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом.
Основы государственного регулирования предпринимательства в здравоохранении
Выбор формы организации предпринимательской деятельности зависит в основном от следующих объективных условий:
- сферы деятельности и ее государственного регулирования;
- структуры финансовых ресурсов организации (учреждения);
- схемы управления;
- емкости и состояния рынка реализации услуг (работ).
Цель предпринимательства в здравоохранении при государственном управлении отраслью - экономия на расходах и повышение качества предоставляемых услуг. Происходит процесс переосмысления роли государственного регулирования, при котором государство, само не предоставляя услуги, лишь обеспечивает доступность их для граждан путем регулирования рынка. В процессе развития предпринимательства в отрасли сохраняются следующие функции государственного регулирования:
|
- разработка правил предоставления платных медицинских услуг населению в учреждениях;
- общественный контроль за результатами работы служб здравоохранения;
- предоставление социально значимых услуг;
- ограничение свободного рынка.
Выделяют несколько форм регулирующего управления при введении предпринимательства в отрасль, которые могут сочетаться между собой:
- децентрализация, при которой происходит передача управления от центрального правительства к неправительственным организациям, органам управления субъектов, регионов и муниципалитетов, а также организациям страховщиков;
- саморегулирование, при котором руководители отдельных ЛПУ или их профессиональные объединения адаптируют внутренний менеджмент под заданные внешние ограничения;
- аккредитация и лицензирование как процедурный порядок доступа к занятию медицинской деятельностью соответствующего вида;
- межсекторальное взаимодействие, при котором направления деятельности и виды услуг контролируются с помощью других смежных отраслей.
В процессе развития предпринимательской деятельности в здравоохранении должна, с одной стороны, поощряться конкуренция между производителями услуг, а с другой - применяться система мер по недопущению отрицательных последствий для общества "платности" медицинских услуг. Эти взаимодополняющие условия пока реализуются в государственных (муниципальных) медицинских учреждениях, где осуществляется контроль за грамотным сочетанием видов, объемов и качества медицинской помощи по программам государственных гарантий и сверх них - по платным медицинским услугам.
|
Актуальность выбора организационно-правового статуса организаций и учреждений для ведения предпринимательской деятельности в здравоохранении обусловлена:
- изменением статуса дополнительных источников финансирования, особенно ОМС, а также средств работодателей по программам ДМС;
- введением жесткой системы налогового учета и налогового планирования внебюджетных средств производителей медицинских услуг;
- сокращением Программы государственных гарантий, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- разрывом между размером выделяемых бюджетных средств на медицинское обеспечение и объемами государственного заказа на медицинские услуги в условиях изменения бухгалтерского учета, ориентированного на результаты деятельности;
- недостаточностью теоретической разработки и освещения вопросов методологии и методик анализа, оценки и планирования эффективности предпринимательской деятельности бюджетных ЛПУ.
Сегодня основная организационно-правовая форма лечебно-профилактических учреждений в здравоохранении - государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения ГУЗ (МУЗ).
Учреждения здравоохранения относятся к числу бюджетных организаций. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, таким образом, учреждение имеет право оказывать платные услуги (ст. 120 ГК РФ).
Можно выделить ряд правовых и экономических аспектов, регулирующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций здравоохранения (табл. 1).
Согласно законодательству учреждения сохраняют вещные права, действуют на основании устава и учредительного договора, имеют имущество на правах оперативного управления, не имеют членства.
Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. предпринимательство здравоохранение регулирование услуга
Существует жесткая регламентация предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения. К основным положениям управления предпринимательской деятельностью в бюджетном ЛПУ можно отнести следующее:
Таблица 1
Аспект деятельности | Некоммерческие организации | Коммерческие организации | |
Основная цель деятельности, предусмотренная законодательством | Не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли | Извлечение прибыли | |
Виды деятельности | Уставная (основная), предпринимательская (разрешенная), благотворительная | Предпринимательская (любая), благотворительная | |
Правоспособность | Вправе совершать только те действия, которые указаны в учредительных документах | Имеют общую правоспособность (кроме государственных унитарных предприятий) | |
Последствия совершения сделок, противоречащих целям | Сделки ничтожны | Являются оспоримыми | |
Право на предпринимательскую деятельность | Могут осуществлять, если это не противоречит целям, ради которых созданы | Созданы для осуществления предпринимательской деятельности | |
Организационно-правовые формы | Перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим | ГК РФ содержит исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций | |
Ответственность | Отвечают своим имуществом субсидиарно с собственником | Отвечают всем своим имуществом | |
Источники финансирования | Целевые взносы, имущество учредителей, гранты, уставный капитал, доходы от основной и предпринимательской деятельности | Уставный капитал, прибыль, заемные средства | |
Расходы | По утвержденной смете | Обоснованные и подтвержденные в соответствии с законодательством |