Основы государственного регулирования предпринимательства в здравоохранении




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

РЕФЕРАТ:

«Организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении»

 

 

Выполнила:

Студентка 121 группы

Аджигулова А. М.

Проверил:

Доцент кафедры

Малкина Л. В.

Ставрополь, 2019

Содержание.

1. Введение……………………………………………………..………………3

2. Основы государственного регулирования предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………………5

3. Сравнительная оценка различных форм организации предпринимательской деятельности……………………………………………9

4. Заключение……………………………………………………….………17

5. Список литературы…..…………………………………………………18


Введение.

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага - медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе содействует развитию целевых программ, финансируемых государством.

Реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. Важной предпосылкой появления и развития альтернативных государственным медицинских организаций является разгосударствление различных секторов народного хозяйства.

В конце 80-х - начале 90-х гг. в крупных городах России появилось множество частных, прежде всего стоматологических кабинетов, медицинских кооперативов, центров и фирм, предлагающих населению платные медицинские услуги. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность.

Следует иметь в виду, что в нашей стране рыночные отношения в здравоохранении строятся на базе практически разрушенной государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет, причем на некоторых этапах действовала весьма успешно. Психология врачей и пациентов, большинство которых не знают, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом.

 

Основы государственного регулирования предпринимательства в здравоохранении

Выбор формы организации предпринимательской деятельности зависит в основном от следующих объективных условий:

- сферы деятельности и ее государственного регулирования;

- структуры финансовых ресурсов организации (учреждения);

- схемы управления;

- емкости и состояния рынка реализации услуг (работ).

Цель предпринимательства в здравоохранении при государственном управлении отраслью - экономия на расходах и повышение качества предоставляемых услуг. Происходит процесс переосмысления роли государственного регулирования, при котором государство, само не предоставляя услуги, лишь обеспечивает доступность их для граждан путем регулирования рынка. В процессе развития предпринимательства в отрасли сохраняются следующие функции государственного регулирования:

- разработка правил предоставления платных медицинских услуг населению в учреждениях;

- общественный контроль за результатами работы служб здравоохранения;

- предоставление социально значимых услуг;

- ограничение свободного рынка.

Выделяют несколько форм регулирующего управления при введении предпринимательства в отрасль, которые могут сочетаться между собой:

- децентрализация, при которой происходит передача управления от центрального правительства к неправительственным организациям, органам управления субъектов, регионов и муниципалитетов, а также организациям страховщиков;

- саморегулирование, при котором руководители отдельных ЛПУ или их профессиональные объединения адаптируют внутренний менеджмент под заданные внешние ограничения;

- аккредитация и лицензирование как процедурный порядок доступа к занятию медицинской деятельностью соответствующего вида;

- межсекторальное взаимодействие, при котором направления деятельности и виды услуг контролируются с помощью других смежных отраслей.

В процессе развития предпринимательской деятельности в здравоохранении должна, с одной стороны, поощряться конкуренция между производителями услуг, а с другой - применяться система мер по недопущению отрицательных последствий для общества "платности" медицинских услуг. Эти взаимодополняющие условия пока реализуются в государственных (муниципальных) медицинских учреждениях, где осуществляется контроль за грамотным сочетанием видов, объемов и качества медицинской помощи по программам государственных гарантий и сверх них - по платным медицинским услугам.

Актуальность выбора организационно-правового статуса организаций и учреждений для ведения предпринимательской деятельности в здравоохранении обусловлена:

- изменением статуса дополнительных источников финансирования, особенно ОМС, а также средств работодателей по программам ДМС;

- введением жесткой системы налогового учета и налогового планирования внебюджетных средств производителей медицинских услуг;

- сокращением Программы государственных гарантий, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- разрывом между размером выделяемых бюджетных средств на медицинское обеспечение и объемами государственного заказа на медицинские услуги в условиях изменения бухгалтерского учета, ориентированного на результаты деятельности;

- недостаточностью теоретической разработки и освещения вопросов методологии и методик анализа, оценки и планирования эффективности предпринимательской деятельности бюджетных ЛПУ.

Сегодня основная организационно-правовая форма лечебно-профилактических учреждений в здравоохранении - государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения ГУЗ (МУЗ).

Учреждения здравоохранения относятся к числу бюджетных организаций. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, таким образом, учреждение имеет право оказывать платные услуги (ст. 120 ГК РФ).

Можно выделить ряд правовых и экономических аспектов, регулирующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций здравоохранения (табл. 1).

Согласно законодательству учреждения сохраняют вещные права, действуют на основании устава и учредительного договора, имеют имущество на правах оперативного управления, не имеют членства.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. предпринимательство здравоохранение регулирование услуга

Существует жесткая регламентация предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения. К основным положениям управления предпринимательской деятельностью в бюджетном ЛПУ можно отнести следующее:

Таблица 1

 
Аспект деятельности Некоммерческие организации Коммерческие организации  
Основная цель деятельности, предусмотренная законодательством Не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли Извлечение прибыли  
Виды деятельности Уставная (основная), предпринимательская (разрешенная), благотворительная Предпринимательская (любая), благотворительная  
Правоспособность Вправе совершать только те действия, которые указаны в учредительных документах Имеют общую правоспособность (кроме государственных унитарных предприятий)  
Последствия совершения сделок, противоречащих целям Сделки ничтожны Являются оспоримыми  
Право на предпринимательскую деятельность Могут осуществлять, если это не противоречит целям, ради которых созданы Созданы для осуществления предпринимательской деятельности  
Организационно-правовые формы Перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим ГК РФ содержит исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций  
Ответственность Отвечают своим имуществом субсидиарно с собственником Отвечают всем своим имуществом  
Источники финансирования Целевые взносы, имущество учредителей, гранты, уставный капитал, доходы от основной и предпринимательской деятельности Уставный капитал, прибыль, заемные средства  
Расходы По утвержденной смете Обоснованные и подтвержденные в соответствии с законодательством  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: