Выделяют следующие основные формы предпринимательства - индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные формы предпринимательства без образования Юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя выделяется из его личного имущества. Риск распространяется все его имущество. В здравоохранении имеется ограниченный опыт организации медицинского бизнеса на основе объединения усилий ряда предпринимателей (частнопрактикующих врачей, чей статус не определен законодательно). В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место и в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.
Несколько большего внимания достойны так называемые малые предприятия. Малые предприятия - коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государственной собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким участникам, не являющимся су6ьектом малого предпринимательства, не превышает 25%.
В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.
Несмотря на различие государственных законодательств о предпринимательской деятельности, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- акционерные общества;
|
- ассоциации, союзы.
В некоторых странах юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства со временем может меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества; товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным товариществом признается объединение двух предпринимателей (предприятий) и более. Создаваемое ими предприятие путем заключения договора предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим имуществом.
Международные стандарты финансовой отчетности определяют три основные формы организации совместной деятельности:
- совместно контролируемые операции;
- совместно контролируемые активы;
- совместно контролируемые компании (§ 8-24 МСФО 31).
В то же время в гражданском законодательстве РФ (п. 1 ст. 1041 ГК РФ) совместной деятельностью признается объединение вкладов и совместные действия без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Простое товарищество - разновидность совместной деятельности, при которой не создается новое юридическое лицо, а лишь объединяются вклады участников - "товарищей", действующих совместно для извлечения прибыли. В пункте 1 ст. 1042 ГК РФ| подчеркивается, что вкладом товарища признается все то, что он ] вносит в общее дело, в т. ч. деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. При этом по соглашению между товарищами вносимые вклады должны быть предварительно оценены.
|
Как показывает практика, в простом товариществе стороны используют для достижения общей цели не только и не столько имущество, сколько опыт работы в данной области, имеющиеся деловые связи, квалифицированный персонал, т. е. то, что непосредственно связано с самим участником и вряд ли может быть передано в уставный капитал вновь создаваемой организации. Однако определение активов - ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем, - пока затрудняет постановку на баланс и оценку интеллектуальной собственности в качестве вклада в простое товарищество.
Управление по договору простого товарищества может осуществляться в трех формах:
- всеми участниками совместно (для совершения сделки требуется согласие всех товарищей);
- каждым товарищем, который вправе действовать от имени всех товарищей (по доверенности или по договору);
- несколькими (или одним) специально назначенными товарищами по конкретным направлениям деятельности (бухучет, операции с общим имуществом, управление интеллектуальной собственностью и др.).
|
Товариществом на вере (смешанным, или коммандитным товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем; принадлежащим им имуществом, а остальные члены - вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Смешанное товарищество, как и полное, может быть создано:
- без учреждения нового юридического лица (в таком случае вклады участников товарищества отражаются на балансе одного из действительных членов товарищества);
- с учреждением нового юридического лица и с обособленным
имуществом (в таком случае вклады участников отражаются на балансе товарищества).
Представительство и действия от имени полного или смешанного товарищества любого из действительных его членов признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.
Собственное наименование полного и коммандитного товариществ должно включать слова "полное (коммандитное) товарищество", фамилию или название одного или нескольких действительных членов товарищества. В случае если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова "и компания" или иные слова, указывающие на наличие других участников.
Для образования товарищества достаточно двух учредителей: один из них может быть директором, другой - главным бухгалтером с правом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор. В протоколе фиксируется согласие между сторонами о создании предприятия, определяется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в уставный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответственности договаривающихся сторон. Избирается руководство предприятия: директор, его заместители, главный бухгалтер. На основе протокола учредительного собрания и договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех форм и видов предприятий и предпринимательства.
Производственный кооператив (ПК) как специфическая организационно-правовая форма коммерческой организации основана на личном трудовом и ином участии ее членов. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 21.03.2002) определяет эту форму ведения бизнеса как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Отличительные черты данной организационной формы:
1) паевой фонд кооператива разделен на паи участников, которые состоят из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда). Состав и порядок определения размера пая члена кооператива определяются его уставом;
2) члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном уставом;
3) утрата членом кооператива права собственности на имущество, вносимое в паевой фонд в случае выхода из состава членов, сопровождается денежной компенсацией.
Одной из распространенных форм управления организацией для осуществления предпринимательской деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Обществами с ограниченной ответственностью признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общества являются юридическими лицами. Сущность ООО состоит в объединении капиталов его участников в уставный капитал для создания нового субъекту правоотношений. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, возникших в процессе деятельности, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество может состоять из двух и более участников. В их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, а также граждане.
Согласно российскому законодательству число участников ООО не должно превышать 50 человек, в противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или производственный кооператив. Помимо того, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Отличительные признаки ООО:
- уставный капитал разделен на доли, которые определяются в процентах или в виде дроби;
- участники отвечают по обязательствам общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов, которые при выходе из состава общества компенсируются в натуральной форме или в денежном выражении;
- распределение прибыли осуществляется пропорционально долям в уставном капитале или в ином порядке в соответствии с уставом общества.
Сильные стороны ООО:
- возможность привлечения инвестиций путем вхождения в уставный капитал общества различными способами;
- экономия на ресурсах и управленческой функции, связанная с отсутствием необходимости эмиссии акций, в случае принятия решения об увеличении уставного капитала, а также упрощенной процедуры созыва и порядка проведения общего
собрания участников общества;
- распределение прибыли в порядке, предусмотренном уставом общества.
Акционерное общество (АО) - форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуск и размещения акций. Различие между ООО и АО состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором случае объединяется капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную их собственными вкладами.
АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в т. ч. иностранных), которые объединяют свои капиталы и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции.
Акционерное общество является юридическим лицом; несет имущественную ответственность перед кредиторами; располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров; владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).
Предприятия акционерного типа имеют следующие преимущества:
- привлечение дополнительных инвестиций путем выпуска акций;
- ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе;
- снижение предпринимательского риска;
- облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль.
Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или распределение акций среди учредителей. В первом случае образуется открытое акционерное общество (ОАО), во втором случае - закрытое (ЗАО). Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества распределяются среди его участников. В настоящее время наибольшее распространение получил второй вариант. Передача акций членов ЗАО другому лицу осуществляется только при согласии членов общества.
Таким образом, отличительные признаки АО:
- уставный капитал разделен на акции одинаковой номинальной стоимости;
- акционеры несут риск в пределах стоимости принадлежащих им акций, при выходе рассчитывают на денежную компенсацию стоимости своего пакета акций, предложенного к продаже;
- распределение прибыли общества осуществляется в виде начисления и выплаты дивидендов по размещенным акциям.
В табл. 2 дана сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.
Таким образом, новые рыночные механизмы хозяйствования и управления меняют привычные функции менеджмента в организациях и учреждениях здравоохранения. При всей важности форм и способов организации предпринимательской деятельности наиболее существенным фактором, связанным со стратегией формирования результатов медицинской деятельности, является обеспечение экономической эффективности бизнеса - как важнейшей функции современного менеджмента.
Таблица 2
Сравнительная оценка организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
Существенная характеристика | ОАО | ЗАО | ооо | Производственный кооператив | |
Участие юридических лиц | Нет ограничений | Нет ограничений | Нет ограничений | Может быть предусмотрено уставом | |
Число участников | Минимальное - 1, максимальное - без ограничений | Минимальное - 1, максимальное -50 | Минимальное -1, максимальное - 50 | Минимальное - 5, максимальное -без ограничений | |
Минимальный размер уставного капитала | Не менее 1000 МРОТ | Не менее 100 МРОТ | Не менее 100 МРОТ | Нет ограничений | |
Выпуск акций | Обязателен | Обязателен | Не предусмотрен | Запрещен | |
Принятие решения общего собрания | Число голосов соответствует количеству принадлежащих акций, если иное не оговорено в уставе | Число голосов соответствует количеству принадлежащих акций, если иное не оговорено в уставе | Количество голосов пропорционально размеру доли в уставном капитале, если иное не оговорено в уставе | Каждый член имеет один голос | |
Порядок и периодичность распределения прибыли | Начисление и выплата дивидендов осуществляется на размещенные акции по результатам 1-го квартала, полугодия, девяти месяцев и года или по результатам года | Начисление и выплата дивидендов осуществляется на размещенные акции по результатам 1-го квартала, полугодия, девяти месяцев и года или по результатам года | Пропорционально размеру доли в уставном капитале (если иное не оговорено в уставе) ежеквартально, раз в полгода (год) | 50% суммы прибыли - пропорционально паевым взносам, 50% -в соответствии с трудовым участием | |
Формирование фондов | Резервный - в обязательном порядке, размер по уставу (но не менее 5% уставного капитала). Специальный фонд - по желанию | Резервный - в обязательном порядке, размер по уставу (но не менее 5% уставного капитала). Специальный фонд - по желанию | По жела |
Заключение
Предпринимательство в здравоохранении преследует две цели - наиболее качественное удовлетворение потребности населения в медицинской помощи и достижение экономической эффективности деятельности. Сегодня уже вряд ли можно сомневаться в том, что решение этих задач не вступает в противоречие с социальным эффектом от системы охраны здоровья граждан и интересами общества. Напротив, регулируемое предпринимательство и грамотно дозированные рыночные механизмы управления производством и распределением медицинских услуг повышают ответственность перед обществом производителей услуг здравоохранения - экономических субъектов: лечебно-профилактических учреждений и организаций.
Список литературы
1. Акопян А. С. Субъекты предпринимательской деятельности в здравоохранении // Экономика здравоохранения.- 2002.- № 8.- С. 31-39.
2. Герасименко Н. Негосударственный сектор здравоохранения: социально-экономические и медико-правовые аспекты населения // Экономика здравоохранения.- 2002.- № 5-6.- С. 8-12.
3. Щепин О. П., Габуева Л. А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении.- М.: МЦФЭР, 2006.- 432 с.- (Библиотека журнала «Здравоохранение», 3.- 2006.- Библиотека ЛПУ)