Таинство Причастия и спасение




Таинство Исповеди

Вопрос: Что такое Таинство Исповеди?

Ответ: Исповедь - это таинство Церкви, в котором человек, искренне каясь в своих грехах Господу Иисусу Христу, открывая их священнику как свидетелю раскаяния, получает прощение своих прегрешений и благодатную силу для борьбы с грехом. Господь сказал своим апостолам: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Евангелие от Иоанна, гл.20, ст.23); “...что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжите - и.И.) на земле, то будет разрешено на небе” (Евангелие от Матфея, гл.18, ст.18).

Священник на исповеди выслушивает кающегося, если надо - расспрашивает его и от лица Церкви произносит разрешительную молитву. Простит ли Бог грехи: зависит от глубины раскаяния самого человека и его решимости бороться с грехом в дальнейшей жизни. Бог всегда прощал и будет прощать искренне кающихся, но для облегчения им труда покаяния Бог даровал таинство Исповеди - лекарство, лечащее раненую грехом душу, призванное помочь человеку, дающее особую благодатную силу для духовной жизни.

Вопрос: В чем нужно каяться?

Ответ: Исповедь - это в первую очередь откровение совести, на ней нужно каяться в том, в чем обличает совесть. Иногда совесть обличает человека так, что он испытывает боль в душе - это признак живой души. Бывает, что совесть молчит, хотя разум сознает содеянные грехи - это печальный признак омертвения души. Необходимо стараться каяться в душе Богу даже в самых небольших согрешениях сразу, как только они осознаются, и открывать их на ближайшей исповеди.

Если человек исповедуется впервые, ему необходимо вспомнить всю свою жизнь с семилетнего возраста.

Если человек вспомнил грех, который он ранее не исповедовал, необходимо его открыть на ближайшей исповеди. Особое внимание необходимо уделять грехам, которые Церковь называет смертными.

Людям вообще не свойственно видеть себя грешниками. Мы видим лишь явные грехи, не увидеть которые невозможно. Но действие страстей (греховных привычек, становящихся как бы частью человеческой природы) мы чаще всего не видим. Даже называя себя грешниками и каясь, мы часто делаем это без внутреннего видения своей греховности. Это неудивительно. Святые Отцы Церкви учат, что видение грехов своих – первый дар Святого Духа. А всякий дар дается тогда, когда человек способен его принять.

Что же нужно сделать для его приобретения? Для начала необходимо раскаяться и избавиться от тех грехов, которые мы в себе видим. Когда мы приступим к этому деланию, то сразу увидим в себе новые и новые грехи и страсти.

Именно в результате такого пути Святые Отцы, достигшие удивительной чистоты, видели себя последними грешниками. И наоборот: величайшие грешники, погрязшие в явных пороках, и не очищающиеся от них, часто заявляют о себе как о праведниках. Вообще, чем чище человек, тем больше видит он в себе нечистоты.

Поэтому на исповеди необходимо каяться, прежде всего, в том, что мы в себе видим плохого, что мешает нам жить по-христиански.

Вопрос: Если грех был ранее исповедан и более не совершался, нужно ли его исповедовать снова?

Ответ: Мы верим в действенность Таинства. Если грех был прощен на исповеди и не повторен, то его второй раз не называют. Но это не означает, что не нужно раскаиваться и сокрушаться о нем в своей душе.

Вопрос: А если просто каяться в душе о грехе, но не говорить о нем на исповеди?

Ответ: Бог простит человека, кающегося у себя дома перед иконами, когда нет возможности прибегнуть к таинству Исповеди. Но Он не простит того, кто по гордости сознательно пренебрегает Таинством или (опять же по гордости) стыдится своих грехов и утверждает, что получает прощение вне Церкви.

Для православных Церковь – это не абстрактное понятие. Это – Тело Христа. Богочеловеческий организм. Вся жизнь православного человека проходит вокруг Чаши со спасительными Дарами Христа – Его Телом и Кровью. Но для того, что бы без осуждения и с пользой приобщиться этой Чаше, нужно иметь чистую совесть. Если же человек не прибегает к таинству Исповеди по лени или стыду, то он лукавит перед Богом. Совесть такового не может быть чиста и Причастие может не пойти на пользу.

Вопрос: Если человек постоянно кается в одних и тех же грехах, но не может не совершать их снова, что ему делать?

Ответ: Нужно каяться снова и снова, и прилагать все усилия к борьбе с грехом. История Церкви сохранила интереснейшую беседу преподобного Сисоя Великого с одним из монахов. Монах вопрошал святого: «Отче, что мне делать: Я пал? ». Сисой ответил: «Встань ». Монах говорил: «Я вставал много раз и снова пал ». Святой ответил: «Снова встань ». Тогда монах воскликнул: «Так сколько же мне вставать? ». Сисой ответил: «До смерти ». Чем больше человек по немощи грешит, тем чаще ему надо прибегать к Таинству Исповеди, как к необходимому лекарству. Что же касается Причастия, то пока человек не прекратит соверщать смертные грехи, он не может быть причастником Святых Таин Христовых, что бы не причаститься в осуждение себе.

Даже решительно раскаявшись и оставив грех, христианин не всегда сразу допускается к Чаше. На исповеди священник может и должен назначить епитимью 1, призванную как проверить решимость кающегося прекратить грешить, так и помочь ему понести труды покаяния для его действенности. Чаще всего епитимья заключается в недопущении согрешившего к Святому Причастию на какое-то время2 и в назначении ему специального покаянного правила3.

Вопрос: Что такое смертный грех?

Ответ: Смертным грехом называется грех, совершив который, человек настолько ранит, поражает свою душу, настолько этим отчуждается от Бога, что становится как бы духовно мертвым, то есть не способным на долгое время (нередко навсегда) к добру, честности, великодушию, сострадательности, борьбе за правду, верности, чистоте личной жизни и т.д. Такой грех требует особенно сильного покаяния, сопряженного с телесными трудами (постом, поклонами и т.д.)

Основные смертные грехи следующие:

отчаяние (оставление веры и упования на милость Божию, забвение Его любви и спасительного Промысла);

отречение от Бога;

ересь - сознательное противление верующего известной христианской истине;

неверие - отрицание бытия Божия, отказ принять Истину;

самоубийство - (за исключением случаев умопомешательства);

убийство (в том числе младенцев во чреве); близко к этому стоят: соучастие в убийстве, способствование самоубийству, проклятия, нанесение человеку увечий;

воровство, разбой, вымогательство;

колдовство, также обращение к экстрасенсам, гадалкам, астрологам, предсказателям и т.д.;

блуд и прелюбодеяние в различных проявлениях (блудом называются связи человека, не вступившего в законный брак, прелюбодеянием называется не сохранение супружеской верности). Сюда же относятся и различные противоестественные грехи (такие грехи могут случаться и у законных супругов, и это является позором для тех, кто, называясь христианином, творит такое);

тяжким грехом является соблазн ближнего (деятельность растлевающая нравственность людей, особенно если это совершается через СМИ, в театрах, кино (ввиду широкой аудитории), участие в создании и распространении видео, теле, радио и другой продукции, несущей в души людей семена разврата, ересей, безбожия, насилия, злобы и тому подобного);

пьянство, наркомания и всяческое способствование этому (торговля и распостранение);

Вопрос: Выходит все остальные грехи допустимы?

Ответ: Считать так все равно, что сказать, что гепатит – это плохо, а грипп – это хорошо. На самом деле плохо и то и другое, просто от гепатита можно умереть быстрее, чем от ангины или ОРЗ. Любой грех – это рана, которую человек наносит сам себе. Есть раны опасные, есть не очень, но все они – зло, и все вредят нам.

Вопрос: Нужно ли к исповеди писать записки с грехами?

Ответ: Это допускается, но не является необходимым. Некоторые настаивают на том, что бы священник после исповеди порвал записку с грехами, видя в этом чуть ли не магический ритуал. Это неверно. Можно записать, что бы не забыть, но не более.

Вопрос: Говорят надо каяться в грехе убийства Царской семьи. Так ли это?

Ответ: Человек отвечает только за свои грехи. Каяться можно лишь в том, что сделал лично сам. Человек не отвечает за грехи даже своих непосредственных предков: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»4 - было возвещено еще в Ветхом Завете.

Однако последствия дел своих отцов детям испытывать приходится. Но ответственность и последствия – совершенно разные вещи. С таким же успехом можно каяться и в грехе Адама. Однако всем понятно, что мы не виновны в грехе Адама, хотя и испытываем на себе последствия этого греха. То же и в случае с Царской семьей: мы испытываем последствия тех событий, но сами не виноваты в них.


Готовящемуся

Ко Святому Причащению

Таинство Причастия и спасение

Для человека свойственно всегда во всем искать смысла. Когда Церковь говорит о необходимости Святого Причащения для спасения человека, возникает естественный вопрос: “А что такое спасение?”. Действительно, не ответив на этот вопрос, нам не понять смысла таинства Причащения Тела и Крови Христовых.

Мы исповедуем, что Бог “нас ради человек и нашего ради спасения” (Символ веры) соединился с человеческим естеством на земле, пострадал, умер как человек, воскрес и вознесся на Небо. Воплотившийся Бог, Богочеловек Иисус Христос, воспринял нашу падшую, пронизанную смертью человеческую природу и исцелил, обновил ее в Себе Самом, принеся Себя в жертву любви к человечеству, через подвиг Своей жизни, Крестную смерть и Воскресение. Теперь стало возможным и личное спасение для каждого человека - через соединение со Христом как единственным источником здорового и полноценного человеческого естества. В таинстве Крещения действием Духа Святого в человека вкладывается как бы “семя” Христа, залог грядущего обновления.

Последующей правильной духовной жизнью человек должен взрастить в себе это семя, тогда явится и плод этого семени - раскрывающаяся в душе неизреченной радостью любовь к Богу и всем без исключения людям, свобода человеческого духа не только от зла и греха, но и от смерти. Правильная духовная жизнь - это исполнение Евангельских заповедей, осознанная и целенаправленная борьба с грехом, участие в таинствах Церкви. В таинстве Святого Причастия христианин (крещеный, сознательно живущий по Евангелию человек), вкушая Тело и Кровь Господа - евхаристические Хлеб и Вино, приобщается (“причаститься” - значит стать частью чего-то) источника здравой, чистой, совершенной жизни - преображенной, спасенной природы Господа Иисуса Христа. Через эту причастность Христовой жизни и происходит (конечно в меру веры и праведности причащающегося) взращивание “семени” Христа в душе человека, постепенное обновление, исцеление от смертельной поврежденности как духа, так и тела.

Сам Господь указывал на необходимость для спасения этого Таинства. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии записал, что Иисус Христос, проповедуя, говорил Своим ученикам: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Евангелие от Иоанна гл.6, ст.51-56). Нельзя пытаться разумом постичь то, как происходит приобщение к Богу через вкушение на Божественной литургии освященного Хлеба и Вина. Многие современники и даже ученики Христа, услышав Его слова о необходимости есть Его Тело и пить Его Кровь, помыслили в себе: “…какие странные слова! кто может это слушать?...С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (Евангелие от Иоанна гл.6, ст.61,66). Те, кто пытаются разумом проникать в тайны Божии, неминуемо во все времена терпят крах. Христиане принимают Таинство верою, познают же истинность своей веры по действию благодати Божией, являющейся в Таинстве.

 

Божественная литургия

Святая Евхаристия (Причащение) - высшее таинство Церкви, совершается во время особого богослужения - Божественной литургии. Все остальные службы являются как бы вспомогательными, подготовительными. Вот как о ней говорил святой Иоанн Кронштадтский: “Литургия - дух и жизнь. Её мысль: да все едины будут во Христе (Евангелие от Иоанна гл.17, ст.21); всех надо носить в сердце, за всех искренно молиться. Человек безмерно возлюблен Богом как образ Божий; человек - падший образ Божий, восстановленный крайним истощанием (жертвенным подвигом) за него Сына Божия. Благодарение Святой Троице спасшей нас! Человек непрестанно восстановляется, обновляется, спасается Пречистым Телом и Кровью Христовой... Литургия - величайшее чудо любви, премудрости, всемогущества Господа, непрестанное чудо: с радостью и страхом, с любовью к Богу и с взаимной друг ко другу любовью надо всегда присутствовать при совершении её”. Все молитвы в Церкви дают нам возможность духовного общения с Богом; Божественная литургия дает возможность духовно-телесного приобщения к Богу Воплощенному.

Первую и, по существу, единственную Евхаристию совершил Сам Господь Иисус Христос, принеся Самого Себя в жертву за весь падший мир, обновив в Себе человеческую природу и умертвив живущие в нашем естестве грех и смерть Своею смертью на Кресте. Каждая литургия, совершаемая в Церкви, - это вхождение, приобщение, участие в той Единственной Спасительной Жертве, которую однажды совершил Сын Божий.

Сам Господь на Тайной вечере перед Своим исходом на крестные страдания впервые преподал Свои Тело и Кровь первым христианам - своим ученикам и апостолам. Вот как описывает это первое причащение апостол Матфей: “... когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Евангелие от Матфея гл.26, ст.26-28). Первые христиане, начиная от апостолов, всегда свято верили в истинность таинства Святого Причащения: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” (1Послание к Коринфянам гл.10, ст.16-17) - пишет апостол Павел христианам Коринфской Церкви. В другом месте этого послания он указывает на важность этого Таинства и на ответственность христиан, неблагоговейно относящихся к нему: “...я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови... Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1послание к Коринфянам гл.11, ст.23-30).

Как и все таинства Церкви, Святое Причастие приносит благо только в силу готовности и способности конкретного человека вместить в себя Божию благодать. Как при Крещении человек может остаться некрещеным от Бога (в случае своего неверия или дерзкого легкомыслия), как при исповеди человек, получив прощение от священника, в случае отсутствия истинного покаяния и желания исправиться может быть не прощен от Бога, так и в таинстве Причащения - приняв Святые Дары, может остаться вне Христа.

Если человек подходит к Святой Чаше без веры, благоговения, покаянного сокрушения сердца, осознания своего недостоинства, то он может не только лишиться всех спасительных даров этого Таинства, но и получить вред для себя - причаститься в осуждение. Именно поэтому перед Святым Причастием человек должен обязательно пройти таинство Исповеди. Именно поэтому не всегда человек может быть допущен к Причастию. Часто на исповеди выясняются подробности жизни человека, которые могут оказаться препятствием к Причащению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: