Святые Отцы Церкви о Теле и Крови Христовых22




Церковь всегда верила и исповедовала, что после литургического освящения хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми.

Святоотеческое богословие никогда и не пыталось объяснить евхаристическое преложение с помощью каких-либо рассудочных философских категорий. Любые попытки исследовать «механизм» таинства признавались Святыми Отцами совершенно бессмысленными за полным отсутствием самого этого «механизма». На вопрос, каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, систематизатор православного учения преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) отвечал следующими характерными словами: «Если же ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил плоть от святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим»23.

Священномученик Ириней Лионский (II в.) подчеркивал, что тайна Евхаристии заключена именно в причастности земного хлеба Божеству, в их нераздельном единстве. «Хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного»24.

Комментарий составителя: Вышеприведенные высказывания Отцов помогут избежать опасных заблуждений, выражающихся во мнении о том, что христиане на Евхаристии вкушают мясо и пьют кровь, под видом хлеба и вина. Евхаристические Хлеб и Вино не переставая ими быть по своей физической природе, действием Святого Духа воспринимаются в ипостась Бога Слова Воплощенного. Таким образом, их вкушение доставляет об о жение верующим.

 

Примечания

1 Епитимия - налагается за тяжкие согрешения. Она является и наказанием и лекарством для согрешившего. Призвана вразумить человека, указывает на серьезность согрешения.

2 Раньше церковные правила определяли очень длительные сроки отлучения от Причастия. Так, за убийство (и аборт) согрешивший не допускался к Чаше 20 лет, а за блуд или прелюбодеяние - 15. По этим срокам можно судить о тяжести грехов, ныне считающихся обыденными. В наше время такая практика не применяется; искренне кающемуся и твердо решившему прекратить смертные грехи обычно разрешается приступать к Чаше после трудов покаяния через 3, 6, 9 или 12 месяцев. Это происходит не оттого, что Церковь стала более терпима к грехам, - такого никогда не будет, а от усиливающихся немощи и безволия людей и увеличения соблазнов в нашем мире. Между тем надо помнить, что грех остается грехом; он убивает душу и обрекает ее на мучения ныне так же, как и в древности.

3 Обычно назначают чтение покаянных молитв и поклоны.

4 Иер. 31; 29,30.

5 Оглашенными назывались люди, еще не принявшие Святое Крещение, но верующие во Христа и готовящиеся к Крещению. После Литургии оглашенных они должны были покинуть храм.

6 слово “ пр о сти ” (ударение на первый слог) в данном случае не означает испрашивания прощения, а является непереведенным греческим словом; оно означает “прямо”, и призывает молящихся встать, распрямиться, так как в древности во время пения очень длинных в то время антифонов разрешалось сидеть или опираться на специальные седалища - стасидии.

7 Крепкий - сильный, могущественный.

8 В этом нет заискивания со стороны Церкви к власти. Почитание института власти самого по себе, как установленного Богом порядка, есть заповедь Божия, высказанная святым апостолом Павлом: “Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу” (1Тим. 2, 1-3). Если вспомнить, что когда ап. Павел писал свои послания, у власти стояли языческие императоры - гонители христиан, станет понятно, почему было не грешно молится за властей СССР и за власть нынешнюю.

9 Литургия - таинство Церкви, поэтому поминовение на ней может касаться только членов Святой Православной Церкви.

10 Верными в древности назывались крещеные.

11 Евхаристия (греч.) - благодарение. Сама Божественная литургия называется Евхаристией - благодарением.

12 Гор е - (ударение на второй слог) высоко, ввысь (от этого слова гора - возвышенность).

13 Молитва приводится на славянском языке в сокращении.

14 Призираяй бездны означает вездесущность и всеведение Творца.

15 Саваоф - одно из имен Божиих в Ветхом Завете, означает “Бог Сил”.

16 Осанна (евр.) - “спасение”.

17 истощи Себе, зрак раба приим - Себя умалил, приняв образ раба (смертного человека)

18 надо понимать: умер вместо нас.

19 Честнейшую - имеющую б о льшую честь, т.е. славу.

20 Без истления - указывается на сверхъестественное рождение Сына Божия от Девы Марии.

21 Жестосердие - слово, означающее холодное, слепое, гордостное, самодовольное состояние человеческого духа, противоположное покаянию.

22 Зайцев А.А. «Евхаристическое преложение».

23 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV. 13.

24 Против ересей. IV. 18. 5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: