Последование Божественной литургии




Божественная литургия состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных5 и Литургии верных.

Проскомидия, переводится как “приготовление”. Эту часть службы священник совершает у жертвенника в алтаре и ее никто не видит. На проскомидии приготавливаются просфоры и вино для службы и поименно поминаются христиане, за которых поданы записки “о здравии и спасении” и “о упокоении”. Практика поминовения имен вслух на ектениях возникла в Церкви довольно поздно и часто растягивает службу и рассеивает внимание молящихся. Имена должны поминаться на проскомидии. Христианам можно и должно молиться за всех: крещеных и некрещеных, верующих и неверующих, хороших и плохих, но на проскомидии разрешается поминать только членов Церкви. Некрещеных, отрекшихся от Христа или перешедших в другие конфессии или секты, любых иноверцев на проскомидии поминать нельзя. По окончании проскомидии священник произносит молитву, в которой просит Бога помянуть “принесших и их же ради принесоша”, то есть тех, кто подал записки и тех о ком их подали.

Литургия оглашенных начинается возгласом священника “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков”. Святое Причастие есть вхождение в Царство Божие и сама Божественная литургия есть явление на земле этого Царства. Хор отвечает “Аминь”, что означает “Истинно так”. Далее следует ектения - молитвенные прошения, которые произносит священник и на которые хор от лица молящегося народа отвечает “Господи помилуй”. С ектениями чередуются антифоны, представляющие собой стихи из Псалтири, прославляющие Бога, говорящие о Его милости, щедротах, долготерпении и любви к людям.

После третьего антифона совершается вход с Евангелием, символизирующий начало проповедования Господом Иисусом Христом Царства Божия. Евангелие выносится священником через боковые двери алтаря и торжественно вносится через Царские врата. После возгласа “Премудрость. Прости6 ” поются тропари - песнопения, раскрывающие содержание праздника, в который совершается литургия.

Хор поет Трисвятую песнь: “Святый Боже, Святый Крепкий,7 Святый Бессмертный, помилуй нас”. По её окончании чтец произносит прокимен - повторяемый хором библейский стих, посвященный празднику или дню. После этого следует чтение апостольских посланий; как и святое Евангелие, апостольские послания разделены на части, каждая из которых читается в определенный день года.

После чтения Апостола в храм выносится Святое Евангелие, а хор поет “Аллилуиа”, что в переводе означает “Хвалите Бога!”. Священник читает Евангелие. После чтения Евангелия следует ектения, в которой произносятся молитвенные прошения о Патриархе, правящем архиерее, властях8 и воинстве, стране, городе и святом храме, в котором служится литургия, о всех предстоящих и молящихся, трудящихся и поющих в храме и о всех христианах9.

Следует ектения о упокоении всех преждепочивших христиан. Совершается поименное поминовение по желанию священника и запискам прихожан. Далее следует ектения об оглашенных - единственное молитвенное прошение о некрещеных, но готовящихся к Крещению. Она заканчивается возгласом священника “Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое...”, то есть: “Да и они (оглашенные) с нами (по принятия Крещения) славят Бога...” На этом заканчивается литургия оглашенных. Диакон возглашает “Елицы оглашеннии изыдите...”, что значит: “Те, кто оглашенные, выйдите из храма”. Начинается Литургия верных10.

Литургия Верных начинается с двух ектений о христианах, оставшихся в храме, после чего следует Херувимская песнь. Она призывает молящихся отложить всякое земное житейское попечение и устремиться мыслью на небо, где блаженные ангельские силы всегда воспевают Бога. Священник совершает Великий вход, перенося приготовленные за проскомидией Дары на престол.

Если вход с Евангелием символизирует выход Христа на проповедь, то Великий вход символизирует Его выход на Спасительные для нас Страдания.

Во время Великого входа священник поминает в своей молитве патриарха, правящего архиерея, молящихся в храме и всех православных христиан, а люди стоят, благоговейно преклонив головы. Звучит ектенья, начинающаяся прошением “Исполним молитву нашу Господеви”, что означает “Восполним, усилим, усугубим молитвы наши Господу”. По её окончании священник призывает верующих: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы”, что значит “Возлюбим друг друга, да сможем в единомысли исповедовать (Св. Троицу)” (здесь указывается на необходимость мира и любви с ближними, без которых не может быть не только приобщения к Богу, но и самог о чистого исповедания Его). Народ поет Символ Веры, свидетельствуя о своем православном исповедании.

Начинается самый важный момент литургии - Евхаристический11 канон. Он начинается словами священника: “Станем добре. Станем со страхом. Вонмем. Святое возношение в мире приносити”. Этим возглашением молящиеся призываются предстоять Богу с благоговением и страхом, быть внимательными, прекратить всякие движения по храму и разговоры, чтобы принести святое возношение - совершить Таинство в мире душевном и тишине.

Священник благословляет молящихся со словами: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и причастие Святого Духа, да будет со всеми вами” и, оборачиваясь к престолу, произносит “Гор е 12 имеим сердца”; хор отвечает “Имамы ко Господу”, подтверждая, что сердца молящихся вознесены в молитве к Богу. Священник призывает: “Благодарим Господа”. Хор поет: “Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней”.

В это время священник начинает молитву благодарения13: “Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый! Достойно яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити Единаго воистинну сущаго Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения словесную сию службу нашу: яко Ты еси даровавый нам познание Твоея Истины... Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя, седяй на престоле славы и призираяй бездны,14 Безначальне, Невидиме, Непостижиме, Неописанне, Неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего, иже есть образ Твоея Благости... Бог Истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, имже Дух Святый явися: Дух истины... животворящая Сила, Источник освящения, от Него же вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит и Тебе присносущьное возсылает славословие... Тебе бо хвалят Ангели, Архангели... Тебе предстоят окрест Серафими... взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословленьми”, далее священник продолжает вслух “Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”. Хор продолжает ангельскую песнь “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф,15 исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна16 в вышних. Благословен Грядый во Имя Господне. Осанна в вышних”.

Священник продолжает молитву: “С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят, и несть меры великолепию Святыни Твоея...” - в молитве перечисляются благодеяния Божии людям от творения Адама до пришествия в мир Спасителя, Который - “Бог Сый Превечный, на земли явися и человеком споживе: и от Девы Святыя воплощься, истощи Себе, зрак раба приим17... и поживе в мире сем, дав повеления спасительныя... приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца... и очистив водою, и освятив Духом Святым (имеется ввиду Святое Крещение) даде Себе измену смерти18... и сошед крестом во ад... воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых... и возшед на небеса, седе одесную величествия Твоего на высоких, иже и приидет воздати комуждо (каждому) по делом его....хотя бо изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив” - священник продолжает вслух - “Даде Святым Своим учеником и апостолам рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов”. Хор отвечает “Аминь”. Указывая на чашу священник продолжает “Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив, благодарив, благословив, освятив” - далее вслух - “Даде Святым Своим учеником и апостолам рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов”. Хор снова отвечает “Аминь”. Священник подняв над престолом чашу и дискос с предложенными хлебом и вином, обращаясь к Богу возглашает: “Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся”, что значит: “Твое (хлеб и вино) от Твоих (от молящихся в храме христиан) Тебе приносим в приношение о всем мире и всех людях”. Хор поет “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи. И молим ти ся Боже наш”. В это время священник читает особые молитвы, в которых просит Бога о ниспослании на Дары освящающего Духа, после чего покланяется Господу Иисусу Христу, явившемуся действием Духа Божия в Святых Дарах. “Нас же всех (христиан) от единого Хлеба и Чаши причащающихся, - молится священник далее, - соедини друг ко другу, во единого Духа Святого причастие; и не единого от нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Тела и Крови Христа Твоего...” На этом евхаристический канон заканчивается. На престоле уже не обычные хлеб и вино, но Святые Хлеб и Вино, в Которых таинственно явлена полнота Божества Господа Иисуса Христа.

Священник предлагает прославить Божию Матерь, через которую стало возможным пришествие в мир Спасителя Христа. Хор поет торжественный гимн Богородице и Приснодеве Марии: “Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу. Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую19 херувим и славнейшую без сравнения серафим. Без истления20 Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем”.

После ектении весь храм поет Молитву Господню: “Отче наш...”, священник благословляет молящихся со словами “Мир всем”. Закрывается завеса Царских врат. Священнослужители причащаются в алтаре, а молящиеся готовятся к выносу Святой Чаши.

Со словами “Со страхом Божиим и верою приступите” священник выносит Чашу из открывшихся Царских врат. Все кладут земной поклон Христу. Те, кто готовились к причастию и исповедовались, причащаются Тела и Крови Христовых. После этого Чаша уносится обратно в алтарь, читается ектения благодарения о причащении. Священник произносит последнее благословение - отпуст, произносит проповедь и дает молящимся целовать напрестольный крест. На этом Божественная литургия заканчивается.

 

Подготовка к Причастию

Как уже говорилось, таинство Причащения не действует на человека безусловно, в силу совершённых священником священнодействий. Человек, принявший за литургией частицу Святых Даров, дар Святого Духа в такой мере, в которой его душа способна его принять. Бог не может насильно войти в сердце человека и поэтому необходимо готовить себя к Таинству. Для правильного причастия необходимы: искренняя вера, покаяние, чистая совесть, решимость бороться со своими недостатками и грехами, прощение и примирение с ближними, исповедь, душевный пост, телесный пост, особое молитвенное правило.

Вера. Мы должны не просто верить в Бога и во Христа. “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут” - пишет в своем послании Святой апостол Иаков (гл. 2, ст. 19). Вера есть особое состояние духа человеческого, ищущего правды Божией в своей жизни, а не просто умственное признание бытия Божия (на такую “веру” способны, оказывается, даже бесы). Настоящая вера обязательно проявляет себя в жизни человека. Как человек верует, так и живет. Если кто-то говорит, что верует во Христа, а живет нечестиво - то этим обличается слабость и поверхностность его веры.

Кроме того, необходимо верить и в само таинство Причастия, а для этого необходимо стараться больше узнать о нем.

Покаяние. Многие считают покаяние каким-то внешним актом, ограничавая его исповедью. О исповеди речь уже шла. Покаяние же, как и вера, - состояние духа человеческого. Человек может пребывать в вере и покаянии, а может пребывать в неверии и жестосердии21. Покаяние - необходимое условие правильной духовной жизни. Оно основано на реальном в и дении человеком своего бедственного духовного состояния. Все мы не видим на самом деле той погибели, в которой находится каждый человек и от которой пришел избавить людей Христос. Чем серьезнее человек начинает жить духовной жизнью, чем больше он усиливается исполнять заповеди Господни, чем больше трудится над очищением своего сердца, тем больше ему открывается пропасть душевной немощи, в которую ниспало человечество, отпав от Бога в лице праотца Адама. Величайшие святые, проводившие строгую аскетическую жизнь, достигавшие святости и получавшие от Бога высочайшие духовные дарования, при всем этом получали наиболее полное в и дение поврежденности человеческой природы. Они называли себя первыми грешниками на земле, но не потому, что действительно грешили, а потому, что лучше других видели, насколько сильно действует грех в душе каждого человека.

Покаяние есть в и дение своей греховности, соединенное со смиренным признанием своей немощи и неспособности преодолеть ее собственными силами. Кающийся непрестанно обращается к Богу с прошением о помощи и спасении. Отсутствие покаяния познается по невидению своих грехов, нежеланию признать себя виноватым в своих недостатках, оправданию себя во всех ситуациях жизни и по осуждению окружающих.

Чистая совесть приобретается покаянием и искренней исповедью. Когда человек делает все возможное, чтобы не грешить, а в невольных согрешениях раскаивается в душе перед Богом и чистосердечно исповедуется в таинстве Исповеди в присутствии священника, тогда он постепенно приобретает чистую совесть. О совести Господь учил в одной Своей притче: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье...”. (Евангелие от Матфея гл.5; ст.25) Это означает по толкованию Святых отцов Церкви: “Имей мир со своей совестью на пути своей земной жизни, иначе она осудит тебя на Страшном Суде Божием”. Приступать к причастию можно только очистив совесть на исповеди от всех осознанных грехов. Тот, кто причащается утаивая грехи - причащается во осуждение.

Решимость бороться с грехом - признак истинного покаяния. Если человек кается в грехах, не положив в своем сердце твердого намерения всеми силами бороться с ними (а если были грехи смертные, то обязательно не допускать их в будущем), то это значит, что покаяние его неискреннее. В свою очередь Бог не даст сил бороться с грехом тому, кто на это не решился.

Мир со всеми - необходимое условие для приступающих к причастию. Это заповедь Самого Господа: “...если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Евангелие от Матфея гл.5, ст.23-24). Господь сказал, что Он прощает нас в той мере, в какой мы прощаем ближних, и осуждает в той мере, в какой мы их осуждаем:“...каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Евангелие от Матфея гл. 7, ст.2).

Душевный пост состоит в воздержании души от всяческого суетного и страстного времяпровождения в период подготовки к Причастию. Необходимо тщательно хранить органы чувств от греховных и пустых впечатлений. Воздержаться от просмотра телевизора, различных игр, излишних разговоров, увеселений, бесцельного посещения магазинов, знакомых и т.д. Спокойный труд, чтение душеполезных книг и молитва - лучшие занятия накануне Причастия.

Телесный пост нужен, как и душевный, для приведения духа человеческого в мирное, спокойное состояние. Сам по себе пост, не подчиненный этой цели, превращается в диету, утрачивает свой духовный смысл. Душа и тело тесно связаны друг с другом, они влияют друг на друга. Современный пост представляет собой воздержание от скоромной (мясной и молочной) пищи в течение трех дней перед Причастием. Для больных, беременных женщин и детей (до 7 лет) он не обязателен. Вообще вопрос поста должен решаться в индивидуальном порядке священником, как и многие другие вопросы. К телесному посту относится воздержание супругов от совместной жизни в течении трех дней перед причастием и дня после. Причастники должны приходить в храм строго натощак (ничего не есть и не пить с полуночи до самого Причастия) за исключением детей до трех лет включительно.

 

 

Молитвенное правило

Молитвенное правилоперед Причастием состоит из вечернего богослужения накануне Причастия и специальных молитвословий. К ним, по существующей общецерковной практике, относятся три канона (Покаянный Спасителю, Молебный Божией Матери и канон Ангелу-хранителю), акафист и Правило ко Святому Причащению. Все эти молитвы можно найти практически в любом молитвослове. Каноны и акафист можно прочитывать накануне, а Последование ко Святому Причащению - утром перед литургией.

Необходимо помнить, что правило перед Причастием - это не уплата Богу какой-то подати. Цель молитвословий перед Причастием - привести душу человека в правильное состояние, в состояние смирения, покаяния, мира и тишины. Поэтому молитвы должны прочитываться неспешно, со вниманием и благоговением. “Механическое” вычитывание ради самого факта вычитывания непотребно для Бога, вредно для человека.

Как часто следует причащаться.Человек состоит как из тела, так и из души. Как тело нуждается в пище ему соответственной, так и душа. Пища души, созданной для жизни в Боге, - Сам Бог. Тело просит кушать каждый день да не по разу. Душа тоже нуждается в своей пище, и чем чаще она ее получит - тем лучше. По сложившейся в нашей церкви практике миряне причащаются с периодичностью один раз в месяц. Необходимо только помнить о правильной духовной подготовке к этому Таинству.

О причащении младенцев

В настоящее время наблюдается активное стремление многих православных к частому причащению детей.

Сам факт подобной заботы о духовном состоянии детей не может не радовать, но в этом благом, по сути, деле, кроется опасность свести на нет пользу, подающуюся в даре Святого Причащения. Складывающаяся ныне ситуация с причащением детей может послужить формированию чисто магического (без деятельного участия человека) отношения к Таинству Причастия.

Плоды любого Таинства Церкви не подаются автоматически, лишь в силу совершенного священнодействия. Необходимым условием действенности Таинств является вера и подготовленность человека к их достойному принятию. Дети в этом отношении не является исключением. Об этом свидетельствует и то, что при их Крещении Церковь считает необходимым наличие крестных родителей – сознательных воцерковленных православных людей.

При причащении же младенцев, которые еще прочно связаны и физически, и душевно со своими родителями, очевидно необходима серьезная духовная подготовка родителей: исповедь, молитва, пост. Это объясняется тем, что Церковь, с православной точки зрения, есть единый организм, в котором все его члены связаны между собой незримыми благодатными узами, так что духовное состояние одного может повлиять на состояние другого. Семья есть малая церковь, и недостаток сознательной веры младенцев должен восполняться верой его родителей. Поэтому тот факт, что дети еще не могут готовится к Причащению сами, обязывает родителей делать это за них. Можно даже предположить, что при отсутствии такой подготовки само причащение детей может оказаться бесплодным, как это бывает с неподготовленным к Причастию взрослым человеком. «Да не воображают недостойно причащающиеся Божественных тайн, - пишет святой Симеон Новый Богослов, - что посредством их просто так прилепляются и соединяются с невидимым Богом. Этого не будет с ними никоим образом и никогда не будет!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: