Практическая работа № 15




«Определение гео. координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных гео. объектов Евразии» (тренировочная)

Цели урока:
• выявить особенности географического положения Евразии, влияющие на её природу;
• выявить особенности строения земной коры и рельефа материка.

 

Ход урока
I. Проверка знаний
1. Какие ассоциации у вас вызывают США?
2. В чём преимущества географического положения США?
3. Назовите основные сферы влияния США в мире.
4. Чем вас заинтересовал образ жизни американцев?
5. Установите соответствие между географическим объектом и его названием.
1. Предгорная часть Кордильер, центр А. Нью-Йорк.
сельского хозяйства. Б. Вашингтон.
2. Река, впадающая в Тихий океан. Г. Юкон.
3. Столица США. Д. Великие
4. Финансовый, промышленный, равнины, транспортный и культурный центр.

II. Изучение нового материала
Урок начинается с определения особенностей географического положения Евразии. Сначала обучающиеся по рисунку 62 (с. 86 учебника) устанавливают, что Евразия является крупнейшим материком. Затем они определяют крайние точки материка и их координаты. Используя физическую карту мира (с. 242—243 учебника), выясняют, что материк омывают четыре океана, называют моря, омывающие Евразию. Школьники определяют, что ближе всего к Евразии находятся два материка — Африка и Северная
Америка. По карте определяют, что материк лежит в Северном и Восточном полушариях (лишь очень небольшая его часть заходит в Западное полушарие), а также крупнейшие острова и архипелаги, расположенные у его берегов.
Далее обучающиеся сравнивают географическое положение Евразии и Северной Америки по типовому плану, делают самостоятельные выводы. Работу оформляют в виде таблицы

План Евразия Северная Америка


Чтобы убедиться, что Евразия — материк-уникум, школьники анализируют рисунок 159 «Природные контрасты Евразии» (с. 185 учебника).


А где проходит граница между Европой и Азией?

 

Изучение особенностей строения земной коры и рельефа Евразии начинается с общего взгляда на физическую карту Евразии. Ученики отмечают, что в Евразии находятся одни из крупнейших равнин и высочайшие горы мира, сопоставляют физическую карту с картой «Строение земной коры» и выясняют, что такой рельеф обусловлен строением земной коры материка. Обучающиеся устанавливают, что, в
отличие от других материков, в основании Евразии лежит несколько платформ (ученики называют эти платформы).
Между платформами находятся подвижные участки — геосинклинальные пояса, которые в рельефе отражены горами (обучающиеся называют горные системы). Учитель поясняет, что два обширных геосинклинальных пояса, пересекающих Евразию, — Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский — являются зонами современного горообразования.


Поскольку в основании центральных частей материка лежат платформы, а южных и восточных — геосинклинальные пояса, то, следовательно, на севере и западе Евразии расположены преимущественно равнины, а на юге и востоке — горы.
Крупнейшие равнины и горы обучающиеся наносят на контурную карту.


Какие процессы формируют рельеф. Так осуществляется переход к изучению роли внешних процессов в формировании рельефа Евразии, особое внимание уделяется древнему оледенению: какие районы Евразии покрывал ледник? Как он изменил рельеф.

Какие закономерности вы отметили при сопоставлении физической карты с картой «Строение земной коры»?
(Складчатым поясам соответствуют горы, а платформам — равнины.) А существуют ли закономерности в размещении полезных ископаемых? (На равнинах залегают преимущественно полезные ископаемые осадочного происхождения, а в складчатых областях — магматического и метаморфического.) Основные виды полезных ископаемых материка обучающиеся наносят на контурную карту.


Анализируя рисунок 160 «Стихийные явления на территории Евразии» (с. 186 учебника), школьники отмечают, что сейсмические пояса являются областями распространения землетрясений и современного вулканизма.


III. Закрепление материала
Используя физическую карту Евразии и карту «Строение земной коры», обучающиеся устанавливают связи
между строением земной коры и распространением основных форм рельефа. Результаты заносят в таблицу

Тектоническая структура Форма рельефа Название
Древние платформы Восточно-Европейская Сибирская Индийская Китайско-Корейская Эпигерцинская плита Западно-Сибирская Складчатые области: а) древняя складча тость б) новая складчатость Равнина Плоскогорье Плоскогорье Равнина Равнина Нагорья Средневысот ные горы Высокие горы Средневысотные горы Нагорья Высокие горы Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоско горье Плоскогорье Декан Великая Китайская рав нина Западно-Сибирская рав нина Нагорья Тибет, Гоби Уральские горы, Сканди навские горы Горы Алтай, Тянь-Шань Горы Апеннины, Карпаты Нагорье Памир, Иранское нагорье Горы Пиренеи, Альпы, Кавказ, Гималаи
Вывод: древним платформам в рельефе в основном соответствуют рав нины и плоскогорья, складчатым областям — горы разной высоты.    


Домашнее задание: 1) изучить § 45; 2) ответить на
вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 6); 3) выполнить задания 1—3 на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: