На тему: “Татьяна - главная героиня романа




РЕФЕРАТ

Евгений Онегин”

Выполнила:

 

Проверила:

 

- 2004 г. -

 

Содержание.

 

 

I Взаимосвязь персонажей. Татьяна в сравнении с Онегиным и Ленским.

Татьяна и Ольга.

 

 

II Семантика имени Татьяна.

 

 

III Образ Татьяны в романе.

 

 

IV Есть ли у Татьяны прототип?

 

 

Любое художественное произведение состоит из системы образов, понятий, структуры, содержит сюжет, содержательность связей. Для того, чтобы показать и доказать настоящей работой то, что Татьяна является главной героиней романа, следует рассмотреть её образ со всех литературоведческих пластов; следует обратить внимание каким образом Пушкин А.С. преподносит нам свою героиню, что говорит о ней он сам, а также, что думают о ней персонажи произведения “ Евгений Онегин ”. Лишь только таким образом можно ответить на поставленный вопрос: ”является ли Татьяна главной героиней произведения Пушкин А.С. Евгений Онегин ”?

Художественное произведение всегда представляет собою сложную систему, не менее сложную нежели отражаемая в нём жизнь. В художественную систему литературного произведения входят объективные и субъективные элементы. Объективные - это те обстоятельства, сцены, события, лица, которые “ присутствуют ” в самой действительности и не зависят от сознания художника. Субъективные же элементы произведения - это всё то, что художник привносит от себя в создаваемую им картину жизни. Это разные углы зрения на изображаемое, это точки зрения (автора, героев, второстепенных персонажей), воспроизводимые в произведениях. А также, это читательское отношение к тому, что изображено художником. И поэтому при анализе художественного произведения нельзя забывать о том, что значительная доля его содержания заключена в подобных связях между всеми его элементами.

Роман назван именем главного героя, и казалось бы, что все остальные образы возникают в произведении, чтобы помочь более полно и глубоко понять его натуру. Но вот уже в начале второй главы видно, что повествователь и Онегин разошлись: Пушкин перестал связывать с Онегиным представление о подлинном герое русской жизни.Тут возникает закономерный вопрос: “ Почему? ” Не потому ли, что он осознал уже к началу работы, что Онегин - всего лишь своеобразная " ось ", вокруг которой совершается крушение крупных, мелких и мельчайших образов, втянутых в сюжетное действие.

Логика сюжетного построения реалистического романа не позволяет опираться на необоснованные случайности. Встреча Онегина с Ленским и с Татьяной неизбежна, так же как неизбежно " присутствие " в романе образа повествователя, коллективного образа - портрета светской толпы, многочисленных штрихов, из которых складывается обобщённое представление об образе народа. Но эта неизбежность практически всюду выражается в форме случайности.

Так, встреча с Ленским могла произойти при тех обстоятельствах, какие описаны Пушкиным в 6 строфе II гл.:

 

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал.

 

Как Онегин, так и Ленский, оказался, в сущности, белой вороной среди дворян. Ленский отказывается говорить о хозяйственных делах с людьми, которые погружены в мелочные заботы быта, которые пытаются наладить крепостническое хозяйство - и в этом видят смысл жизни. У Ленского иной смысл бытия: душа его устремлена к идеалам, его помыслы отданы возвышенным вопросам. Он поэт, он образованный человек. В Ленском много есть такого, что уже не доступно Онегину. Он сохранил свежесть чувств и ту открытость, которая выглядит в глазах в глазах светского завсегдатая беззащитностью. Он нравственно светлее, его душа пока ещё отличается незамутнённостью. Достоинства несомненны, но Пушкин не спешит поднять один образ над другим. В Онегине есть нечто такое, чего Ленский не успел ещё приобрести и без чего Пушкин не мыслил настоящего героя.

Итак, что даёт сопоставление Онегина с Ленским? Что прибавляет это сопоставление к их характеристикам, к пониманию их натур?

Когда Онегин встаёт рядом с Ленским, особенно резко сознаётся, как он душено испепелён, как много сгорело в нём чистого, возвышенного, какою дорогою ценою оплатил он своё презрение к светской толпе и к окрестным помещикам. И тогда мы понимаем: Онегин уже опустошён, а Ленский ещё пуст душою. Видно одно герои романа - люди очень разные.

Пушкин не только открывал многообразие типов, существовавших в действительности, но и стремился исследовать закономерные мотивы их поведения, открывал их связь с социально - историческими обстоятельствами, которые порождали эти типы, поведения и чувствования.

Итак, уже два типа открыл он, но ведь не в одних же мучениях может обнаружиться героическое начало. Нужна героиня! Не станет ли ею Ольга? Ей посвящена двадцать третья строфа второй главы. Ольга вошла в роман вместе с Ленским. Душа её настолько не сложна и не глубока, что Пушкин, характеризуя предмет поэтических восторгов Ленского, ограничился едва ли не одними внешними приметами:

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдите верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

 

Да ведь это заурядней шее воплощение книжного типа так называемой северной девы! Тип опоэтизированный второстепенными писателями и воплощённый чуть ли не в каждом романе западных романтиков той поры. Отчего же он безмерно надоел повествователю? Тут нет сомнений: он надоел той неизвестностью, которая трижды подчёркнута: всегда, всегда, всегда, Ольга - всегда скромна, послушна, весела. А задумывалась ли она о чём-либо? У Пушкина не нашлось ни одного сравнения или эпитета, с помощью которых был бы дан намёк на богатство или сложность этой души.

Однако сюжетная роль этого образа значительна. И не только потому, что с его помощью можно создать извечный любовный треугольник. Ольга просто не во вкусе Онегина. Он равнодушно скользнул взглядом по её лицу и до конца исчерпал эту пустую душу. И если ему всё-таки пришлось стреляться с Ленским из-за неё, так ведь это же чистейшее недоразумение - и читатель это знает задолго до его рокового выстрела.

И тем не менее, как бы казался второстепенным образ Ольги, без него роман также не состоялся бы, как и без Ленского. Без Ольги нет подхода к Татьяне. В образе Татьяны воплощены такие качества, которых Пушкин не обнаружил в Онегине и Ленском. Скажем прямо: качества, без которых Пушкин не мыслил подлинного героя или героиню.

Татьяна избегала опустошающего воздействия света. Но в отличие от Ленского, она не попала под влияние книг мечтательных романтиков. Татьяна читала много, так что голова пылала от мечтаний, но тут следует обратить внимание на два обстоятельства, подчёркнутые Пушкиным.

Во-первых, круг чтения Татьяны несравненно шире, чем у Ленского. Новейшая романтическая поэзия не была для неё высшим воплощением искусства. Судя по именам героев, известных ей, она упивалась лучшими образцами до романтической просветительской литературы. И не только воспевание мировой скорби, тоски и безнадёжности привлекало её и казалось ей наиболее естественным человеческим качеством. В просветительской литературе особенное внимание уделялось воспеванию долга, верности, стойкости под ударами судьбы и способности к самопожертвованию. Как мы увидим далее, эти уроки не прошли даром для Татьяны: она усвоила, что есть в жизни кое-что поважнее и выше личной свободы и любви.

А во-вторых, при формировании её нравственных понятий влияние книг особым образом сочеталось с влиянием народнопоэтического творчества. В голове её теснился ряд книжных героев, но она пытливо, жадно смотрела на русский быт, на русскую природу, на игры деревенских детей, на жизнь своих родителей и их крепостных. Татьяна на всегда почувствовала себя связанной с этой повседневной, внешне неказистой, но поэтической жизнью. В ней пробудилось сознание, что она не Полина, не Селина, не Дельфина, а именно Татьяна, с ног до головы русская девушка. Это чувство можно назвать национальной гордостью. Оно то и было той основой, на которой произрастало героическое начало в людях. Пушкин А.С., как и многие его современники был убеждён: без чувства гордости за свой народ, за своё страну, за своё культуру нет, и не может быть героев.

Как это могло произойти в эпоху видимого разобщения дворянства с народом? Как показать типичность подобных настроений Татьяны? Ведь до Пушкина многие писатели изображали и осуждали именно как типическое иное стремление - увлечение западными модами, приобретение национальной культурой России? Многие отвернулись от неё, многие демонстративно выражали пренебрежение к якобы низким проявлением старинного, русского быта. Но не все! Пушкин обнаружил не однородность правящего сословия. Сначала он показал столичную толпу. Потом указал на провинциальную дворянскую чернь. А потом обратил внимание читателей на так называемое патриархальное дворянство. По его мнению, оно отличалось некоторой близостью к народному быту. В этой-то патриархальной среде и выросла Татьяна. Не только предания старины, рассказы няни, не только привычные виды поэтической природы возбуждали в душе Татьяны чувства близости к своему народу. Вероятнее всего, что она попросту не задумывалась о спорах в критике, о народности, о патриотизме, об ответственности передового дворянства перед Россией. Всё было проще: она чувствовала и думала как истинно русский человек. Жизнь родителей служила для неё примером того, как наносные зарубежные увлечения, свойственные молодости, спадают под воздействием народного быта.

Так в роман входят родители Татьяны. Без них осталась бы неясной подобная особенность развития её характера. А вот у Онегина был, сущности, близкий отец. О его матери Пушкин вообще не упомянул. Неважно: умерла ли она, оставил ли её муж или оставила ли она мужа и ребёнка. Важно, что она не участвовала в нравственном развитии Онегина. Не было необходимости вводить в роман и родителей Ленского: не они сыграли главную роль в становлении его личности. Но невозможно правильно понять характер Татьяны, если из системы романа мысленно "убрать" её родителей. Почти восемь строф отвёл ей Пушкин - больше, чем для характеристики Ленского. Они не участвуют в сюжетном действии. От них не зависит, как сложатся отношения между героями романа. Единственное вмешательство в течение событий оказала мать, когда она решила отвезти Татьяну в Москву на "ярмарку невест". Но именно они многое дали для раскрытия пушкинского замысла. Вот что пишет поэт перед самым концом второй главы, в тридцать пятой строфе:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: