Они хранили в жизни мирной




Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдные песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушали молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слёзки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюдо по чинам.

 

Эти впечатления и наполняют душу Татьяны. Она как бы впитала основы народной нравственности. Её внутренний мир полным и богатым, её душевные силы не истрачены, её наблюдательность обогащена мечтами и размышлениями. Татьяна объективно оказалась выше, интереснее как личность, духовно богаче Онегина и Ленского. Один со своей житейской опытностью, а другой со своей книжной премудростью романтическими мечтами, они оба не смогли правильно понять Татьяну. Онегину это оказалось не под силу и впоследствии, через три с лишним года после первого свидания, когда Татьяна вышла замуж. А она, ещё не искушённая житейски, почти девочка, вплотную подошла к разгадке его характера. И в какой-то мере её догадка совпадает с авторской оценкой этого яркого и странного воплощения одного из типов русской жизни:

 

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее - слава богу -

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной…

 

Сопоставим три образа ещё в одном отношении: сравним цели и устремления этих героев.

Ленский, может быть, и стал бы поэтом с большим общественным резонансом, хотя Пушкин более вероятным предполагал другой вариант его жизненного пути. Не будь этой злополучной дуэли, он через неделю женился бы на Ольге: день свадьбы был уже назначен. Женившись, он явно ушёл бы в тихие радости семейной жизни. Провинциальный поместный быт засосал бы его. Во всяком случае, по предположению Пушкина, при подобном существовании в провинциальной глуши наиболее вероятным вариантом жизненного пути является утрата большой, общественно значимой цели. Но большой цели не было и Онегина, хоть он имел возможность соприкоснуться с теми правящими верхами, где многие из решений отзывались на судьбе народа и государства.

А какую цель могла поставить перед собой Татьяна? Ведь служение обществу всё ещё оставалось недоступным для женщины в самодержавно-крепостнической России

1820-х годов. Татьяна видит свой долг в утверждении нравственной чистоты. Личные она приносит ради сохранения твёрдости перед соблазнами светского общества. Назначение героини романа в следующем: Пушкин считал необходимым показать, что в русской действительности нет фатального предрасположения к духовной опустошённости. В образе Татьяны воплощён один из привлекательных типов, реально существовавших в жизни. С её образом связано убеждение поэта в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над без духовной средой.

 

По наполненности души и глубине чувств, мы видим, что Татьяне нет равных героев в произведении. Почему же Пушкин выбирает главную героиню женщиной? С чем это связано? Откуда имя Татьяна? Множество вопросов возникает, и что ответить на них нужно обратиться к Пушкинским записям.

Пушкин А.С. - истинный знаток женщин. Вряд ли ещё можно найти мужчину в истории, который настолько тонко, как Пушкин, знал женскую природу, психологию, душу, умел ценить женскую красоту, неповторимость, загадку. Т.е. другими словами Пушкин, знал не только внешнюю, но и внутреннюю сторону женщин, ценил дорожил этим. Этика и эстетика пушкинского взгляда на женщин была не однородна, многогранна, а также глубоко уважаема, что естественным образом делала ему честь в глазах женщин.

Незамедлительно подтверждение выше сказанному мы находим в "Евгений Онегин" в следующих строках: "Младые грации Москвы". Именно они говорят нам о том, что Пушкин знаток не понаслышке с женским полом. А известный критик Ю.М. Лотман в своей книге "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"" пишет, что таковые "грации" существовали при дворе в пушкинское время, и берёт на себя смелость, высказывать такое предположение, что это были: Елизавета Ивановна Нарышкина, Марья Аполлоновна Волкова и Александра Ивановна Пашкова, т.е. если брать это замечание критика во внимание, то получается, что у каждого есть свои жизненные прототипы. А значит и у любимой героини Пушкина - Татьяны тоже есть свой прототип. Но начнём постепенно.… Почему Пушкин даёт героине имя Татьяна? Что оно значит? Что он хочет этим сказать? Попытаемся в настоящей работе последовательно ответить на эти вопросы.

 

 

Татьяна!?

Словарь имён даёт следующее определение этому имени:

"Очень эмоционально и одновременно принципиальна. Она достаточно упрямая, властная. Дружить предпочитает с мужчинами, рядом с которыми обычно чувствует себя более мягкой и женственной, или в кругу подруг. Татьяны талантливы, глубокий внутренний мир, зачастую мешает им быть понятыми окружающими.

Что же из этих качеств мы видим в пушкинской Татьяне? Все!

А посему не случайно это имя. Следует заметить, что критика отнеслась с непониманием, когда роман "Евгений Онегин" увидел свет, потому как не принято было деревенским (на тот момент) именем Таня называть детей дворянского происхождения, а романисты (со своей исключительностью во всём) также не поняли, как можно назвать главную героиню романа таким простеньким на их взгляд именем.

Но Пушкин глубже! Он знал о том, что по преимуществу имя Таня деревенское, что он хочет эти подчеркнуть?

Место действия в романе играет большую и совершенно специфическую роль. События всё время развиваются, в каком либо конкретном пространстве: в Петербурге, в Москве, в деревне, на почтовом тракте. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развёртываются. Деревня - органичный мир Татьяны (вот почему взято автором данное имя). Татьяна чужая в Москве - в доме тётки и в зале Благородного собрания - и в Петербурге в собственном доме. Татьяна в Петербурге тоскует по "бедному жилищу", но Петербург это не только "ветошь маскарада", светский и придворный "омут". Салон Татьяны - оазис высокой культуры, духовного аристократизма, это "пушкинский мир". Простота и естественность поведения людей здесь перекликаются с простотой истинной народности, и это делает переход Татьяны в столичный мир, в одном опустошение, безусловно, насильственным, в другом - естественным и органичным. "Свой мир" для Татьяны - это тот мир, к которому она хотела бы вернуться, а свой мир для Онегина - это тот, от которого он хочет бежать. Даже из этого обзора видно, к какому из героев ближе автор, кого он как бы выделяет, кого "приближает" к себе.

Критика не понимала Пушкина зачем он назвал таким именем героиню, а люди уже почти два века восхищаются этим именем, дают его своим дочерям, влюбляются в девушек, названных Татьянами. Чем же так полюбилась героиня?

Начиная описывать Татьяну, Пушкин использует настойчивое повторение частиц НЕ и НИ.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей…

… Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

И дальше: "её изнеженные пальцы не знали игл", "узором шёлковым она не оживляла полотна", "куклы… Татьяна в руки не брала", "в горелки не играла". Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна, сколько о том, какой она не была: обычной. В Татьяне всё своё, всё не обычное, не похожа она ни на девиц из романа, ни Дуню, что "разливает чай" и пишет: "Приди в чертог ко мне златой!", ни на свою сестру Ольгу и её подруг.

… ….. страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…

… Она любила на балконе

Предупреждать зари восход…

… Ей рано нравились романы…-

вот и всё с чем изначально знакомит Пушкин, говоря о Татьяне. Этого казалось бы, совсем мало, но Пушкин пишет о ней очень серьёзно, без улыбки, как о Ленском; без сожаления, как об Онегине, - на уважении к героине.

 

В романе главное не повороты сюжета, а мысли, чувства, искания героев автора. Татьяна умет верить, мечтать, ждать, надеяться, любить:

 

"Давно её воображенье,

Сгорая негой тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томление

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала … кого-нибудь,

***

И дождалась… Открылись очи,

Она сказала это он!"

 

Что это значит - "душа ждала кого-нибудь"? Неужели Татьяне действительно всё равно, кого полюбить? Ведь вокруг неё много молодых людей: Петушковы, Пыхтины, Буяновы, - но эти люди не привлекают Татьяну, она ждёт кого-нибудь необыкновенного, отличного от всех, с кем ей приходилось до сих пор встречаться. "И дождалась!"

Белинский, объясняя характер Татьяны, говорит: " Весь внутренний мир Татьяны заключается в жажде любви, ничто другое не говорило её душе, ум её спал…Девические дни её ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга…Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создавала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум не чем не был занят."

"И вдруг является Онегин. Он весь окружён тайной: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он является таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни - всё это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить её к решительному эффекту первого свидания с Онегиным."

Татьяна совсем не знает Онегина: она видела его один только раз, да ещё слышала неодобрительные разговоры "расчётливых соседей". Она знает лишь, что Евгений не такой, как все вокруг, - этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить. Но ведь надо же знать, кого любишь! А Татьяна не знает людей за исключением соседей, она ни кого не видела, - мужчины знакомы ей только по романам, она и наделяет Онегина качествами литературных героев:

 

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Адель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон,-

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

 

Рассказывая о любви Ленского, Пушкин не как не позволяет читателю отнестись к этой любви слишком серьёзно: мы видим его лёгкую улыбку, чувствуем его недоверие к возвышенным страстям героя. Описывая любовь Татьяны, автор один только раз позволяет себе улыбнуться: "бесподобный Грандисон, который нам наводит сон…". Но эта улыбка адресована не Татьяне, а Ричардсону - создателю достаточно скучного романа.

К любви Татьяны Пушкин относится всерьёз и, более того, благоговейно. Почему же? Ведь, на первый взгляд, это та же романтически - напыщенная, выдуманная страсть, что у Ленского: ведь Татьяна тоже

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: