Таблица. План занятия
Содержание этапов | Виды и формы работы |
Организационный момент | Приветствие |
Мотивационное начало | Постановка целей, задач урока |
1. История взглядов на темперамент. | Лекция, дискуссия |
2. Структура темперамента. | Использование опорного конспекта |
3. Основные типы темперамента и их свойства | Обсуждение |
4. Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности | Обсуждение |
5.Практическая работа | Работа с раздаточным материалом |
Обобщение. Подведение итогов | Беседа |
Домашнее задание |
Ход занятия
Организационный момент (1 минута). Подготовка к показу мультимедийной презентации по истории изучения темперамента.
На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека.
Темперамент(лат.Tempero- смешиваю в надлежащем соотношении) - индивидуальное сочетание природных характеристик, определяющих динамику поведения человека: степень энергичности, эмоциональности, уравновешенности, предпочитаемый темп деятельности.
История взглядов на темперамент (15 минут).
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.
Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
|
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Гиппократ- греческий врач античности (4-й век до н.э.), связывал поведение человека с соотношением «соков» организма -сангв(крови), флегмы (слизи), холас (желчи) имеланхолас (черной желчи).Считалось, что если преобладает кровь, то темперамент будет сангвинистическим, если желчь - холерическим, если слизь - флегматичным, а черная желчь определяет меланхолический темперамент.
При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них.
У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания - «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н.э.).
Э. Кречмер и У. Шелдон исследователи соматических и темпераментальных характеристик человека. Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И.Кант. Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих источниках. Представляя собой с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.
|
В20-х г. ХХ в. И.П.Павлов- русский физиолог конца XIX - начала XX века - рассматривал темперамент как сочетание свойств нервной системы. Павлов обнаружил, что каждому типу нервной системы может соответствовать один из темпераментов. Получилась следующая схема:
сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным подвижным типом нервной системы;
флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы;
холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным подвижным типом нервной системы;
меланхолический темперамент обладает слабым неуравновешенным типом нервной системы.
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.
|
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно но, тем не менее, разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности
В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и факторнейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активациилимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.
В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) ипсихотизм.Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование А. Томаса и С. Чесса.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике «Современная психология (В.Н. Дружинина).
. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная,соматическая,хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.
Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как: независимость от содержания мотива и цели поведения; универсальность иконсистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; раннее проявление в детстве; высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами.
3.Темпераментвозникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость - преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности.
Дискуссия:»Есть ли эти 4 типа темперамента на самом деле»?(5 минут).
.Структура темперамента (5 минут).
В структуре темперамента принято выделять три основных компонента:
активность - пассивность, которая проявляется во всех сферах жизни индивида (на работе, в школе, дома, во время отдыха) и может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;
эмоциональность - безэмоциональность: частота и сила эмоциональных реакций в ответ на ситуации-стимулы. Определяет особенности возникновения, протекания и угасания эмоций, их знак (отрицательные или положительные эмоции) и модальность (страх, гнев, радость и т.д.);
особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики (быстрая или медленная речь, походка, движения и т.д.).
3. Основные типы темперамента и их свойства(10 минут).
Прежде, чем перейти к рассмотрению различных свойств и особенностей темперамента, необходимо отметить, что, во-первых, нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны. Во-вторых, «чистые» темпераменты в природе встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление (что не возможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.
Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.
Обсуждение типов темпераментов известных людей(5 минут)
Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева. Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен - известные истории сангвиники. Среди великих умов флегматиков: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон. Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
4. Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности(15 минут).
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Необходимо учитывать особенности темперамента, а иначе это может привести к потере интереса, перегрузкам и нервным заболеваниям.
Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.
Именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.
Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, -меланхолики- сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, -сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться.
В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний. Студенты работают с карточками-заданиями «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Определить тип темперамента и объяснить почему? При этом идет обсуждение:»Влияние особенностей темперамента на успешность овладения профессией, и его соответствие условиям профессиональной деятельности». (7 минут).
. Практическая работа (15 минут).Практическое знакомство с методами психодиагностики темперамента. Диагностика своего темперамента по методике Айзенка (Приложение 1).
Обобщение. Итоги занятия. Я думаю, что с помощью знаний, полученных на этом занятии, вы сможете без труда определить темперамент своих родных, близких, и просто людей, с которыми придется общаться в жизни(1 минута).
Домашнее задание. Написание эссе на тему: «Проблемы диагностики темперамента» (1 минута).
Список литературы
.БатаршевА.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
.Мананникова Е.Н. Психология личности / Е.Н. Мананникова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 220 с.
.Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
.Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб.пособие / О.Ю.Моисеева. Владивосток: Мор.гос. Ун-т, 2002. 52 с.
.Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1995. - 496 с.
.Психология / Под ред. Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
.Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности / В.М. Русалов // Психология личности в трудах отечественных психологов - СПб: Питер, 2000. - С. 66-75.
.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.
Приложение 1