Детей интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, они любят почитать советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать кто из отряда и в чем сумел отличиться за прошедший день и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок, он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.
При создании отрядного уголка преследуются следующие цели:
1) сплочение отряда, выявляя таланты детей и привлекая их на добровольной основе к коллективному творчеству;
2) украшение помещения, где собирается отряд (согласитесь смотреть на голые стены не очень интересно);
3) сделать отрядный уголок местом интерактивного общения отряда.
Отрядный уголок должен отвечать следующим критериям:
1) информативность. Отрядный уголок должен содержать не менее 10 рубрик, которые отражают различные стороны жизни отряда;
2) отрядный уголок должен соответствовать тематике смены, то есть оформление должно отражать тему смены;
3) отрядный уголок не ограничивается размерами ватмана, можно оформить веранду, балкон, лестницу, двери в комнаты и т.п. Следует использовать всю стену, все пространство;
4) отрядный уголок – плод коллективного творчества вожатого и детей, так как отрядный уголок делается в оргпериод, его создание способствует сплочению отряда, выявлению лидеров. В разработке уголка участие должен принимать весь отряд, работу можно найти для всех: вырезать, раскрасить, склеить, подержать ватман и т.п.;
5) эстетичность и оригинальность оформления;
6) отрядный уголок – место мотивации (самая чистая/грязная палата, список отличившихся детей, доска почета. На огоньке выбирается отличившийся сегодня ребенок и может выполнить какую-либо почетную функцию, например, записать себя на доску почета или сменить экран-настроение);
|
7) отрядный уголок не должен быть статичным. Это самый главный принцип. Необходимо постоянно поддерживать сменные рубрики (план на день, поздравляю, новости).
Алгоритм оформления отрядного уголка:
1) создайте инициативную группу;
2) определите объекты оформления;
3) поставьте цель (донести информацию, указания о расположении и назначении объектов, улучшение внешнею вида, отражение выбранной тематики). Не подходят цели «Так надо!» и «Чтобы было!»;
4) создайте стиль или выберете из существующих, (ассоциации на заданную тему);
5) придумайте развернутый сюжет и действующих лиц (возьмите готовый сюжет: скачки, телешоу, исторические события, географические объекты, литература, фильмы и т.д.);
6) создание композиции: от общего к частному. (составьте список объектов оформления. Выделите главное. Подчините второстепенное главному;
7) выберите формы оформления: на плоскости или в пространстве);
8) что делать, если не умеешь рисовать:
· используй труд художников;
· используйте готовые объемы для создания рельефов;
· рисовать по клеточкам, сделать коллаж, аппликацию;
· собери коллекцию шрифтов и готовых картинок;
· выбирай выразительные, неожиданные, нестандартные решения
В работе над уголком можно выделить три периода:
2) заезд ребят в лагерь в оргпериод;
3) основной период;
4) заключительный период смены.
К заезду ребят в уголке снимаются все рубрики с прошлой смены. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):
|
1) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);
2) поздравление с приездом;
3) законы лагеря;
4) наказ ребят прошлой смены;
5) первые песни, лагерная песня;
6) план на день;
7) режим дня.
В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:
1) соревнования;
2) подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам;
3) участие в творческих конкурсах, смотрах;
4) дежурство отряда;
5) жизнь отряда;
6) поощрение детей.
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями, рисунками и мысли ребят о прожитых днях. Можно также оформить «забор пожеланий» или «летопись лета», на которых дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
Основные рубрики отрядного уголка:
1) Номер отряда, имя вожатых, воспитателя (важно для оргпериода).
2) Название, девиз, эмблема. Возможные названия и девизы
3) Список отряда. В этой рубрике необходимо учесть то, что она может быть средством мотивации за счет переходящих наград, которые вручаются самой чистой/грязной палате, или палате, которая чем-то отличилась (самой творческой, активной).
4) График дежурства. Он может располагаться как на дверях комнат (если это графики дежурств по палате), так и в отрядном уголке (дежурство по лагерю).
|
5) Режим дня. Очень важная рубрика, особенно в начале смены, когда дети только начинаю адаптироваться к новому режиму дня. Также если режим дня оформить в отрядном уголке, то можно избежать многочисленных вопросов ребят: когда у нас обед? А во сколько отбой?
6) Законы отряда. Они могут быть как шуточными, так и серьезными. Лучше если законы будут придуманы самими детьми, а также приняты всем отрядом на огоньке. Не стоит принимать законы, которые не будут выполняться.
7) План-сетка. Прописывается план примерных мероприятий на всю смену от дня заезда до дня отъезда. Может быть в виде следов, цветов, забора, облаков, звезд. Все мероприятия могут быть зашифрованы (в виде ребусов, загадок).
8) Достижения отряда. Специальное место для дипломов и грамот, если все-таки их не очень много, то можно придумать самим (например, за то, что мы сегодня не опоздали на зарядку, диплом за самый быстро съеденный завтрак, мы наконец-то построились парами и т.п.).
9) Экран-настроение. Может отражать настроение как каждого ребенка, так и отряда в целом. Очень показательная рубрика, так как если настроение отряда плохое, то можно проанализировать ситуацию на огоньке и исправить положение. Также рубрика может использоваться как средство мотивации (на огоньке отличившийся ребенок меняет/вывешивает оценку за день).
10) Новости. Это сменная рубрика, в нее можно помещать как смешные, шуточные, так и серьезные новости: результаты футбольных, пионербольных матчей как своего, так и других отрядов, какие-либо организационные вопросы (сегодня в столовой Васе попалась кривая вилка). В отряде можно выбрать своих журналистов, которые будут вести эту рубрику.
11) Поздравляем. Тоже сменная рубрика. Может быть сделана в виде кармашков, чтобы было удобно постоянно менять поздравления. Во всем можно найти положительные стороны и поздравить с этим.
12) План на день. Очень важно каждый день вывешивать новый план, чтобы не получилось так, что уже три дня висит одно и тоже. Также эта рубрика предотвращает многочисленные вопросы:а что сегодня будет?
13) Песни отряда.
14) Книга жалоб и предложений.
15) Почта. Самое главное условие, чтобы сами ребята не вытаскивали и не читали чужие письма, для этого необходимо назначить почтальона.
16) Время. В зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода, и какое у отряда настроение, вожатые и ребята вместе придумывают, какое же время настало (собирать шишки; убирать палаты; пылесосить пустыню; убирать территорию; делать ноги; дежурить в столовой; считать деньги и т.п.)
17) Интервью. Корреспонденты берут интервью у наиболее интересных людей в лагере.
18) Игротека – Шевели извилинами. Дается возможность испытать свой интеллект, решив ребус, кроссворд, загадки. Их лучше также подготовить заранее и в большом количестве.
19) Речевки. Все речевки и кричали лучше записать и красиво оформить в отрядном уголке.
Оформление корпуса.
Как было сказан ранее отрядный уголок не ограничивается размерами ватмана. Оформить можно все:
1) Провести конкурс на оформление палат (название, девиз, эмблема палаты) как внешне (двери, окна), так и внутреннее.
2) Для того чтобы быстро запомнить детей и для повышения чувства принадлежности ребенка к отряду можно сделать маленькие бейджики на каждую кровать. Они могут быть в виде эмблемы отряда или какого-либо элемента, который сочетается с тематикой смены, либо это может быть просто красивая картинка, которую можно заготовить еще дома. На бейдж пишется имя ребенка. Очень красиво смотрится одинаковый элемент во всем отряде.
3) «Наши достижения» в масштабах корпуса. Все достижения, дипломы и грамоты вывешиваются в отрядном уголке, но следует отметить и тех детей, которые помогали и двигали отряд к победе. Для этого необходимо изготовить знаки отличия (звездочки, яблочки, облака, солнышки). И если кто-либо из данной палаты участвовал в мероприятии, помогал накрывать в столовой, спал в сончас, убрал мусор и т.п., то на дверь этой палаты вешается звездочка, на которой написаны фамилия и имя ребенка и за что его награждают. В конце смены подводятся итоги: самому активному ребенку вручается приз или диплом, а также самой активной палате (палата, у которой больше всего звездочек).
4) Диплом. Если руководством лагеря не предусмотрено после каждого мероприятия вручать дипломы, то можно самим их изготовить и таким образом заполнить раздел наши достижения. Если у вожатого в запасе есть n-ое количество дипломов, то вручать их можно не только за дружинные, но и за отрядные мероприятия, за личную помощь вожатым и воспитателю.
5) Для того, чтобы украсить стены, можно провести конкурс рисунков и затем развесить их на стенах. Также можно наклеить различные вырезки из журналов, какие-либо картинки, вредные советы.
6) Заранее можно распечатать таблицы, которые пригодятся в оформлении, как официальных документов, так и внутриотрядной документации (график дежурств, список по палатам, отдельно мальчики и девочки, график выходных, общий список и т.д.)
Мелочь, а приятно.
1) Сюрпризки.
Это небольшие сувениры для детей, сделанные руками вожатого. Они могут быть сделаны из природного материала, бумаги и любых подручных средств.
На каждый период смены существуют свои особенности конструирования сюрпризок.
В оргпериод: сюрпризки создают хорошее настроение ребенку в начале смены. Содержат пожелания хорошего проведения лета. А также сюрпризки в оргпериод вводят в тематику смены (кораблик, ракушка – морская тема, цветок, бабочка - экологическая)
При дежурстве в столовой: сюрпризки содержат пожелания приятного аппетита другим отрядам, что создает хорошее мнение о нашем отряде. Эти пожелания также могут быть и в шуточной форме.
В конце смены: на память о лете, о лагере, об отряде.
2) Эмблемки.
В оргпериод, а особенно в день заезда достаточно сложно сразу же запомнить и отличать своих детей от детей других отрядов, особенно в местах их массового скопления (столовая, дискотека, актовый зал). Сложнее в этом плане с детьми младшего возраста.
Для того чтобы узнать свой отряд в толпе необходимо для каждого ребенка сделать отличительный знак. Так как тематика смены еще не известна, то вид эмблемки не очень важен. Это могут быть веселые рожицы, солнышки, ягодки, яблоки, кляксы.
Изготавливаются они не большого размера, диаметром примерно 5-6 см. Для того, чтобы эмблемку всегда было видно необходимо повесить ее на прочную нитку на шею (а не пришивать к одежде), таким образом начинается сплочение отряда.
При изготовлении эмблемок необходимо учесть, что носить их будут как мальчики, так и девочки, поэтому картинка должна быть соответствующей, нейтральной.