Психическое отражение как процесс; его уровни и формы




Положение об отражательной сущности психических явлений имеет в марксистской психологии фундаментальное значение. Оно так или иначе реализуется в теоретических, экспериментальных и прикладных исследованиях, проводимых разными школами и направлениями. Однако в конкретной трактовке этого положения есть некоторые различия. Часто психическое отражение рассматривается лишь как результат, завершающий некоторую систему процессов, действий или операций (более широко: преобразований)(18). При этом самые преобразования выступают как нечто внешнее по отношению к результату, как то, что опосредствует отражение.

Один из распространенных подходов состоит в трактовке психического как результата физиологических процессов. Эти процессы рассматриваются в качестве опосредствующего звена между отражаемым объектом и его отражением. Например, при анализе ощущений и восприятия исходят из следующей схемы: начальным звеном является внешнее воздействие на орган чувств, которое трансформируется в нервный процесс; нервный процесс завершается формированием сенсорного (перцептивного) образа. Дело представляется так, что в начале имеется объект, воздействующий на органы чувств, в конце - его образ, а между ними - нейрофизиологи-ческие процессы. При таком подходе самая динамика отражения затушевывается, а вместе с тем возникает задача поиска некоего механизма превращения физиологического в психическое.

Бесспорно, что психическое отражение (образ) существует не вне нейрофизиологических процессов. Оно формируется и развивается в ходе этих процессов, реализуется этими процессами. Но неверно представлять дело так, что сначала развертывается физиологический процесс, а потом возникает психическое отражение, что последнее есть результат первого. Психическое возникает и развивается не в конце нейрофизиологических процессов, а в ходе их развития. Каждый момент нейрофизиологического процесса есть вместе с тем и момент психического процесса. Отражение и его материальный носитель связаны друг с другом неразрывно и непрерывно. Одно не существует без другого. Поэтому вряд ли вопрос о превращении физиологического в психическое имеет конструктивный смысл. Конечно, в научном исследовании можно рассматривать нейрофизиологический процесс "сам по себе", абстрагируясь от психического. Но при этом в объяснении целого ряда его особенностей возникают трудности. Можно также и психический процесс рассматривать безотносительно к его носителю - нейрофизиологическому процессу. Но трудности возникают и здесь. Их преодоление как в первом, так и во втором случаях возможно лишь при рассмотрении психического и нейрофизиологического в контексте отражательной функции нервной системы.

Другой подход (получивший название "деятельностного") в роли звена, опосредствующего связь объекта и его отражения (образа), берет деятельность. Образ трактуется здесь как результат определенной системы гностических (например, перцептивных) действий(19). В начале процессов взаимодействия объекта и субъекта имеется объект, в конце-его отражение, а между ними-система специальных действий (и операций). Подход, требующий изучать психические явления в контексте деятельности (прежде всего предметно-практической), безусловно нужно оценить как перспективный. При таком подходе подчеркивается активность субъекта и неизбежно поднимается вопрос о развитии психического отражения. В определенном отношении он позволяет преодолеть трудности, с которыми сталкивается трактовка психического как некоторого завершающего итога (результата) нейрофизиологических процессов.

Особенно отчетливо продуктивность "деятельностного" подхода выявляется в исследованиях онтогенетического развития всей системы психических явлений. Исследуя онтогенез восприятия, А. В. Запорожец справедливо отмечает, что оно, "ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем в своем развитии зависит от условий и характера этой деятельности [173]. Он подчеркивает также, что "между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе развития ребенка (можно уточнить: человека на всех его возрастных ступенях. - Б. Л.) взаимоотношения" (Там же, с. 12).

Что же касается исходных уровней и форм психического отражения, первичных образов, возникающих при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств (ощущения и восприятия), то их трактовка как результатов специальных действий или операций (сенсорных и перцептивных) представляется сомнительной. Дело в том, что понятийный аппарат и схемы анализа деятельности (наиболее полно они представлены в теоретической концепции А. Н. Леонтьева [270]) разработаны для изучения целенаправленной сознательной деятельности человека, прежде всего трудовой. Действия здесь рассматриваются как произвольные акты, подчиненные сознательной цели, данной в определенных условиях (задача), а способ осуществления действия - как операция. Применение этого аппарата и схем анализа к изучению высших форм и уровней психического отражения, особенно сознания, может быть полезным. Однако в отношении исходных форм оно вряд ли оправдано. Трактовка этих форм как результатов действия вносит ненужный момент произвольности: дело представляется так, будто бы субъект воспринимает не то, что есть в действительности, а то, что ему надо. В самом деле, если принять, что первичный сенсорно-перцептивный образ есть результат целенаправленной системы специальных действий, что он строится, корректируется и приводится в соответствие с отображаемым объектом при помощи перцептивных действий, то из этого нужно сделать парадоксальный вывод: чтобы возник актуальный перцептивный образ, необходимо, чтобы он заранее уже был (в форме цели). Вопрос о формировании образа как процессе отражения здесь фактически снимается.

Но сенсорный (и перцептивный) образ не является результатом нашей произвольной сознательной деятельности. Основное и главное условие его возникновения - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств(20). Как отмечал еще Сеченов, восприятие предметов и их свойств "навязано нашему уму извне" ([437, с. 469]). Если, например, на нормальный глаз человека в нормальных условиях воздействует световой поток с длиной волны 575-590 мкм, то он увидит желтый цвет, а не красный или фиолетовый, какие бы сенсорные действия им ни выполнялись (разумеется, если условия воздействия не вызывают постэффекта). Если в фовеальной части поля зрения при нормальных условиях видения находится предмет, имеющий форму круга, то какими бы ни были мотивы, цели и перцептивные действия воспринимающего этот предмет человека, он не сможет увидеть какую-либо другую геометрическую фигуру (например, квадрат). Мы оставляем в стороне специальный вопрос об иллюзиях и искажениях восприятия при помощи специальных оптических устройств. Когда человек с нормальным обонянием входит в комнату, имеющую резкий запах, ему не нужно совершать какие-либо перцептивные действия, чтобы возникло соответствующее ощущение; запах, как мы говорим, "ударяет в нос".

Вместе с тем человек не воспринимает ничего такого, что не воздействует на его органы чувств. Разрушить "навязанность нашему уму" отражаемого объекта можно лишь путем вмешательства в самый процесс сенсорно-перцептивного отражения, искусственно изменив либо оптическое (акустическое, химическое и другое) взаимодействие стимула и соответствующего органа чувств, либо нейрофизиологические и биохимические процессы, протекающие в нервной системе человека и являющиеся субстратом ощущений и восприятии.

Психический процесс развертывается изначально не по логике деятельности, а по логике отражения. Будучи включенным в деятельность, он обеспечивает ее организацию. Вместе с тем деятельность оказывает влияние на течение психического процесса, накладывает определенный отпечаток на его динамику, придает ему определенные черты (например, с ней связана избирательность восприятия).

С точки зрения приведенных выше подходов психическое отражение понимается как результат либо системы нейрофизиологических процессов, объективно развертывающихся в нервной системе и не зависящих от воли субъекта (психическое отражение здесь возникает как бы автоматически), либо целенаправленных действий субъекта, зависящих от его сознания и воли. Но и тот и другой подходы рассматривают отражение лишь как результат, а не как процесс. Между тем отражение (образ) не есть нечто завершенное и статичное. Образ формируется, развивается, существует только в процессе отражения. Образ и сам есть процесс. Рассмотрение психического отражения как процесса составляет важнейший аспект психологического исследования. Одна из главных задач психологии как раз и состоит в том, чтобы раскрыть динамику этого процесса, реализующие его нейрофизиологические механизмы и те законы, которым он подчиняется(21). В аспекте этой задачи она исследует реальную деятельность (более широко: жизнедеятельность) субъекта. Этот же аспект определяет ее подход к данным нейрофизиологии и других наук, изучающих развитие и функционирование нервной системы (и организма в целом).

Положение о том, что психическое может быть понято только как процесс, было четко сформулировано еще Сеченовым. "...Мысль о психическом акте, - писал он, - как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная... Она обязывает психологию вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе, движении" [437, с. 204-205]. С его точки зрения, психология должна ответить на вопросы о том, "как происходит то или иное психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль, и пр." [Там же].

Это общетеоретическое положение Сеченова получило свое развитие в трудах Ананьева [36], Рубинштейна [419], Теплова и других советских психологов. Оно также нашло конкретизацию в исследованиях перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Особенно много экспериментальных исследований посвящено анализу зрительного восприятия. В общей форме процесс чувственного отражения (ощущения и восприятия), в том числе зрительного, был описан Сеченовым, который отмечал, что, начинаясь почти бессознательным проявлением, чувствование переходит в ясно осознаваемые формы: процесс зрительного восприятия развивается в направлении от глобального к расчлененному, детальному видению, "от формы менее определенной и более слитной в форму более определенную и более расчлененную" [437, с. 305].

Позднее Н. Н. Ланге на основании экспериментальных исследований показал, что восприятие развивается как процесс(22), проходящий по определенным стадиям [257]. На первой из них воздействие на органы чувств отражается как "нечто неопределенное"; на следующей стадии выявляется его специфический характер (слуховое, зрительное и т. д.), на третьей - определенное качество (например, цвет) и на четвертой - форма воздействующего предмета(23). Стадиальность перцептивного процесса исследовалась также в лабораториях Бехтерева и Ухтомского. Развивая исследования, начатые Ухтомским, П. О. Макаров при помощи дозирования времени экспозиции выделил начальную стадию сенсорно-перцептивного процесса, названную им "предощущением" (стадия аналогичная первой стадии по Ланге) [310].

Цикл специальных экспериментальных исследований, направленных на изучение стадий зрительного восприятия, был проведен в школе Ананьева [32]. Условия восприятия в различных сериях экспериментов варьировали: изменялись дистанция наблюдения, положение объекта в поле зрения, освещенность объекта восприятия и время экспозиции, вводились внешние и внутренние помехи.

Результаты исследований дали основание выделить пять основных стадий (или фаз) процесса зрительного восприятия: 1) различение положения предмета в пространстве (в поле зрения) и грубая оценка его общих пропорций; 2) мерцание формы; 3) различение резких перепадов кривизны; 4) глобально-адекватное восприятие, в котором форма представлена без различения ее деталей; 5) адекватное отражение формы в полноте ее деталей (подробнее см. в [281])(24). Динамика перцептивного процесса развивается в направлении от отражения неопределенной структуры к все более полному и детализированному отражению, т. е. в направлении все более полной адекватности образа отражаемому в нем объекту. При этом важно подчеркнуть, что степень полноты и адекватности образа зависит от конкретных условий восприятия. В этой связи деятельность оказывает влияние на динамику перцептивного процесса постольку, поскольку в ходе ее выполнения изменяются условия протекания этого процесса и самый объект восприятия (если он является предметом или средством деятельности).

Стремление раскрыть динамику формирования перцептивного образа привело к возникновению особого направления исследований: изучению микрогенеза (microgenesis) или актуалгенеза (actual genesis) восприятия(25). Как отмечают Касман и Юнг (по:[586]), детальный контур в восприятии появляется не сразу; для этого требуется время. Вернер, характеризуя восприятие, отмечает, что оно является развернутым во времени процессом увеличения ясности образа (шкала времени в микрогенетических исследованиях - десятки и сотни миллисекунд). В традициях гештальтистской и связанной с ней когнитивной психологии микрогенез (актуалгенез) восприятия трактуется как процесс постепенной организации сенсорных данных (в отличие от случаев, когда организация дана наблюдателю как неизменная). При этом многие представители этого направления считают главной задачей выявление тех внутренних операций, посредством которых осуществляется преобразование образа при переходе от одних степеней ясности к другим. В поисках ответа на этот вопрос предлагается множество различных схем, нередко противоречащих друг другу. Но четкой и достаточно обоснованной концепции, раскрывающей суть этих операций, до сих пор нет. Представляется, что попытки поиска таких операций внутри субъекта (или внутри организма, рассматриваемого вне его взаимодействия со средой) вряд ли увенчаются успехом. Микрогенетическое развитие восприятия, понимаемое как процесс отражения, определяется не просто некими внутренними операциями, а прежде всего условиями взаимодействия субъекта с объектом (воспринимающей системы и отражаемого объекта).

Не рассматривая подробно методологические позиции актуал-генетического направления, отметим только, что получаемые в экспериментальных исследованиях факты объективно подтверждают положение о восприятии как процессе отражения.

В исследовании восприятия, как известно, уже давно ведется борьба между двумя подходами: элементаристским и холистским. В русле первого из них восприятие рассматривается в качестве результата интеграции ощущений посредством образов или идей, идущих от прошлого. Главную исследовательскую задачу видят в том, чтобы разложить восприятие на составные элементы и выявить механизмы их интеграции. Второй подход утверждает, что восприятие с самого начала выступает как целостность, вытекающая из уникальной способности психики к образованию целостностей; элементы же объявляются результатом мысленного разложения целого.
Принцип стадиальности (или фазности) восприятия как процесса отражения снимает кажущееся формально неразрешимым противоречие между частью и целым. Он "в равной степени противостоит как различным формам элементаризма в подходе к восприятию, так и мистификации "целого", типичной для гештальтпсихоло-гии" [329]. "Вопрос же о том, что воспринимается раньше, целое или части, поставленный в генетическом аспекте, становится, по-видимому, просто некорректным и превращается в перифразу древнего афоризма о курице и яйце" [Там же, с. 252]. Восприятие, трактуемое как динамический процесс отражения, детерминируемый взаимодействием внешних и внутренних факторов, включает диалектическое единство дифференциации и интеграции. Определенная степень целостности и детализации перцептивного образа обнаруживается на всех его стадиях.

В ходе этого процесса так или иначе формируются и развиваются и все другие особенности перцептивного образа: константность, апперцепция, категориальность.

Константность, например, как известно, часто считается некоторым "абсолютным" свойством перцептивного образа. Но исследования показывают, что коэффициент константности изменяется в зависимости от многих факторов, в том числе от условий восприятия. Анализируя концепции константности, Н. Н. Волков утверждает, что самое это понятие вносит в изучение восприятия (и в самое восприятие) элемент агностицизма [123]. Он считает, что восприятие, если его рассматривать в плане отражения реальных предметов в реальных конкретных условиях, должно быть аконстантным. Вряд ли, конечно, можно согласиться с Волковым в том, что понятие константности ведет к агностицизму. Но перцептивный образ с изменением условий восприятия в самом деле изменяется он весьма динамичен.

Нам представляется, что соотношения константности и аконстантности перцептивного образа на разных стадиях процесса восприятия складываются по-разному. В этой связи интерес представляют исследования А. И. Миракяна, раскрывающие перцептивный образ как константно-аконстантный [326; 327].

Не только восприятие, но и любое другое психическое явление выступает как процесс. Так, Бехтерев [82], а вслед за ним Блонский [85], изучая память, пришли к выводу, что следы впечатлений надо рассматривать не как застывший фотографический снимок, а как динамическое явление. Процессуальный характер мнемических явлений раскрывается также в работах П. И. Зинченко [184], А. А. Смирнова [444], Н. Н. Корж и В. А. Садова [224] и др.

То же нужно сказать и о мышлении. В исследованиях С. Л. Рубинштейна [420], Г. С. Костюка [232], А. В. Брушлинского [99], А. М. Матюшкина [315], Я. А. Пономарева [376] и других мышление раскрывается как весьма динамический многоуровневый и многомерный процесс.

Итак, восприятие, память, мышление и все другие психические явления, относящиеся к когнитивной "сфере" психики, выступают как процессы психического отражения, подчиняющиеся объективным законам.

Их общая тенденция состоит в том, что эти процессы развертываются в направлении от относительно глобального и нерасчлененного отражения действительности к все более полному и точному, от слабо детализированной, но общей картины мира к структурированному целостному ее отражению.

В исследовании любого, отдельно взятого, психического процесса обнаруживается его стадиальность или фазность (что было показано выше на примере восприятия). На каждой из стадий (фаз) происходят определенные качественные изменения и самого процесса, и возникающих в нем результатов. Однако стадии не имеют четких временных или каких-либо иных границ. Они "настолько органически взаимосвязаны, что их нельзя рассматривать как дизъюнктивно отделенные друг от друга элементы... они как бы проникают друг в друга, сливаются, генетически переходят одна в другую" [99]. Это означает, что психический процесс является неаддитивным. Он не представляет собой простую сумму некоторых относительно однородных и неизменных "единиц", например стадий (фаз). Каждая последующая стадия процесса в том или ином отношении качественно отличается от предыдущей. Преемственность между ними является генетической в подлинном смысле этого слова. В каждой предыдущей стадии зарождаются элементы последующей. В свою очередь, когда наступает эта последующая стадия, в ней формируются предпосылки новой и т. д.

В психическом процессе диалектически сочетаются дискретность и непрерывность. Важнейшим его моментом является дискретизация отражаемых воздействий, и вместе с тем одни стадии переходят в другие непрерывно.

В ходе психического процесса изменяются также его внешние и внутренние детерминанты. Представление о том, что он детерминируется только некоторой начальной причиной, выступающей в роли "толчка", а далее психический процесс развертывается по своей "собственной логике", по некоторой заранее заданной программе, является упрощенным(26). На каждой его стадии формируется некоторый результат, который включается в систему действующих детерминант, так или иначе изменяя ее. Иначе говоря, самая детерминация здесь оказывается динамической и системной. Диалектика причинно-следственных связей (в частности, взаимопревращение причин и следствий) проявляется в психических процессах весьма отчетливо.

В ходе развития психического процесса на каждой его стадии формируются те или иные новообразования, т. е. результаты (образы, идеи и т. д.). Рождаясь внутри процесса, они становятся условиями его дальнейшего протекания. Результат возникает в ходе трансформации стадий (или этапов) процесса в структурные уровни его организации (Пономарев). Он, собственно, и есть результат такой трансформации.

Одна из особенностей результата психического процесса состоит в его мультипликативности, проявляющейся в том, что, возникнув в ходе развития какого-либо одного процесса (например, в восприятии), он в той же самой или в какой-то иной форме включается и в другие процессы, например в мышление. На эту особенность, пожалуй, впервые обратил внимание Р. Аткинсон [61].

Исследуя человеческую память и научение, он на основании экспериментальных данных пришел к выводу о том, что передача информации из кратковременного хранилища в долговременное и обратно-это не ее "перекачка", а копирование или активное отображение. Информация, снятая в долговременном хранилище с кратковременного, сохраняется и в последнем, и наоборот. Этот вывод, на наш взгляд, имеет принципиальное значение для исследования и других психических процессов. Результат, формируемый в ходе их развития (информация), как бы многократно копируется (с теми или иными трансформациями), и это является важным внутренним условием динамики психического процесса - перехода от одних уровней и форм отражения к другим.

Все перечисленные особенности психического вытекают из его сущности - из того, что оно является процессом отражения.

Перечисленные особенности(27) обнаруживаются в анализе отдельного (относительно изолированного рассматриваемого) психического процесса: восприятия, памяти, мышления. Но в действительной жизнедеятельности индивида эти процессы не изолированы один от другого. Они непрерывно включаются, трансформируются, переходят друг в друга, что создает, конечно, весьма большие трудности на пути их исследования. По существу, в каждый момент жизнедеятельности субъекта его психика выступает как единый процесс, в котором только при помощи абстракции можно вычленить восприятие, мышление, эмоции и т.д.

Один из путей системного исследования психического процесса - это выделение его уровней и форм. Накопленные эмпирические данные и теоретические схемы, сложившиеся в психологии (Ананьев [36], Теплов [472], Леонтьев [271], Пиаже [365], Фехнер [577], Забродин [163; 167] и др.), позволяют говорить о трех уровнях психического отражения:
- сенсорно-перцептивные процессы,
- представления,
- речемыслительные процессы, понятийное мышление, интеллект (28).

Эти уровни различаются по форме психического отражения, его "глубине" и "объему", по условиям, необходимым для его формирования и развития, а также по особенностям проявления его регулирующей функции. Они выступают вместе с тем и как уровни психического развития: онто- и филогенетического.

Сенсорно-перцептивный уровень является генетически исходным. Кстати, именно его изучение сыграло решающую роль в формировании психологии как самостоятельной науки; в этой области прежде, чем в других, стали применяться строгие (в первую очередь экспериментальные) методы исследования и появились первые собственно психологические теоретические концепции. И сейчас этот уровень исследуется, пожалуй, наиболее интенсивно(29). В связи с его изучением ведутся наиболее острые споры по принципиальным проблемам психологической науки: о природе и сущности психического, его происхождения и развития.

Как уже говорилось, в идеалистически ориентированных направлениях психологии распространено положение о том, что ощущения и восприятия (как, впрочем, и другие психические явления) относятся к особому миру - феноменальному, который противопоставляется миру физическому, т. е. материальному, объективно существующему. Феноменальный мир обладает самодвижением, развивается по своим внутренним законам и не зависит от физического мира. Иногда, впрочем, говорится, что они частично перекрещиваются [586]. При таком подходе снимается вопрос об источниках и детерминантах сенсорно-перцептивных процессов. Между тем этот "феноменальный мир" в действительности есть не что иное, как отражение мира физического. Поэтому понять его особенности, свойства и динамику можно лишь в процессе изучения материального взаимодействия физического мира с физическим же (телесным) субъектом.

Сенсорно-перцептивные явления и возникают в таком взаимодействии как непосредственное отражение воздействующих на субъект объектов (их оптических, акустических, химических и иных качеств). Взаимодействие органов чувств с этими объектами является первым и непременным условием возникновения и развития сенсорно-перцептивных процессов. В каком бы контексте жизнедеятельности (активной деятельности или пассивного созерцания) ни возникали эти процессы, они всегда представляют собой непосредственное отражение внешних материальных воздействий. Они возникают именно в непосредственном взаимодействии субъекта с объектом и окружающей средой. В первичном сенсорно-перцептивном образе объект отражается в тех его свойствах, которые проявляются в таком взаимодействии. Нужно отметить, что в некоторых психологических концепциях связь "объект и его первичный образ" трактуется как опосредствованная; между объектом и образом включается еще некоторый третий член(30). Вопрос этот уже обсуждался выше. Сейчас отметим лишь, что попытки создания трехчленных и многочленных схем сенсорно-перцептивного отражения предпринимались в истории науки многократно, но обычно не приводили к успеху. "Всякий раз мысль исследователя заходила в логический тупик, не в состоянии ответить на естественный вопрос: где же "сидит" центральный наблюдатель, или, иными словами, сам познающий субъект" [329, с. 36-37]. Специфика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что он формируется в условиях непосредственного взаимодействия субъекта с объектом и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает объект в том месте, в котором он находится, и в тот момент времени, в который он действует на органы чувств. В этом проявляется "непосредственность действительности" чувственного отражения, на которой основано доверие к показаниям органов чувств. Ленин писал: "Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие.материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств" [21, с. 131].

Самый убедительный аргумент в пользу естественного доверия к показаниям органов чувств дает эволюция, в ходе которой по объективным законам они сформировались и развились как специализированные аппараты, обеспечивающие адекватное отражение определенных форм движения материи и вещества (см., например:[235]).

В психологии и пограничных с нею науках накоплена огромная масса данных (многократно проверенных в эксперименте и в практике), раскрывающих условия, динамику и строение сенсорно-перцептивных процессов. Здесь нет возможности рассмотреть их даже схематически. Ограничимся лишь краткой характеристикой нескольких, важных с нашей точки зрения, вопросов.

Прежде всего нужно отметить, что поскольку ощущения и восприятия, как уже отмечалось, "навязаны" органам чувств внешними воздействиями, они нередко трактуются как отпечатки этих воздействий в "пассивном субъекте". Между тем современные исследования показывают, что сенсорно-перцептивные процессы включают не только блок сенсорных данных, но и блок принятия решений, что в ходе их развития изменяются критерии селекции информации [165].

В предметно-практической деятельности формируются и развиваются специальные сенсорные и перцептивные действия (например, глазомерные, поисковые и др.) [174; 281]. Благодаря этим действиям возможности чувственного познания обогащаются.

Выше отмечалось, что сенсорно-перцептивные образы являются отражением объекта в том месте, где он находится, и в тот момент, когда он действует на органы чувств. Но из этого не следует, что данный уровень отражения есть нечто вроде "моментальной фотографии". В восприятии отражаются не только отдельные объекты и их взаимное расположение в данный момент, но и те изменения, которые происходили в предшествующий интервал времени, а также тенденции дальнейших изменений, что позволяет предвидеть будущее. Иначе говоря, сенсорно-перцептивный процесс включает момент антиципации, выступает как опережающее отражение (подробнее см.: [300]). Благодаря антиципации создается возможность своевременности выполнения актуальных действий, их упорядоченности и оптимизации по критерию быстродействия.

В целом сенсорно-перцептивный уровень отражения обеспечивает адекватность актуальных действий, их соответствие текущей ситуации.

Как отмечает Ананьев, "представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя как бы периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к личности, надо признать безнадежно устаревшим" [36]. Развивая это положение, он показал, что в процессе развития субъекта в его структуре формируется сенсорно-перцептивная организация, которая представляет собой сложную систему постоянных и переменных связей между всеми модальностями. В большинстве случаев ведущую роль в этой системе играет зрительная модальность, которая как бы вбирает в себя и трансформирует весь сенсорно-перцептивный опыт субъекта. Развитие этой организации является важнейшей стороной общего психического развития человека и необходимым условием овладения различными видами деятельности.

Следующий уровень психического процесса - это уровень представлений, к которому относится широкий круг психических явлений: воображение, образная память, последовательные, эйдетические, гипногогические образы и т. д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии внешних предметов и событий на органы чувств(31).

По ряду причин, в первую очередь методического порядка, представления изучены значительно меньше, чем ощущения и восприятия.

В эмпирической интроспекционалистской психологии представления трактовались как "тень ощущения и восприятия". В качестве его основных особенностей утверждались бледность, неустойчивость, непостоянство и фрагментарность. Получается, что при переходе от ощущения и восприятия к представлению происходит только потеря знания. Интроспекционалистская психология, берущая образ представления вне реальной деятельности субъекта, вне его материального взаимодействия с окружающим миром, и не могла раскрыть никаких иных характеристик, кроме перечисленных.

С точки зрения теории отражения представление - это не тень ощущений и восприятии, не их ослабленный дубликат, а обобщенный образ предметов и явлений объективной действительности. Формируется и развивается оно, так же как и все другие психические явления, в условиях материального взаимодействия субъекта с объектами.

Наиболее характерная особенность представления состоит в том, что в нем соединяется образность (наглядность) ив то же время обобщенность. Как правило, представление о том или ином объекте формируется в процессе его многократного восприятия. Благодаря этому происходит селекция признаков объекта, их интеграция и трансформация; случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных ситуациях, отсеиваются, а фиксируются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные(32). На уровне представления возникает возможность взаимообособления объекта и его фона. При переходе от ощущений и восприятии к представлению происходит как бы "сжатие" информации. В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом. При переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: одни признаки объекта как бы подчеркиваются, усиливаются, другие - затушевываются и редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация образа. То, что и как схематизируется, зависит от выполняемой субъектом деятельности. По данным Шороховой, в представлении в первую очередь фиксируются предмет, средства и продукт этой деятельности [35]. Характер дея тельности определяет также свойства представления по параметрам "яркость-четкость" [147а].

Формируясь в процессе восприятия, представление вместе с тем включается в этот процесс в виде когнитивных схем [628], влияя на его организацию.

Однако в формировании и развитии представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, накапливаемый индивидом в процессе жизнедеятельности. Не менее важно овладение знаками и знаковыми системами (прежде всего языком), в которых фиксируются результаты познавательной деятельности человечества.

Существенной особенностью представления является его пано-рамность, дающая как бы возможность субъекту выхода за пределы актуальной (наличной) ситуации. Эта особенность была выявлена в исследованиях С. М. Василейского [109; 110], подтверждена работами Суркова [464], М. В. Гамезо [133], В. Ф. Рубахина [418] и др.

На уровне представлений формируются новые виды и способы гностических действий: масштабное преобразование, мысленное расчленение объекта и объединение объектов в одно целое, агглютинация, комбинация и рекомбинация, умственное вращение.

Перечисленные выше особенности представления как образа, а также умственные действия с отражаемыми в них объектами создают новые по сравнению с сенсорно-перцептивным уровнем возможности антиципации. Так, масштабные преобразования относятся не только к пространству, но и ко времени. То, что последовательно наблюдалось в течение длительных интервалов, может быть воспроизведено в представлении в течение сравнительно короткого времени. При этом, конечно, многие детали развития событий редуцируются, т. е. время как бы сжимается. Возможен и другой вариант трансформации времени - его "растягивание". Процессы, реально протекающие в короткие промежутки времени, могут мысленно "развертываться" и как бы "просматриваться" в деталях. Конечно, такая возможность требует специального (и часто - многократного) восприятия этих процессов.

В отличие от сенсорно-перцептивной антиципации, связанной с актуальным действием и ограниченной пространством и временем, в которых оно осуществляется, антиципация на уровне представлений "обслуживает" также и потенциальные действия, включаясь в процесс их планирования. На разных этапах овладения деятельностью функции представления различны. На одних оно обеспечивает антиципирующее планирование, на других - формирование эталонов (образцов), на третьих - контроль и коррекцию действий. Панорамность и симультанная целостность образа-представления дает возможность реализовать различные стратегии деятельности, выбрать оптимальную, с точки зрения субъекта, для данных условий. Этим обеспечивается также возможность варьирования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие.

Таким образом, по сравнению с восприятием представление является новым, качественно своеобразным уровнем психического отражения объективной действительности и выступает в роли своеобразного связующего звена восприятия и мышления.

Третий уровень психического



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: