Понятие механизма реализации функций государства.




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Механизм реализации функций государства»

 

Выполнил студент

1 курса, 1 гр.

Арсенова Виктория Васильевна

Научный руководитель

Доктор юридических наук

Ромашов Роман Анатольевич

 

 

Санкт-Петербург

2019 г.

 

Содержание:

Введение.........................................................................................................3

Глава I Общая характеристика механизма реализации функций государства……………………………………………………………….. 5
1.1.Понятие механизма реализации функций государства……………. 5 1.2.Соотношение категорий механизм государства, и механизм реализации функций государства…………………………………..…....8

Глава II Государственный аппарат в механизме реализации функций государства…..……………….…………………………………………..11

2.1.Субъектный состав механизма реализации функций государства…….………………………………………………………....11
2.2.Законодательные, исполнительные, исполнительные, судебные органы Российской Федерации и механизм реализации ими государственных функций ……………………………………….……..14

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………26

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена теме «Механизм реализации функций государства ».

Изучение функций государства является актуальной темой для любого современного государства и общества в целом. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Значимость данной проблемы обусловлена, с одной стороны, практическими потребностями формирования правового государства и гражданского общества, укрепления правопорядка и законности, а с другой — тем, что изменения в системе общественных отношений, в социальных условиях жизни людей постоянно будут ставить новые вопросы совершенствования её форм осуществления функций государства.

Таким образом, выбор темы обусловлен, во-первых, ее неразрывной связью с оптимальным функционированием всей общественной системы, в том числе государства и, во-вторых, наличием определенного круга не решенных в этой области вопросов.

Объектом исследования является механизм реализации функций государства.

Предметом исследования являются механизм государства, функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе, государственный аппарат, функционирование государства как сово­купность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечи­вающих действие составных частей государства в их взаимоза­висимости.

Степень разработанности проблемы. Комплексный характер и многоаспектность темы исследования предполагают обращение к различным отраслям юридической науки по вопросам функций государства (политической, экономической, социальной, культурной, экологической, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности).

Цель исследования. Цель работы изучить механизм реализации функций государства. С помощью рассмотрения и подробного изучения данного вопроса, раскрыть тему изучить работу механизма реализации функций государства.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

· Раскрытие понятия «функции государства», его неоднозначность,классификация функций государства;

· Характеристика основных механизмов реализации как внешних, так и внутренних функций государства;

· Рассмотреть понятие государственного аппарата, его признаки,структуру и принципы функционирования;

· Понятие механизма осуществления функций государства;

· Структура механизма реализации функций государства

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы:

· сравнение

· анализ

· систематизация

Глава I Общая характеристика механизма реализации функций государства

Понятие механизма реализации функций государства.

Авторы научных работ по-разному определяют понятие механизма реализации функций государства. Деятельность государства широка и многообразна с момента возникновения и до настоящих дней, задачи государства не остаются неизменными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ним и определённые трудности, которые необходимо будет решать.

Следует согласиться с мнением Д.В. Пожарского, считающего, что «преимущество данной категории состоит в том, что при помощи данной категории можно показать и объяснить функции государства как «живую», фактически и постоянно осуществляемую работу государства. Кроме того, категория механизм позволяет проникнуть внутрь функции, посмотреть на устройство и движение всех ее «узлов и деталей».[1]

Кроме того, на наш взгляд, при помощи категории «механизм реализации» представляется возможным выявить роль принципов, методов и средств осуществления функций государства. Другими словами, механизм реализации сообщает функциям государства подвижность, социальнопреобразующий характер, «воодушевляет» статичную по своей сути категорию «формы реализации».[2] Таким образом, можно выделить подход, определяющий механизм реализации функций государства в качестве динамического составляющего категории «функций» государства.

По мнению А.М. Милюкова механизм реализации функций представляет собой систему взаимосвязанных и согласованных элементов, обеспечивающих масштабность, результативность и легитимность их осуществления. Применительно к экономической функции автор к числу названных элементов относит целевую составляющую, организационно-правовые основы, принципы и методы осуществления экономической деятельности.2 Данный подход позволяет говорить о механизме реализации функций государства как о системе организационно-правовых элементов, обеспечивающих в своём взаимодействии эффективность осуществления деятельности государства в реализации его задач.

Также стоит обратить внимание на точку зрения, высказанную Л.А. Морозовой. Автор и вовсе включает категорию «механизм» в понятие функций государства, отождествляя последние с особым механизмом государственного воздействия на общественные процессы и отношения. «…Функции государства, - пишет автор, - можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом».[3] совокупность взаимосвязанных структурных элементов. В данном случае автор определяет функции как совокупность взаимосвязанных структурных элементов механизма государственного воздействия.

Существует также концепция, отождествляющая понятия механизма государства и механизма реализации функций государства, встречающаяся в трудах профессора А.Ф. Вишневского: «Механизм реализации функций государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства».[4] Данный подход сравнивает функции государственных органов и функций государства.

Но, в целом, все определения сводятся к одному понятию, что механизм реализации функций государства – это совокупность способов и приёмов, с помощью которых реализуется механизм государственного воздействия на общество, направляющий свои действия, на выделение его сущности и социального значения.

Такая тема, как понятие механизма реализации функций государства в науке теории государства и права и не вызывает серьёзных затруднений в процессе раскрытия содержания. Но тем не менее до сих пор остаются актуальными вопросы, которые являются предметом для дискуссий между учеными.

1.2 .Соотношение категорий механизм государства, и механизм реализации функций государства.

При попытке определения сущности механизма реализации функций государства как самостоятельной категории, возникают трудности в понимании ее соотношения с категорией механизма государства.

Формулировки таких понятий как механизм государства, и механизм реализации функций государства являются семантически тождественными, однако, в сущности, данные категории имеют определенные грани соотношения, но не являются идентичными.

Как утверждают В.В. Лазарев и С.В. Липеня: «Механизм государства — это определенная, функционирующая на основе единых принципов, система всех носителей властных государственных полномочий и обеспечивающих реализацию этих полномочий учреждений и структур, созданных для решения стоящих перед государством управленческих задач и осуществления его функций»[5]. Исходя из данной формулировки категория механизма государства, как совокупность государственных органов, взаимосвязано осуществляющих основные направления деятельности на пути в достижении государственных задач, коррелирует с категорией функций государства, которая употребляется здесь в значении этих самых направлений. Другими словами механизм государства — это система государственных политико-правовых институтов, средств, предназначение которых заключается в осуществлении функций государства.[6]

Если оперировать абстрактными конструкциями, представляется, что механизм государства соотносится с механизмом реализации функций государства как система «субъектов», предназначенных для достижения определенных задач с системой процессов осуществления определенной деятельности этими субъектами для достижения определенных задач. Иными словами механизм реализации функций государства как самостоятельная категория выступает в качестве «мостика» между категориями механизма государства и функций государства.

Но, в то же время, представляется, что механизм государства, включающий в себя государственный аппарат, как совокупность государственных органов, выполняющих конкретные функции государства в направлении конкретных задач государства, и государственный механизм, как принцип системной взаимозависимости и взаимосвязи этих органов, не мыслим сам по себе, вне процесса реализации функций государства. Государственный аппарат и функции органов государства, в своей совокупности относящиеся к механизму государства как часть к целому, в сущности неотделимы, не мыслимы существующими в отрыве от процесса реализации своих функций, которые вместе складываются в функции государства. Таким образом и механизм государства, как принцип системной организации государственных органов, реализующих свои полномочия, при помощи особых легальных средств, не представляется свободным от реализации функций. Само существование механизма государства это уже результат реализации государственных принципов и функций по осуществлению административного регулирования, реализации централизации власти на определенной территории, обеспечению охраны интересов государства и т.д. В то же время механизм государства это и институциональная сущность государства.

Данный вывод позволяет утверждать о возможности осуществления функции государства по формированию механизма государства как централизованного аппарата публичной власти для более упорядоченного и системного, в дальнейшем, осуществления его повседневных и специальных функций еще до появления специально оформленного механизма государства. Это означает, что механизм государства, хоть и не мыслим вне процесса реализации государственных функций сам предобуславливает становление механизма реализации функций государства.

Таким образом целесообразно рассмотреть состав субъектов механизма реализации функций государства, государственный аппарат и механизм государства как основополагающие категории субъективного состава, а также разобрать принципы работы механизма реализации функций государства на примере отдельно взятого государства - Российской Федерации.

Глава II. Государственный аппарат в механизме реализации функций государства.

2.1.Субъектный состав механизма реализации функций государства

Рассматривая субъектный состав механизма реализации функций государства, в котором выделены такие блоки субъектов, как: органы государственной власти, а также государственные учреждения и предприятия и иных участников – негосударственные структуры, можно утверждать, что механизм реализации функций государства включает комплекс правовых и организационных мер, направленных на осуществление основных направлений деятельности государства, с учетом потребностей общества и государства, реализуемых как государственными, так и негосударственными органами и организациями. В реализации функций государства помимо публичных органов власти участвуют и негосударственные, неправительственные организации, привлеченные для содействия в реализации отдельных, как правило, социально ориентированных функций государства.

Таким образом, при неоднозначности в подходах к пониманию содержания функций государства считается, что сущность функций государства проявляется не только в статике, но и в динамике, и можно говорить о существовании определенного механизма реализации функций государства, в котором участвуют разнообразные субъекты.

Нужно отметить, что какого-либо единства точек зрения на природу и субъектный состав данного механизма в юридической науке нет. В отличие от анализа функций государства, их сущности, классификации и реализации отдельных функций вопрос о механизме реализации функций, его структуре, субъектном составе не получил детального исследования в юридической науке.

Возможно, в ряду различных причин это связано и с тем, что в теории государства и права подробно освещался вопрос о сущности реализации и о формах реализации функций государства. Рассмотрение категории «формы реализации функций государства» в большей мере отражает внешнее и статичное содержание деятельности государства, тогда как категория «механизм осуществления функций» показывает внутреннюю организацию государства по реализации его функций, их динамику.

Из этого следует, что субъектный состав механизма реализации функций также подвергается изменению и отражает потребности и интересы государства и, в большей степени, общества, т. к. через свои функции государство осуществляет целенаправленное воздействие на общественные отношения, что обосновывает проявление в функциях государства реального соотношения «общество – государство».

Для того чтобы этот аппарат начал функционировать, необходима совокупность еще целого ряда факторов, как раз и составляющих механизм функционирования государства, который тесно связан с механизмом реализации его функций, т. к. по сути образует субъектный состав этого механизма.

Все элементы, входящие в механизм функционирования государства, можно объединить в три базовых блока: Нормативный блок включает в себя весь правовой материал, устанавливающий структуру и функции, а также регламентирующий порядок деятельности государственных органов и других институциональных образований, входящих в состав механизма функционирования государства. Второй блок – институциональный – состоит из различного рода институтов реализации государственной власти, в качестве которых могут выступать государственные органы, государственные предприятия и учреждения, а также негосударственные организации, которым государство делегировало часть своих полномочий. Так, например, органы местного самоуправления, общественные и самоуправляемые организации выполняют по поручению государства отдельные задачи. Материальный блок представляет собой систему материального обеспечения деятельности механизма функционирования государства, в которую входят здания, сооружения, инфраструктура и т. д.

Исходя из этого полагаем обоснованным понимать под механизмом государства систему, включающую государственный аппарат в лице органов государства, наделенных властными полномочиями, а также государственные предприятия и учреждения. Бесспорно, что в механизм государства негосударственные организации не входят, но в процессе реализаций его функций они участвуют.

Из этого можно сделать вывод о том, что государственная власть включает в механизм реализации своих отдельных функций негосударственные образования, оговаривая формы и механизмы их участия. В процессе реализации функций государства задействован как весь механизм государства, так и негосударственные структуры. Поэтому в содержательную характеристику механизма реализации функций государства должно быть включено и рассмотрение их организационных структур, обеспечивающих эту реализацию. Это обосновывает признак системности механизма государства и наличие сложной структуры. И, механизм реализации функций государства включает в себя как участников механизма государства, так и негосударственные структуры, в связи с чем можно выделить две группы участников механизма реализации функций государства: 1) со стороны государства – органы государственной власти, учреждения и предприятия; 2) со стороны иных участников – некоммерческие и коммерческие организации.

Таким образом, вместе со структурными элементами механизма государства в механизм реализации функций государства будут входить все субъекты общественно-политической деятельности, содействующие реализации функций государства. Участие данных субъектов обосновывается тем, что современные условия осуществления государственной деятельности требуют развития тех сфер общественных отношений, которые объективно требуют участия общественных объединений публичного характера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: