Законодательные, исполнительные, исполнительные, судебные органы Российской Федерации и механизм реализации ими государственных функций.




Государственный орган - элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое, является первичным и важным структурным звеном государственного аппарата.

Как видно из определения государственный орган имеет определенные признаки. Образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе, действуя специализированно в системе других органов, является самостоятельным элементом государственного аппарата. Также органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. Орган государства наделяется необходимой материальной базой, источник государственного финансирования для осуществления своей компетенции и активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями, а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Компетенция государственного органа – это совокупность его государственно-властных правомочий, его права и обязанности.

Исполнительные органы государственной власти – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части. Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (на реализацию законов). В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства, которые закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. [7]

В Российской Федерации исполнительную власть, согласно Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства, согласно статье 114 Конституции РФ о полномочиях Правительства

Правительственная власть может составлять прерогативу как одного лица (в президентских республиках) так и коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной компетенции. Органы общей компетенции объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Примером исполнительной власти в Российской Федерации является исполнением федерального бюджета РФ, как процесс комплексного взаимодействия различных органов исполнительной власти, таких как: Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство. Под казначейским исполнением бюджета подразумевается регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, оформление разрешения на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств

Законодательные органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Они осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов — законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). Также используется обобщенное название общегосударственного представительного законодательного органа — «парламент».

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Слово «парламент» происходит от французского глагол parler — говорить. Родиной парламентаризма как явления, характеризующего систему представительной демократии, считается Великобритания, в которой парламент впервые сформировался как самостоятельный государственный орган. — Р. Р.).[8] В федеративных государствах парламенты состоят из двух па лат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире. Это обусловлено стремлением к более устойчивому соотношению сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе. Двухпалатная структура парламента дает возможность обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство общих интересов населения крупных регионов, либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль.

В Российской Федерации законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране. Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, которое в свою очередь состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Судебный орган государственной власти выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды. Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, связанным с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений. Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент, он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующей в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему, которая включает в себя: Конституционный суд РФ — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации, Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции. С 6 августа 2014 года, в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ, все вопросы по осуществлению правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в Конституции РФ,(согласно статье 118 о Судебной власти и прокуратуры). Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.(Статья 120 Конституции РФ; Закон о статусе судий). Органы, осуществляющие правосудие играют особую роль и в механизме реализации государственной власти и в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за всеми тремя ветвями власти.

Рассмотрев механизм реализации функций государства на примере Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством задач, решаемых в рамках принципа единства осуществления государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач, соответствующих его компетенции. Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов. Также необходимым условием становления и формирования правового государства является наличие единого правового пространства на территории (верховенства права применительно к государственно аппарату) означает, что организация и вся деятельность его строиться на основе и во исполнение права, что в свою очередь воп­лощается в верховенстве закона.

 

Заключение

В процессе работы я выяснила, что механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. А первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

 

Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни в органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

 

При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

 

Таким образом, весь огромный механизм властвования должен работать согласовано, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества, а в противном случае это приведет к невыполнению целого комплекса задач государства.

 

Этот вопрос актуален и в наше время, поскольку идет постоянный процесс развития и улучшения качества работы и функционирования государственного аппарата.

 

В работе были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства; вопросы, касающиеся органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также прокуратуры и вооруженных сил. И, конечно же, роль и назначение теории разделения властей, разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе и проблемы разделения властей в России, когда она вступила в полосу демократических преобразований.

Для понимания деятельности государства по реализации его функций разумно введение понятия «механизм реализации функций государства», представляющего собой рассматриваемые в единстве совокупность компетентных органов, форм и методов их деятельности, опосредованный правом процесс управленческого воздействия на различные сферы общественной жизни в целях практической реализации функций государства. Основными элементами данного механизма являются: управляющая система (государство в лице его органов); правовые нормы, образующие в свою очередь своеобразный юридический механизм, с помощью которого обеспечивается содержательность воздействия в управлении обществом; управленческий процесс; методы и формы деятельности; правовые принципы, процедуры, целевое предназначение.

 

Применительно к органу государства юридическим выражением его деятельности по реализации функций государства является его компетенция. Компетенция органов внутренних дел представляет собой нормативно закрепленную систему властных полномочий (прав и обязанностей) в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, социального обслуживания населения

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Кодекс об административных правонарушениях РФ – М., 2012

3. Федеральный закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Консультант плюс, 2013

4. Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//Консультант плюс, 2012

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"//Российская газета. 2010.30 декабря. №5375.

6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"//Консультант плюс, 2012

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"(ред. от 08.12.2011) //Консультант плюс, 2012

8. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ "О внешней разведке"(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 424-ФЗ) //Консультант плюс, 2012

Литература:

1. Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов 2010. № 4, 440с.

2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 1997;543с.

3. Пожарский Д. В. Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк // Труды Академии управления МВД России.

4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с.

5. Теория государства и права. Малько А.В.-300 с.

6. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004);-245с.

7. Лелекова Л.Д.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебное пособие. Санкт-Петербург 2009. 2009;-120с.

8. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 1990;-169с

9. Желонкин, А. Д. К вопросу о понятии и классификации функций современного Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. — 2016. — № 1.

10. Хабибулин, А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. — СПб., 1997

11. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.;370с.

12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - Москва: Норма: Инфра-М, 2012 - 547 с.

13. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Учебное пособие. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2004.;1050с.

14. Честнов, И. Л. Правоохранительная функция современного государства // Криминалистъ. — 2011. — № 1(8).112с.

15. Алексеев С.С. Теория права. - М.: ИЗД-ВО БЕК, 1993. - 223с.

16. Милюков А.М. экономическая функция российского государства и роль таможенных органов в ее реализации. дис. канд. юрид. наук. – Владимир, 2006. - с. 108.

17. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М., 2005. 489с.

18. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общей ред. А.Ф. Вишневского - Мн.: Тесей, 1998 – 656с.

19. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002;

20. Теория государства и права/ под ред. А.И.Королева. М.,2007.-274с.

21. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2010 г. 125 с.

 

 


[1] Пожарский Д.В. Функции государства: Лекция. – Владимир,

2005. – С. 27

.

[2].Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе. – М., 2005. - С. 81.

 

[3]

[3] Морозова Л.А. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 96.

[4]

[4] Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общей ред. А.Ф. Вишневского - Мн.: Тесей, 1998 - С 110.

[5] Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2010 г. 125 с.

[6]

[7]

[7] Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов 2010.С.106-107

[8]

[8] Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов 2010.С.106



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: