Показатель прибыли от реализации формируется под воздействием многих факторов. В связи с этим при анализе важно всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.
Для определения суммы прибыли и последующих расчетов использованы следующие исходные данные предприятия, приведенные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Данные для расчета прибыли предприятия
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение |
Объем реализации, тыс.шт. (VРП) | 12414,9 | -534,9 | |
Средняя цена ед. продукции, руб. (Ц) | 509,42 | 623,67 | +114,25 |
Средняя себестоимость, руб. (С) | 465,66 | 580,78 | +115,12 |
Формализованный расчет прибыли от реализации продукции можно представить в виде:
П = VРП * (Ц -С ). (2.1)
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг) необходимо дать общую оценку изменения прибыли:
(2.2)
Затем необходимо определить количественное влияние изменения факторов на величину прибыли от реализации продукции[14 c. 168].
Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель | Базовый период (2007г.) | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период (2008г.) |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) | = 6324459 | = 6051909,6 | = 7409233 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | = 5781062 | = 5532040,8 | = 6899657 |
Прибыль (П)= (В)- (З) | 519868,8 |
Для анализа прибыли от реализации в целом по предприятию рассчитываются следующие показатели:
|
Сумма прибыли 2007 года:
П = - = 6324459 - 5781062= 543397 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов:
I = =0,96
П = П * I = 543397*0,96 = 521661,12 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен:
П = - =6051909,6 – 5532040,8=
= 519868,8 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции:
П = - =7409233 – 5532040,8=
=1877192,2 тыс. руб.
Сумма прибыли за 2008 год:
П = - =7409233-6899657=509576 тыс. руб.
Определяем общее изменение прибыли от реализации продукции:
= П - П = 509576 - 543397 = - 33821 тыс. руб.
Далее необходимо определить изменение прибыли за счет влияния факторов.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции
= П - П = 521661,12 - 543397 = -21735,88 тыс. руб.;
- структуры товарной продукции
= П - П =519868,8 - 521661,12 = -1792,32 тыс. руб.;
- отпускных цен
= П - П = 1877192,2 – 519868,8 = +1357323,4 тыс. руб.;
- себестоимости реализованной продукции
= П - П = 509576 – 1877192,2 = - 1367616,2 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен – за счет роста отпускных цен на 114,25 руб. прибыль увеличилась на 1357323,4 тыс. руб.
Снижение суммы прибыли на 21735,88 тыс. руб. способствовало уменьшение объема реализации продукции на 534,9 тыс. шт.
Изменение в структуре товарной продукции, т.е. уменьшение удельного веса рентабельных видов продукции привело снижнению прибыли на 1792,32 тыс.руб.
|
В связи с повышением себестоимости продукции на 115,12 руб. сумма прибыли уменьшилась 1367616,2 тыс. руб. Поскольку темпы роста себестоимости на продукцию предприятия были выше темпов роста ее среднереализационных цен, то в целом динамика прибыли отрицательна.
Совокупное влияние рассмотренных выше факторов составляет 33821 тыс. руб. Что отрицательно повлияло на прибыль, и в 2008 г. составила 509576 тыс.руб.