В системе показателей, характеризующих финансовое состояние и эффективность деятельности предприятия, ведущее место занимают показатели рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала [29, c. 35].
Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.
Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффективности и разработать систему мер по использованию данных резервов [29, c. 38].
Анализ начинается расчета показателей рентабельности как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
Рентабельность продукции в целом по предприятию составляет:
R
(2007)=
= 9,4%; R
(2008)=
7,3%
Рентабельность оборота в целом по предприятию составляет:
R
(2007)=
8,6%; R
(2008)=
6,8%.
Рентабельность активов:
R
(2007)=
11,8%;
R
(2008)=
11,6%.
Рентабельность собственного капитала:
R
(2007)=
54,1%; R
(2008)=
=62,3%.
Рентабельность предприятия (производства):
R
(2007)=
=14,3%;
R
(2008)=
= 11,6%.
Рассчитанные показатели сведем в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 – Расчет показателей рентабельности
| Показатель | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение (+, -) |
| Рентабельность продукции, % | 9,4 | 7,3 | -2,1 |
| Рентабельность оборота (реализации),% | 8,6 | 6,8 | -1,8 |
| Рентабельность активов, % | 11,8 | 11,6 | -0,2 |
| Рентабельность собственного капитала, % | 54,1 | 62,3 | +8,2 |
| Рентабельность предприятия (производства), % | 14,3 | 11,6 | - 3,3 |
После анализа полученных данных можно сделать следующие выводы. Показатели рентабельности продукции и рентабельности оборота, рентабельность активов рассчитанные в целом по предприятию, недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных показателей. Необходимо также обратить внимание на высокие показатели рентабельности собственного капитала. Рентабельность производства рассматриваемого предприятия по сравнению с 2007 г. снизилась на 3,3%
Следующим этапом анализа является изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности оборота.
Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
R
=
(2.3)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:
R
=
=
= 9,4%;
R
=
=
*=9,4%;
R
=
=
=9,4%;
R
=
=33,9%
R
=
=7,4%.
R
= R
- R
= 7,4– 9,4= - 2%;
= R
- R
= 9,4 – 9,4= 0;
= R
- R
=9,4 – 9,4= 0;
= R
- R
= 33,9 – 9,4= +24,5%;
= R
- R
= 7,4 – 33,9= - 26,5%.
Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности, исчисленный в целом по предприятию, понизился на 2%. На снижение рентабельности повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции. Однако, рост среднереализационных цен на 114,25 руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 24,5%.
Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
R
=
. (2.4)
Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.
R
=
=
*100%=8,6%;
R
=
=
*100%=8,6%;
R
*100%=8,6%;
R
=
*100%=31%;
R
=
=
*100%=6,8%.
Изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.
= R
- R
= 8,6– 8,6= 0;
= R
- R
=8,6– 8,6= 0;
= R
- R
= 31– 8,6= +22,4%;
= R
- R
= 6,8 – 31= -24,2%;
R
= R
- R
= 6,8 – 8,6= - 1,8%.
По рассчитанным показателям можно сделать вывод, что рентабельность оборота снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,8%. Это связано с ростом себестоимости товарной продукции.