Рост военного производства
В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.
В 1936 году решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР был образован Народный комиссариат оборонной промышленности. В целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны 2 7 апреля 193 7 года вместо Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР создается Комитет обороны. Через год при нем учреждается Военно-промышленная комиссия, которая занималась вопросами мобилизации и подготовки всей промышленности страны к обеспечению выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству вооружений для армии и флота. По мере расширения объема задач военной промышленности и усложнения руководства ею, в январе 1939 года Наркомат оборонной промышленности был преобразован в четыре отдельных ведомства – наркомат авиационной промышленности, наркомат судостроительной промышленности, наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. Каждый из них имел подчиненные предприятия и свои главные управления, строительные тресты, проектные организации, высшие и средние учебные заведения, фабрично-заводские училища для подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий. Именно в период с конца 1939 года до лета 1941 года были созданы многочисленные образцы простой в обращении и высокоэффективной военной техники, зачастую превосходящие аналогичные образцы вооружения западных держав и Германии, в частности.
|
К этому времени Советский Союз располагал мощной военно-промышленной базой, которая стала прочным фундаментом военного производства в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1940 году было начато серийное производство наиболее совершенных боевых самолетов – Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2. За два последних предвоенных года было выпущено 18 тысяч боевых машин, из них 3 тысячи – новейших типов. Именно в годы предвоенных пятилеток создается советская танковая промышленность. За короткий срок конструкторы создали новые образцы тяжелого и среднего танка – КВ и Т-34, равных которым в мире не было. К середине 1941 года было выпущено 7 тысяч боевых машин, однако следует отметить, что танков новейших конструкций среди них было лишь 2 тысячи. Высокими темпами продолжалось развитие производства артиллерийских орудий, стрелкового вооружения всех систем, минометов, боеприпасов и другой военной техники. В июне 1941 года было принято решение о запуске в серийное производство установок реактивной артиллерии БМ-13 ("катюша"), но реально осуществить это решение не удалось. Важным вкладом в повышение обороноспособности страны стало строительство форсированными темпами новых кораблей для Военно-морского флота, главным образом – легких надводных кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Кроме того, на стапелях судостроительных заводов страны в последние предвоенные годы были заложены несколько линейных кораблей, тяжелых крейсеров и других типов военных кораблей. Ускоренными темпами шла и модернизация действующих боевых кораблей Военно-морского флота страны.
|
Военная реформа 1924-1925 годов и Красная Армия
Завершение гражданской войны, переход к восстановлению разрушенного военными невзгодами народного хозяйства ставило перед молодой Советской республикой в том числе и задачи обеспечения обороноспособности и организации новой армии. Поэтому на повестку дня были поставлены широкие преобразования в целях укрепления вооруженных сил, сокращения их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. Комплекс таких мероприятий, непосредственно затронувший военную организацию СССР, известен как военная реформа 1924-1925 годов. Ее подготовкой и осуществлением занималась специальная комиссия под руководством видного государственного и военного деятеля тех лет, активного участника гражданской войны М.В. Фрунзе.
Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза. Была принята так называемая смешанная система устройства Вооруженных сил, позволявшая в то время при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные вооруженные силы. Смешанная система устройства Вооруженных сил предусматривала сочетание кадрового и территориального принципов комплектования Красной Армии. Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их отвлечением от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные сборы сначала сроком на три, потом – на один месяц в году.
|
Остальное время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве. Такая система широкого обучения военнообязанных в случае необходимости обеспечивала быстрое развертывание достаточно подготовленного боевого состава вокруг кадрового состава дивизий. При этом расходы на обучение военному делу одного бойца в территориальной части за пять лет были гораздо меньше, чем в кадровой части за два года. Эта система, конечно, уступала по уровню боевой подготовки традиционному кадровому принципу комплектования армии, однако в условиях послевоенных трудностей восстановления народного хозяйства и осуществления задач по его коренной реконструкции создание полностью кадровой армии, способной надежно обеспечить оборону страны, было пока невозможно. Военной реформой предусматривались меры по упорядочению организационно-штатной структуры Вооруженных сил, по качественному обновлению командного состава.
По мере ее осуществления была реорганизована система снабжения Вооруженных сил, заложена плановая система боевой подготовки. В Красной Армии вводились новые уставы, началось ее техническое переоснащение, была изменена система переподготовки кадров командного состава, при этом краткосрочные курсы были заменены 3-4 годичными военными школами. В целях профессиональной подготовки высшего звена командования в стране создавались 6 военных академий. В армии вводилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальному методу командования и управления войсками, широко распространенному после октября 1917 года и отражавшему не только сущность социалистического переворота, но и тогдашние настроения народных масс, защищавших в рядах Красной Армии завоевания революции. Однако опыт гражданской войны и начало социалистического строительства показали неизбежность перехода к единоначалию в армии, что, безусловно, способствовало ее укреплению. В ходе военной реформы 1924-1925 годов были усовершенствованы органы управления Вооруженными силами. Центральный и местный аппараты военного управления были реорганизованы.
Новый штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) становился основным ее организующим центром. Управление войсками упростилось, повысилась оперативность в работе. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета в январе 1925 года стал М.В. Фрунзе. Мероприятия военной реформы были закреплены в Законе о военной службе, принятом в сентябре 1925 года. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны, одновременно определивший и организационную структуру Вооруженных сил.