НИЖНЕВОЛЖСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО В БИТВЕ ЗА СТАЛИНГРАД




НИЖНЕВОЛЖСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО В БИТВЕ ЗА СТАЛИНГРАД

В районе Сталинграда работало 12 пароходов, 6 баркасов, 13 барж, 2 самоходных парома, 7 бронекатеров и 6 катеров БМК-70.

В битве за Сталинград переправы через Волгу являлись основными артериями, по которым защитники города получали из тыла пополнение: людьми, техникой, боеприпасами, продовольствие, медикаментами. Те, кто обслуживал переправы, шли, можно сказать, в огонь и воду. Их мужеством и героизмом восхищались защитники города.

Стремление врага блокировать движение по Волге объяснялось возросшей ролью главной водной магистрали нашей страны в перевозках грузов.

Это было трудное время. Перевозить грузы по Нижней Волге значило постоянно быть под огнем фашистской авиации. Ни одно судно не избежало этой участи. В последних числах июля 1942 г. пароход "Александр Невский" шел, имея на борту эвакуированных женщин и детей. Вдруг в небе появилось пять вражеских стервятников. Летчики не могли не видеть, что пароход пассажирский, но все равно стали его бомбить... Также погибли пассажирские пароходы "Тимирязев", "Лядов" и др.

Авиация противника, пользуясь численным превосходством в воздухе, буквально осадила Волгу. В связи с этим Государственный комитет обороны принял постановление о вооружении речных судов зенитными орудиями и пулеметами, а для защиты портов и мест скопления судов были сформированы подразделения ПВО.

Предпринятые меры не замедлили сказаться. С 14 по 16 августа пароход "Сократ" отразил 48 атак вражеских самолетов, уничтожил 5 бомбардировщиков и доставил так нужное для фронта горючее. (Капитан А.И. Кривцов, первый штурман А.В. Большаков). Смелость и находчивость волжские речники проявляли ежедневно и ежечасно. С помощью безоружного бакенщика Лунева были задержаны 3 немецких летчика со сбитого бомбардировщика. Бакенщица Мария Петровна Бардакова помогла задержать немецких разведчиков.

23 и 24 августа Сталинградский речной порт, как и весь город, подвергся жесточайшей бомбардировке. Были разрушены причалы, сожжены все портовые строения, но, несмотря ни на что, порт продолжал работать. В минуты затишья тушили пожары, ремонтировали оборудование, причалы.

Самоотверженно действовала в эти напряженные дни команда пожарного парохода "Гаситель". Ей поручали самое трудное и опасное дело, спасение нефтеналивных караванов. Экипаж "Гасителя" переправлял через Волгу раненых и грузы, спасал горящие пристани. Капитаном "Гасителя" был 59-летний Воробьев Петр Васильевич.

28 июля в районе Ерзовки гитлеровская авиация подожгла баржу "Обь". В ее отсеках находилось 10 тыс. тонн горючего. Рядом шли загруженные нефтью еще две баржи - "Рушка" и "Медянка". На ликвидацию пожара прибыл "Гаситель". "Обь" уже взорвалась, и пламя накалило борта соседних барж, которые могли каждую минуту взорваться. Капитан "Гасителя" П.В. Воробьев и механик Я.Д. Ерохин смело и расчетливо ввели пароход в разбушевавшуюся стихию. Под их руководством экипаж сумел взять на буксир сразу две баржи и вывести их из зоны огня. 8 августа в затоне Красноармейский пароходами "Гаситель" и "Самара" была спасена баржа с боеприпасами фронтового резерва.

Самолеты противника постоянно охотились за "Гасителем". 29 сентября 1942 г. они настигли его в Сталинградском затоне и потопили. Пароход за боевую компанию 1942 г. получил 3452 пробоины.

В 1974 г. ветераны речного флота выступили с инициативой поднять корабль со дна Волги. Их поддержали комсомольцы города. В настоящее время гаситель реставрирован и поднят на каменный постамент на берегу Волги в устье Царицы.

Заслуженную славу на переправах через Волгу снискали команды следующих речных судов:

- пароходов: "Надежный", капитан А.Я. Шваров; "15 лет комсомолу", капитан И.К. Кулигин;

- баркасов: "Абхазец", капитан А.Н. Хлынин; "Пожарский", капитан В.В. Ефимов; "Лена", капитан М.И. Зверев;

- катера "Лейтенант Здоровцев", капитан И.А. Соколов;

- буксира "Ласточка", капитан И.И. Блохин и механик В.Д. Григорьев.

Героизм и величайшее мужество проявила команда баркаса "Лена". На судне оставалось 5 человек. Под руководством помощника капитана Н.И. Зверева маленький экипаж за 5 суток, 23-27 августа, сделал 90 рейсов, доставив в город 2250 автомашин, более 100 орудий, около 1500 воинов, 867 подвод. Следует только добавить, что полный экипаж судна должен быть 16 человек.

Только за одни сутки буксир "Ласточка" перевез из Сталинграда около 1000 ребят дошкольного возраста.

Речным судам, не приспособленным к боевым действиям, приходилось туго. Снарядами и минами сносило на них капитанские рубки, дымовые трубы, пробивало насквозь борта. На своих постах падали пораженные насмерть или тяжело раненые матросы. "Ласточка" - маленький буксирный пароходик постройки 1884 г. - ходил без всякой маскировки, творил буквально чудеса и заслужил всеобщую славу и уважение. Команда состояла из 5 человек: из них трое - семья Григорьевых. Капитаном Ласточки был И. И. Блохин, а после его гибели командование взял на себя механик Григорьев Василий Дмитриевич. В состав команды входили его сын - Н.В. Григорьев и сноха. Несколько рейсов совершила жена В.Д. Григорьева - Марфа Дмитриевна и 12 летняя дочь Зоя.

За время Сталинградской битвы "Ласточка" доставила в город 18 тыс. бойцов и офицеров и эвакуировала 14 тыс. жителей и раненых бойцов. Благ.рные эвакуированные родители и дети писали: "Милая "Ласточка", очень тебя благодарим, что ты спасла нам жизнь". За проявленное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками члены команды "Ласточки" отмечены правительственными наградами.

Баркас "Абхазец" сделал свыше 700 рейсов через Волгу, кишевшую разрывами снарядов и мин, под атаками "Юнкерсов" и "Мессершмитов", в ледяную шугу. На переправе его называли неуязвимым. Баркас мощностью 120 л.с., имевший 7 членов экипажа, перевез несколько тыс. человек, 1497 машин, 150 тягачей, 300 орудий, 3000 тонн грузов.

Действительно, из всех судов, действовавших на переправах 62 армии, баркас "Абхазец" держался в строю дольше всех. Однажды "Абхазец" буксировал в город баржу, в трюмах которой находилось 500 тонн боеприпасов. Заметив караван, противник открыл по нему интенсивный минометный огонь. От прямого попадания загорелась баржа. Теперь она представляла собой "пороховую бочку", готовую взорваться в любую минуту. Медлить было нельзя. Команда баркаса бросилась в огонь. Действовали энергично и самостоятельно. Пожар удалось ликвидировать, а боеприпасы доставить по назначению.

Среди речников, защитников Сталинграда, были не только женщины, но даже дети. Юная патриотка, 14-летняя дочь капитана Беляева - Галя, в августе 1942 г. пришла к отцу на пароход "Красная Волга" и работала матросом.

О большом напряжении, с которым приходилось работать всем организаторам Сталинградской переправы, понтонерам, саперам, речникам Волжского пароходства и экипажам бронекатеров и катеров-тральщиков Волжской военной флотилии говорят такие данные.

Только за период с 15 сентября по 17 октября 1942 г. они переправили через Волгу в город 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерала Родимцева, 92-ю отдельную стрелковую бригаду майора В.И. Самодая, 95 ю стрелковую дивизию полковника В.А. Горишнова, 284-ю стрелковую дивизию полковника Н.Ф. Батюка, 193-ю стрелковую дивизию генерал-майора Ф.Н. Смехотворова, 308-ю стрелковую дивизию Н.Ф. Гуртьева, 39 ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора С.С. Гурьева, 37-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора Жолудева В.Г., 138-ю стрелковую дивизию полковника И.И. Людникова, 84-ю и 90-ю танковые бригады.

За период боевых действий в Сталинграде, только баркас "Пожарский" переправил через Волгу 20000 человек, катер "Лейтенант Здоровцев" - 5000 человек, пароход "Генерал Панфилов" - 5000 человек, речной трамвай № 2 - 6000 человек.

Речной трамвай № 13, капитаном которого был один из старейших волгарей П.И. Колшенский, навсегда остался под Сталинградом. На его счету сотни рейсов, совершенных под огнем противника.

Обстановка на Волге осложнилась, когда противнику в некоторых местах удалось выйти на правый берег и занять господствующие над рекой высоты. Во второй половине октября фашисты решили любой ценой захватить переправы 62 армии, но их атаки были отбиты.

"Чтобы хладнокровно выдержать на воде атаки неприятельских самолетов на тихоходных кораблях, надо было иметь какие-то особые нервы и необыкновенное мужество". (И.С. Исаков, адмирал флота).

Пароход "Надежный" под командованием капитана Шварева А.Я. работал на переправе весь оборонительный период. За 20 бесстрашных рейсов этот пароход с паромом перевез через Волгу несколько тыс. человек и до 500 тонн грузов.

"В низовьях Волги коллективы судов и пристаней показывают примеры трудового и боевого героизма, мужества на своих постах.

Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками Сталинграда у подступов к великой русской реке" - писала газета "Правда".

12 ноября 1942 г. на Волге пошла шуга, что сильно осложнило работу речников. Командование фронта поставило перед ними задачу обеспечить защитников Сталинграда боеприпасами и продовольствием, которого хватило бы до установления надежных ледовых дорог. Кроме этого, через Волгу необходимо было в сложнейших ледовых условиях переправить несколько дивизий. Обе задачи командования фронта были выполнены успешно.

Во время ледостава на Волге Краснооктябрьскую переправу обеспечивали пароходы "Кузнец", "Колхозник" и "Узбек".

В один из ноябрьских дней срочно потребовалось доставить боеприпасы для 62-й армии. Пароходы взяли на буксир баржи, загруженные боеприпасами. Головным шел "Кузнец". В целях обеспечения проводки караванов судов, наша артиллерия на левом берегу Волги в определенный момент, получив условный сигнал, открыла мощный огонь по огневым средствам противника. Караваны судов прибыли к месту назначения без повреждений, вовремя разгрузились и до рассвета вернулись обратно. Капитаном парохода "Кузнец" был А.С. Ананичев, а механиком - Ф.П. Чемоданов. Федор Петрович отдал флоту более 40 лет жизни.

В период подготовки наступления наших войск под Сталинградом, большое значение имели переправы в Татьянке и Светлом Яру. Здесь шла переброска войск, боевых и технических средств. Противник пытался нарушить их работу, но это ему не удалось.

Для того чтобы полнее представить условия работы и состояние речного флота в 1942 г., обратимся к высказыванию члена военного совета 64-й армии генерал-майора К.К. Абрамова:

"Колесный пароход "Механик Власов", которому еще в мирное время плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду.

С пробитым носом, с обломанными колесами, этот пароход работал до полного ледостава, до тех пор, пока не вмерз в лед посреди Волги".

Волжские речники во многом обеспечили успех наших войск, перешедших 19 ноября 1942 г. в контрнаступление. В своих воспоминаниях, командующий 62-й армией, маршал Советского Союза В.И. Чуйков писал: "Если бы их не было, возможно 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы свою задачу".

В том, что в дни героической обороны Сталинграда бесперебойно работали переправы через Волгу, большая заслуга принадлежит и судоремонтникам Сталинградского и Красноармейского заводов.

В своих мемуарах командующий Сталинградским фронтом, маршал Советского Союза А.И. Еременко пишет:

"О мужестве водников Волги можно написать не одну книгу...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: