Сущность, формы, функции исторического знания




Давно замечено, что общественный интерес к истории усиливается в переломные эпохи. На сложных этапах общественного развития, когда решаются судьбы стран и народов, особенно остро ощущается потребность познать своё прошлое, постичь подлинный смысл происходящего. Обращаясь к прошлому, мы стремимся в истории найти ответы на сложные вопросы современной жизни. В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и опрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем».

Мы живём в такое время, когда встают проблемы исторического выбора. В этой связи самопознание народа с помощью истории становится залогом успешного решения задач и целей политики обновления общества. Видимо, этим и объясняется постоянный интерес к истории, проявляемый в последнее время, в том числе и в нашей стране.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: во-первых, как движение во времени, процесс и, во-вторых, как познание этого процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах». По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось её содержание, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний.

Понятие«историческая наука» имеет три значения:
Историческая наука - это определенная сфера общественной жизни, состоящая из учреждений и организаций, которые занимаются научным историческим познанием. Историческая наука - это определенная профессиональная научно-познавательная деятельность, направленная на получение научных знаний об историческом процессе. Историческая наука - это система научных знаний об историческом процессе.
Строение исторической науки как направлений научно-познавательной деятельности и как системы исторических знаний включает следующие отрасли исторической науки (отраслевое строение исторической науки):

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. История служит современности, объясняя настоящее время и давая материал для прогнозирования будущего. В.О. Ключевский отмечал, что «…без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Понятие «история » возникло в глубокой древности. Оно означает в переводе с древнегреческого «повествование о том, что известно». Со времен античности история становится самостоятельной, системообразующей областью человеческих знаний. Она представляла всегда основу мировоззрения человека, без которой невозможно познание окружающего мира и человеческой личности в нем. Постепенно формировалось представление об истории народов и государств как связанной последовательности основных событий. Еще в древней Греции и Риме получила признание идея вечного изменения в природе и обществе, было обращено внимание на последовательную смену форм государственного устройства, хозяйственного уклада, нравов и обычаев.

В настоящее время история делится на всеобщую или всемирную (изучает происхождение человека и его развитие) историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней, отечественную историю.

Историческая наука, как и другие науки, имеет свой объект и предмет изучения. Объектом познания является человек, предметом – исторический процесс, т.е. объективная реальность (ее часть) все изменения, происходящие в окружающем нас мире.

Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решить главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества, на основе познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

Знание истории своего Отечества - непременный атрибут современного образованного человека, специалиста любого профиля. Ибо история - есть общественная память. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Без знания прошлого исторического опыта мы не в состоянии ни понять настоящее, ни предвидеть будущее. Те, кого уже нет, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие. Мы находимся во власти их заветов и в каждом новом поколении стоим перед задачей осмысленного отношения к этим заветам. Исторический процесс - это связь времен: прошлого, настоящего и будущего. И когда исторический опыт предается забвению, утрачивается чувство национальной гордости, начинается национальный упадок. В этой связи важнейшими социальными функциями исторической науки являются: познавательная, мировоззренческая, практически-рекомендательная и воспитательная.

Познавательная функция обеспечивает реализацию естественного интереса человека к истории своего Отечества, к истории других народов. Знание исторического пути России, ее народа, других государств, основных тенденций развития исторического процесса дает возможность человеку лучше ориентироваться в окружающей обстановке, более четко определять свою позицию в современном мире.

Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще, и история России, в частности, выявляя определенные закономерности, основные тенденции исторического развития общества, помогает вырабатывать четко продуманный курс внутренней и внешней политики страны. Конкретные знания исторического пути, пройденного народом, дают возможность использовать положительный опыт и не повторять ошибок, допущенных предыдущими поколениями. Не случайно русская пословица гласит: «Прежде, чем забить один кол впереди, посмотри, как стоят два кола позади». Люди прошедших эпох вовсе не изолированы от нас: их высказывания и поступки почти всегда содержат ответ не только на те или иные события прошлого, но и на повторяющуюся структурность общественных ситуаций. Стагнация, кризис, упадок, реформа, реформация, революция, нашествие, разгром, пленение и т.д. - все эти события, поддаются типологизации. У них есть своя логика, свои типы альтернатив, свои модели личной ответственности, свои правила духовного выживания, которые проясняются от эпохи к эпохе. Обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по важнейшим проблемам современности. Поэтому так важны знания исторического прошлого.

Воспитательная функция исторической науки играет существенную роль в формировании личности человека. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует у молодого человека гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять роль личности в истории, вызывает стремление походить на отдельных национальных героев. Изучение истории дает возможность постигнуть содержательную сторону моральных и нравственных качеств своего народа и человечества в целом, характерные черты их развития, истоки национальной культуры и ее достижения. Приобретение этих знаний поможет определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в развитие мировой цивилизации.

Историческое сознание

В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание. Историческое сознание - это одна из важнейших форм общественного сознания. Под историческим сознанием принято понимать совокупность представлений человека, социальной группы и общества в целом о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Каждый народ обладает определенным кругом представлений о своем историческом пути, о выдающихся государственных и общественных деятелях прошлого, национальных героях, о соотношении своей истории с историей других народов. Эти представления получают свое выражение в народных преданиях, былинах, сказаниях, легендах, сказках и т.п., которые составляют неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа и являются одним из способов его самовыражения и самоутверждения. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Благодаря этому та или иная общность людей осознает себя как народ, имеющий свою историю, свои традиции, свои достижения. Историческое сознание, как и другие формы общественного сознания, содержит четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется на основе накопления непосредственного жизненного опыта и является обыденным сознанием. Носители этого сознания не способны привести его в систему, оценить те или иные явления с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в отрывочных, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

Вторая ступень исторического сознания формируется под влиянием художественной литературы, радио, кино, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками и т.д. На этом уровне историческое сознание так же еще не превращается в систематическое знание. Представления об историческом процессе по-прежнему отрывочны, хаотичны, не упорядочены. Однако эти исторические познания отличаются яркостью, большой эмоциональностью и сохраняются порой на всю жизнь. И часто читатель или зритель судит об отдельных эпохах истории, исторических личностях не по сухим академическим изданиям, а по художественным произведениям, кинофильмам, спектаклям и т.д.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, получаемых в учебных заведениях всех ступеней. Здесь учащиеся получают уже систематизированные исторические знания. Исторические знания пополняются также на любительском уровне.
На четвертой (высшей) ступени формирования исторического сознания происходит сбор исторических фактов и документов, их анализ и обобщение, осуществляется теоретическое осмысление исторических процессов, выявляются тенденции исторического развития. На основе накопленных исторических знаний о прошлом обобщается исторический опыт, формируется научное мировоззрение, делаются прогнозы возможных вариантов будущего развития той или иной страны и человеческой цивилизации в целом. Эти задачи решаются учеными на основе тех или иных методологических концепций.

Методы познания истории

В исторической науке познание истины, при проведении исследований широко используются цивилизационный и формационный методы.

Цивилизационный (от лат. - «civilis» - гражданский). Цивилизация означает уровень общественного развития материальной и духовной культуры той или иной цивилизации (исследуется общество и его центральная фигура – человек во всех его проявлениях). В данном случае человек понимается как личность с набором социально значимых черт: активная гражданская позиция, патриотизм и т.д.

Формационный (формация, от лат. - образование) – определенная стадия исторического развития общества, определяемая способом производства.

Различают следующие цивилизации и общественно-экономические формации:

 

Цивилизации: 1.Неолитическая. 2.Античная. 3.Средневековая. 4.Индустриальная. 5.Постиндустриальная. Формации: 1.Первобытнообщинная. 2.Рабовладельческая. 3.Феодальная. 4.Капиталистическая. 5.Социалистическая, (коммунистическая).

 

Исходя из уровня развития духовной и материальной культуры человеческого общества, определяется местонахождение центра мирового прогресса. Центр мирового прогресса – место или состояние наивысшего напряжения, сосредоточения каких-либо сил, эмоций, влияющие на другие цивилизации, стоящие на более низком уровне развития.

Принято считать первым центром мирового прогрессивного развития регион Средиземноморья, где сформировались и развивались цивилизации Античности, древности). Вторым центром мирового прогресса стала Западная Европа, где оформились Средневековые или Западноевропейские цивилизации. Третьим центром мирового прогресса стала Северная Америка (США, Канада). В настоящее время центр мирового прогресса сместился в Тихоокеанский юго-восточный регион (Япония, Китай, Бангкок, Сингапур, Корея, Тайвань и другие страны НИС – новые индустриальные страны), которые становятся эталоном экономического и культурного развития.

Таким образом, содержанию истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Историческая наука охватывает самые разнообразные сферы человеческой деятельности. Поэтому в процессе её развития постепенно сложились целые отрасли исторических знаний: социальная история, политическая история, история государства и права, история экономики, философии, культуры, музыки театра, литературы, военная история, история техники, естествознания и т.д.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции. Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.В каких смыслах употребляется понятие «история»?

2.Как происходит процесс исторического познания?

3.Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

4.Назовите уровни исторического сознания.

ТЕМА 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: