Должностные обязанности учителя начальных классов




Лист практического задания № 1

«Должностные обязанности учителя начальных классов»

 

Выполнил(а) _____________________________ студент(ка) группы _______

Задание: Подробно изучите должностную инструкцию учителя начальных классов.

А. Заполните таблицу 2.

 

Таблица 2.

Должностные обязанности учителя начальных классов

Вопрос Ответ
1. Кому непосредственно подчиняется учитель начальных классов?    
2. После проведенной административной контрольной работы в 3 классе кто должен провести ее анализ?  
3. Кто несет ответственность за оснащение закрепленного за классом учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями?  
4. Должен ли учитель начальных классов выявлять у каждого ребенка образовательные запросы и потребности?  
5. Как часто учитель должен проверять классные и домашние работы учеников 1-4 классов?    
6. В какой срок учитель должен проверять контрольные работы?    
7. В случае болезни кого должен информировать учитель о невозможности выхода на работу?    
8. Участие учителя начальных классов в работе педагогического совета является его правом или обязанностью?  
9. Имеет ли право учитель корректировать рабочие программы?    
10. У кого может запрашивать учитель нормативно-правовые документы, регламентирующие его деятельность?  
11. Если ребенок совершил проступок, нарушающий устав школы, учитель должен вызывать или приглашать родителей для беседы?  
12. Повышение квалификации является правом или обязанностью учителя?    
13. При несчастном случае кто должен оказать ребенку доврачебную медицинскую помощь?    
14. За какие действия учитель может подвергаться административным взысканиям?    
15. За какие действия учитель может быть уволен?  

 

Б. Составьте синквейн [1] по теме «Учитель начальных классов»

Должностная инструкция
УЧИТЕЛЯ начальных классов


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель начальных классов назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя (ГПД), библиотекаря, педагога-организатора. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Учитель начальных классов должен иметь высшее профессиональное образование или среднее специальное образование и специальную подготовку.
1.3. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно заместителю директора.
1.4. В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.5. Учитель начальных классов должен знать:
- Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и департамента образования Кировской области по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
- методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. организация учебно-воспитательного процесса на своих уроках и других учебно-воспитательных мероприятиях с учащимися, руководство им и контроль за развитием этого процесса;
2.2. обеспечение социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ учащимися;
2.3. обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе на своих уроках и других видах деятельности с учащимися.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
- административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок представляет по ним отчет непосредственному руководителю;
- 1 раз в триместр результаты усвоения учащимися преподаваемого предмета;
3.2. прогнозирует:
- тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и программ;
- последствия запланированных изменений в программе, учебном плане;
- последствия внедрения новшеств;
3.3. планирует и организует:
- учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися;
- осуществление систематического контроля за качеством знаний учащихся и за выполнением домашних заданий;
- работу с учащимися по подготовке к переводным и выпускным экзаменам;
- просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ по преподаваемому предмету;
- совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся;
- овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
- оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;
- с участием заместителя директора (административно-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
3.4. осуществляет:
- обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
- поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ;
- следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся, контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах проверяет к следующему уроку, проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ, хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года;
- своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия;
3.5. обеспечивает:
- уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;
- соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС;
- включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности;
- своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
- своевременное и аккуратное заполнение классных журналов;
- выставление отметок в журнал и в дневник учащегося сразу же после оценивания его ответа или работы;
- своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
- своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
- сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель начальных классов проводит какие-либо мероприятия с детьми;
- своевременное информирование заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;

3.6. координирует:
- работу учеников по освоению образовательных стандартов и программ по преподаваемому предмету;
- взаимодействие учащихся между собой во время уроков и внеклассных мероприятий;
3.7. контролирует:
-наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
- систематически качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий;
- соблюдение обучающимися во время занятий Правил для учащихся и техники безопасности;
- безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
3.8. составляет:
- рабочие программы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебный год и рабочий план на каждый урок и занятие;
3.9. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей;
3.10. проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
3.11. корректирует:
- ход выполнения учебного плана и программ;
- знания учащихся по преподаваемому предмету.
3.12. принимает участие в работе:
- Педагогического совета школы, районного и школьного методических объединений.

4. ПРАВА
Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом лицея, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, а также право:
4.1. выбирать:
- и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации, утвержденные школой;
4.2. давать:
- обязательные распоряжения ученикам во время занятий;
4.3. привлекать:
- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.4. принимать участие:
- в разработке учебного плана и образовательной программы;
- в принятии решений Педагогического совета и любых других школьных коллегиальных органов управления;
4.5. вносить предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
- по совершенствованию учебно-воспитательной и экспериментально-методической работы;
4.6. запрашивать:
- у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.7. приглашать:
- родителей (законных представителей) для информирования их об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы;
4.8. требовать:
- от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;
- от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации;
4.9. повышать:
- свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:
- за реализацию не в полном объеме образовательных программ;
- за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
- за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
- выполнение приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности";
- безопасное проведение образовательного процесса;
- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
- проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;
- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
5.2. В случае нарушения Устава школы, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель начальных классов привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, учитель начальных классов несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Учитель начальных классов:
6.1. работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль в соответствии с учебным планом школы и утвержденной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждого учебного модуля (полугодия);
6.4. получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с другими педагогами;
6.6. исполняет обязанности других учителей и заместителей директора в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора;
6.7. передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.


Примечания:
1. Название должности «Учитель» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника. В скобках можно уточнить преподаваемый предмет, если в этом имеется необходимость, и это уточнение можно вписать в трудо

 

 


[1] Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

• Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

• Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

• Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

• Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

• Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: