Форсунка на тепловозе работает в тяжёлых условиях, так как она постоянно испытывает резкие гидравлические удары, работа её сопряжена колебанием температуры. Одним из ответственных узлов форсунки является прецизионная пара: игла и распылитель. Для более надёжной работы прецизионной пары форсунки необходимо предварительно очищать дизельное топливо от посторонних частиц, для чего на тепловозе имеются фильтры грубой и тонкой очистки топлива. Кроме того в корпусе форсунки имеется щелевой фильтр.
Форсунка должна сообщать струям топлива, входящим в цилиндр дизеля соответствующее направление с учётом формы камеры сгорания и обеспечивать хороший распыл. В тепловозных дизелях применяют только форсунки закрытого типа.
Ухудшение распыливания вызывается чаще всего нарушением герметичности запорного конуса распылителя, а иногда заедание (прихватыванием) иглы в корпусе распылителя. Плохо распыленное топливо полностью не сгорает, часть его попадает в масло, способствует образованию нагара на поршне и кольцах, окнах гильз цилиндров и на сопловом наконечнике. Внешним признаком плохого распыления топлива форсункой может служить повышенная дымность отработанных газов данного цилиндра.
Неисправности форсунки представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Неисправности форсунки и способы их предупреждения
Возможная неисправность | Причина неисправности | Способы предупреждения | |||||||||||||||||||
Корпус форсунки | |||||||||||||||||||||
Трещина в корпусе | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
| Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Забоины, вмятины, острые кромки на поверхностях корпуса | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Игла и распылитель форсунки | |||||||||||||||||||||
Трещины, скалывания кромок корпуса распылителя | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Трещина или излом иглы | Механическое изнашивание | Избегание температурных нагрузок и гидравлических ударов | |||||||||||||||||||
Коррозия на рабочих поверхностях иглы и корпуса распылителя | Гидроэрозионное изнашивание | Повышение эффективности работы фильтров | |||||||||||||||||||
Наклёп на поверхности иглы | Механическая нагрузка | Избегание ударных и статических нагрузок | |||||||||||||||||||
Нагар на деталях, заедание иглы в корпусе, натиры рабочей цилиндрической поверхности иглы | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Износ или механические повреждения конических поверхностей иглы и корпуса | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Износ цилиндрической поверхности иглы и корпуса по направляющей части | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок | |||||||||||||||||||
Риски и забоины на торцевых поверхностях корпуса распылителя | Механическое изнашивание | Избегание температурных нагрузок и гидравлических ударов | |||||||||||||||||||
Фильтр щелевой | |||||||||||||||||||||
Трещины | Гидравлические динамические нагрузки | Избегание ударных нагрузок | |||||||||||||||||||
Зазор между корпусом форсунки и щелевым фильтром свыше допускаемых размеров | Абразивное изнашивание | Повышение эффективности работы фильтров |
Лист |
XXX-XXX |
Лит |
№ докум. |
Изм. |
Подп. |
Дата |
|
Риски и забоины на торцевой поверхности | Механическая нагрузка | Избегание ударных и статических нагрузок |
Сопло | ||
Износ распыливающих отверстий | Абразивное изнашивание | Повышение эффективности работы фильтров |
Закоксовывание распыливающих отверстий | Отложение нагара | Повышение эффективности работы фильтров |
Риски и забоины на торцевой поверхности | Механическая нагрузка | Избегание ударных и статических нагрузок |
Штанга | ||
Трещины | Механическая нагрузка | Избегание ударных и статических нагрузок |
Наклёп на сферических поверхностях | Механическая нагрузка | Избегание ударных статических нагрузок |
Выработка и риски на торцевых поверхностях | Механическое изнашивание | Избегание механических и динамических нагрузок |
Винт регулировочный | ||
Износ резьбы, сорванные нитки резьбы | Механическая нагрузка | Избегание ударных статических нагрузок |
Трещина в корпусе или сорванная резьба – корпус подлежит замене.
Пружина с трещиной или при высоте в свободном состоянии менее 72 мм – пружина подлежит замене.
Существенное влияние на регулировку могут оказывать следующие основные дефекты: зависание иглы форсунки или зависание и неплотности посадки нагнетательного клапана, поломка пружины клапана; засорение отверстий сопла форсунки, увеличение или уменьшение затяжки пружины ее; неправильный отсасывающий ход нагнетательного клапана, Подтекание топлива в местах присоединения нагнетательных трубок, неправильный угол подъема спирали плунжера. Особенно затруднительная регулировка на производительность секции насоса на режиме 400 об/мин. Даже при очень малом изменении выхода рейки или изменении температуры топлива значительно изменяется производительность. В этом случае можно рекомендовать нагнетательную трубку с другим проливом, но в пределах допуска.
|
Распылитель не дает нормального распыла топлива, имеет недостаточную плотность и подтекание топлива. Распылитель при этом подвергают ремонту, при ремонте выдерживают допустимые размеры.
Потеря плотности распылителем, подтекание топлива, отсутствие нормального распыла. Рекомендуется восстановить притирочные конусы корпуса распылителя и иглы до чертежных размеров. Проверить подъем иглы и разработку распиливающих отверстий. Разрешается перепаровка деталей распылителя. Собранную форсунку проверить на плотность. Отремонтированная форсунка при испытании на стенде должна удовлетворять предъявленным требованиям.
Трещина в трубке высокого давления, повреждения конуса трубки. Трещину устранить постановкой соединительной муфты на резьбе с последующей обваркой. Поврежденный конус заменить на новый.
Неисправность форсунки может быть определена также и по наличию неравномерного стука в цилиндрах дизеля при его работе на холостом ходу. Форсунка, имеющая плохой распыл, вызывает характерный стук в цилиндре. Дефектную форсунку определяют в этом случае поочередным отключением насосов подачи топлива в цилиндры. При включении подачи топлива в цилиндр с неисправной форсункой, как правило, стук прекращается, если этот стук не вызван другими причинами (увеличенными зазорами в пальце поршня, подшипниках, клапанах и др.). Неисправную форсунку на дизеле заменяют новой или отремонтированной.
Подтекание топлива вызывается потерей необходимой герметичности запорных конусов иглы и корпуса распылителя, причиной которой являются мельчайшие выбоины или наклеп на их поверхности. Выбоины и наклеп образуются мельчайшими твердыми частицами, попадающими вместе с топливом на уплотнительные Пояски в момент посадки иглы на седло. Подтекание распылителя ухудшает распыливание, вызывает догорание топлива, образование нагара на поршне и кольцах, загорание сопловых отверстий
Лист |
XXX-XXX |
Лит |
№ докум. |
Изм. |
Подп. |
Дата |
При контроле состояния пружины форсунки высота ее в свободном состоянии должна быть в пределах 73 – 76 мм. Пружину бракуют при высоте менее 72 мм. Нормальную гидравлическую плотность распылителя восстанавливают перекомплектовкой деталей распылителя – иглы и корпуса. Гидравлическая плотность отремонтированного распылителя после обкатки с собранной форсункой на стенде должна быть в пределах норм.
Лист |
XXX-XXX |
Лит |
№ докум. |
Изм. |
Подп. |
Дата |
Медные уплотнительные кольца, прокладки форсунки и ее детали при ремонте отжигают и выравнивают. Кольца и прокладки, имеющие трещины, значительные вмятины и не соответствующие допускаемым размерам, заменяют.
Для предупреждения и недопущения вышеперечисленных неисправностей применяют систему планово-предупредительных осмотров и ремонтов. Суть их заключается в своевременном контроле над состоянием и нормальной работой сборочной единицы подробнее о системе технического обслуживания будет сказано ниже.
ТО -3: Форсунки снимают с дизеля на каждом ТО-3 для проверки качества распыливания топлива и регулирования затяжки пружины (кроме форсунок селективной сборки, которые снимают на ТР-1). Снятые с дизеля форсунки устанавливают на стенд А 106.02 и испытывают на плотность и качество распыливания топлива, по результатам которых определяют состояние и необходимость разборки (при ТО-3 и ТР-1) для ремонта.
При ремонтах ТР-2, ТР-3, КР-1, КР-2: форсунки разбирают. Разборку ведут в такой последовательности: укрепляют форсунку в специальном гнезде верстака, вывертывают стакан пружины, вынимают пружину с тарелкой, а затем толкатель и щелевой фильтр вместе с уплотнительным кольцом; вынимают корпус распылителя с иглой и ограничителем подъема иглы; выталкивают стержнем сопловой наконечник и его прокладку.
При ремонтах ТР-1 и ТО-3 проверяют плотность форсунки ее пружины затягиванием давления 35 МПа, просачивания топлива в резьбовом соединении ее стакана и корпуса.
При ремонте ТО-3 Форсунки дизеля и их трубки необходимо снять и разобрать. Корпус форсунки, имеющий трещину, заменить.
При трещинах в витках и высоте в свободном состоянии менее 28,5 мм пружину заменить.
Распылитель форсунки, не дающий нормального распыливания топлива, имеющий малую плотность и подтекание топлива, отремонтировать. Проверить величину подъема иглы и разработку распиливающих отверстий соплового наконечника. Подъем иглы распылителя регулировать путем подбора ограничителя по высоте.
При необходимости углы рабочих конусов иглы и корпуса распылителя восстановить при помощи притиров и оправок до чертежного размера. Разрешается ремонт распылителей перепаровкой деталей.
Проверку разработки отверстий соплового наконечника форсунки производить приспособлением с применением эталонных сопловых наконечников распылителей. Диаметры отверстий эталонных сопловых наконечников должны быть:
для нижнего предела измерения 0,40 - 0'02 мм;
для верхнего предела измерения 0,40+0'02 мм.
Сопловые наконечники ремонтного фонда считать годными, если поплавок длинномера при их испытании будет находиться между указателями нижнего и верхнего пределов шкалы длинномера.
Перед сборкой форсунки детали промыть в чистом осветительном керосине, медные прокладки сменить, каналы корпуса форсунки и распылителя проверить магнитной проволокой. Каждую собранную форсунку опрессовать на плотность на стенде.
Герметичность нагнетательной системы, стенда один раз в месяц проверить опрессовкой давлением 400 кг/см2. Падение давления от 400 до 350 кг/см2 должно происходить в течение не менее 5 мин.
Фактическую плотность распылителя по эталонной форсунке определять перед каждой проверкой плотности партии отремонтированных форсунок, а также при изменении вязкости топлива и температуры помещения. Эталонные форсунки (нижнего и верхнего пределов) подобрать из новых при опрессовке их смесью малосернистого дизельного топлива с маслом вязкостью по Энглеру Е2о= 1,53—1,55 и температуре помещения. 20—2ГС. Если показание плотности эталона меньше зафиксированной при его выборе, то разность показаний необходимо прибавить к плотности испытуемой форсунки, и наоборот. Допускается опрессовка форсунок чистым дизельным топливом. Испытание форсунок на плотность производить профильтрованным, малосернистым дизельным топливом (или смесью его и масла вязкостью.по Энглеру Е20 =:~ 1,5.3-г 1,55) при температуре помещения 15—25°С.
При затяжке пружины форсунки на деление 350 кг/см2 время падения давления от 330 до 280 кг/см2, (по показанию манометра стенда) допускается в пределах 10—100 сек (для нового распылителя 27—100 сек).
Лист |
XXX-XXX |
Лит |
№ докум. |
Изм. |
Подп. |
Дата |
При выпуске тепловозов из. малого периодического ремонта и профилактического осмотра допускается устанавливать на дизель форсунки с плотностью 5—100 сек.
У собранной форсунки пружину затянуть на давление 210+5 кг/см2.
Отремонтированная форсунка при испытании на качество распыливания топлива должна удовлетворять следующим требованиям: начало и конец впрыска топлива должны быть четкими и резкими; распыленное топливо— туманообразным и равномерно распределенным по поперечному сечению струи; длина и форма струй из всех отверстий должны быть одинаковы, сплошные струи не допускаются.
Образование «подвпрысков» в виде слабых струй из распылителя перед основным впрыском, а также подтекание в виде капель топлива на конце распылителя не допускаются.
Нагнетательные трубки опрессовать для выявления трещин и других дефектов. Трубки с трещинами заменить. Допускается восстановление конусов путем наплавки и обработки с последующим гидравлическим испытанием трубки на 600—700 кг/см2.
Форсунки, установленные на одном дизеле, должны иметь распылители одного типа. Для обеспечения правильного направления струи топлива в цилиндрах, при установке форсунок на дизель топливоподводящий штуцер должен быть направлен вниз точно по вертикали. Контроль установки форсунок производить при помощи приспособления с соблюдением следующих условий: проверить чистоту отверстия адаптера и состояние прокладки (забоины не допускаются); вставить форсунку в адаптер и затянуть гайки крепления форсунки ключом до отказа с последующим отпуском и завертыванием вручную до отказа; затянуть гайки окончательно усилием одной руки ключом с длиной рукоятки не более 200 мм на 2,5—3,5 грани за 5—7 приемов, производя затяжку равномерно и поочередно для обеих гаек на 1/2 грани за прием. На работающем дизеле не должно быть течи через сливную трубку. Допускается каплепадение.
Лист |
XXX-XXX |
Лит |
№ докум. |
Изм. |
Подп. |
Дата |
– движущиеся машины и механизмы;
– падающие с высоты предметы и инструмент;
– повышенное значение напряжения в электрической цепи;
– недостаточная освещенность рабочей зоны;
– повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
– повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования,
материалов;
– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
– повышенные уровни шума на рабочем месте;
– повышенный уровень вибрации;
– повышенная или пониженная влажность воздуха;
– повышенная или пониженная подвижность воздуха;
– расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
– физические перегрузки.
Все рабочие, занятые на ремонте, обязаны знать и выполнять правила внутреннего распорядка, установленного на предприятии по месту работы, инструкций по эксплуатации технологического оборудования, стендов, измерительных приборов, электрического инструмента, требований пожарной безопасности.
К выполнению обязанности слесаря по ремонту тепловоза допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:
– прошедшие предварительное медицинское освидетельствование и признанные годными по состоянию здоровья;
– прошедшие обучение по установленной программе и аттестованные квалификационной комиссией с присвоением соответствующего разряда и квалификационной группы по электробезопасности;
– получившие требующиеся инструктажи по правилам техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и способам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
Во избежание случаев травматизма, повреждения инструмента и оборудования запрещается находиться на рабочих местах, производственных помещениях, территории депо в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, употреблять спиртные напитки, наркотические и токсические средства.
Слесари в своей работе должны применять безопасные приёмы труда, работать в спецодежде, спецобуви, использовать необходимые средства защиты содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, стенды, приспособления, используемые в ремонте, соблюдать правила личной гигиены.
Слесарь не должен приступать к новой, незнакомой работе без получения от мастера или бригадира инструктажа о безопасных приёмах её выполнения.
В цехах и отделениях депо слесарю необходимо выполнять следующие требования безопасности:
– быть внимательным к сигналам, подаваемым водителями движущихся
транспортных средств, крановщиками кранов и выполнять их;
– переходить смотровые канавы только по переходным мостикам;
– места, где ведутся работы на высоте, обходить на безопасном расстоянии;
– обращать внимание на знаки безопасности и другую сигнализацию.
Во избежание травматизма, слесарю запрещается:
– находиться под поднятым грузом;
– прикасаться к работающим машинам и работать вблизи вращающихся
частей, незащищённых предохранительными сетками или щитками;
– снимать ограждения вращающихся частей до остановки машины;
– наступать на электрические кабеля и провода;
– самостоятельно производить ремонт вышедшего из строя цехового оборудования и электроустановок;
– прикасаться к арматуре общего освещения, оборванным электрическим проводам, зажимам (клемам) и другим легкодоступным токов едущим частям;
– открывать дверцы электрораспределительных шкафов и снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей электрооборудования;
– выключать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки механизмы, работа на которых не входит в его обязанности;
– стоять в местах движения цехового транспорта;
– переходить в неустановленных местах через транспортёры конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждение опасных мест;
– производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов и дизель-поездов, находиться внутри локомотивов, под ними и ли на крыше, а также в местах на территории и в депо, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», во время манёвров, въезде и выезде из депо и вводе и выводе из ремонтного стойла.
Слесари обязаны сообщать своему непосредственному руководителю о всех
замеченных нарушениях настоящей Инструкции, в том числе о неисправностях оборудования, инструмента, защитных приспособлений, спецодежды, создающих опасность для людей или являющихся предпосылкой аварии и немедленно принимать меры по их предупреждению.
В случае получения травмы пострадавший или работающий рядом слесарь должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи немедленно известить о несчастном случае непосредственного руководителя.
Лица, виновные в нарушении требований настоящей Инструкции привлекаются к ответственности предусмотренной законодательством о труде.