Раздел 5. Судовые устройства и работы.




1.Нарисовать (или фото) схему якорного устройства (вид сверху). Перечислить состав якорного устройства на русском и английском языках (наименование частей и деталей), указать количество, тип и массу якорей, калибр якорных цепей. Описать, как маркируется якорная цепь (пояснить рисунком). Зарисовать одну реальную схему постановки судна на якорь (фото с карты с пояснениями).

Якорное устройство должно:

a. обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;

b. удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;

c. служить одним из средств снятия судна с мели;

d. способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.

a. якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.

b. якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение получили якоря Холла, Грузона, Болдта.

c. якоря повышенной держащей силы. Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.

Якорную цепь на судах укладывают в цепной ящик - расположенный под брашпилем (рис. 2.10). На современных судах цепные ящики - узкие и высокие, что облегчает самоукладывание цепи без опасности ее заваливания. Укладка якорной цепи в такой ящик требует только надзора.

Смычки якорь-цепи маркируют, что дает возможность вытравлять необходимое количество якорь-цепи или следить за ходом подпитки цепи при снятии с якоря. Для этого определенные звенья цепи окрашивают в белый цвет и на их контрофорсы накладывают марки из отожженной проволоки. По обе стороны от скобы, соединяющей первую (якорную) и вторую (промежуточную) смычки окрашивают по одному звену. По обе стороны от скобы, соединяющей вторую и третью смычки, окрашивают по два звена, в конце третьей и начале четвертой смычки окрашивают по три звена и т.д. до пятой смычки. С шестой и одиннадцатой смычки маркировку начинают сначала. Проволочные марки накладывают только на последние окрашенные звенья каждой смычки. Якорь Холла по способу уборки – втяжной, по конструкции – с поворотными лапами. Состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с лапами. В передней части коробки имеется сквозное овальное отверстие для утолщенной части веретена и для ограничения угла разворота лап якоря относительно веретена до 45 гр. Веретено к коробке присоединяется с помощью валика. Выпаданию веретена из коробки препятствуют два штыря, вставленные в поперечные сквозные отверстия в коробке.

2. Нарисовать (или фото) схему расположения швартовного устройства на баке и на корме. Состав на русском и английском языках. Перечислить назначение швартовных и буксирных тросов, их безопасную (допустимую) нагрузку, предельные нагрузки швартовного оборудования. Описать технику безопасности при работе со швартовными концами. Зарисовать одну схему швартовки судна к причалу.

Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна.

Иногда на транспортных судах устанавливаются однотумбовые кнехты - битенги, которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых крепятся к верхней палубе или пропускаются через нее и крепятся к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

3. Нарисовать схему расположения грузового устройства судна. Расшифровать маркировку грузовых стрел и кранов. При прохождении практики на танкере – перечислить обязанности матроса во время погрузки/выгрузки танкера. Нарисовать грузовую марку (указать значение каждого обозначения) и марки углубления судна (уметь определить осадку судна). Указать основные требования техники безопасности во время грузовых операций.

На данном судне грузового устройства не было

4. Вычертить упрощенную схему рулевого устройства судна (пульт управления, аксиометр, рулевая передача, рулевая машина, рулевой привод, перо руля). Описать порядок перехода с главного на вспомогательный рулевой привод.

Руль — основной орган, обеспечивающий работу устройства. Он действует только на ходу судна и в большинстве случаев располагается в кормовой части. Обычно на судне один руль. Но иногда для упрощения конструкции руля (но не рулевого устройства, которое при этом усложняется) ставят несколько рулей, сумма площадей которых должна быть равной расчетной площади пера руля.

Основной элемент руля — перо. По форме поперечного сечения перо руля может быть:

a. пластинчатым или плоским,

b. обтекаемым или профилированным.

Баллер руля в кормовой подзор корпуса входит через гельм- портовую трубу. На верхней части баллера (голове) крепится на шпонке рычаг, называемый румпелем, служащий для передачи вращательного момента от привода через баллер на перо руля.

Рулевой привод представляет собой механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях и машинах. Рулевой привод предназначается для передачи команд от штурмана из рулевой рубки к рулевой машине в румпельное отделение. Наибольшее применение находят электрическая или гидравлическая передачи. На малых судах применяются валиковые или тросовые приводы, в последнем случае этот привод называют — штуртросовым.

Главный рулевой привод - это механизмы, исполнительные приводы перекладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное оборудование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нормальных условиях эксплуатации.

Вспомогательный рулевой привод - это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исключением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели.

Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 350 одного борта на 350 другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд.

5.Описать, какие судовые работы выполнял курсант во время учебной практики, применяемые материалы и инструменты. Перечень такелажных работ, выполненных

Организация и планирование судовых работ. Судовые работы выполняются в соответствии с планами, которые составляют на каждый рейс старший помощник (по палубной части) и старший механик (по машинной части). Планы судовых работ утверждает капитан. Судовыми работами руководят: по палубной части — боцман, по машинной — второй механик, по котельной (на паровых судах) — третий механик.

Покрасочные работы на судне. Для проведения покрасочных работ суда снабжают красками, олифой и лаками.

Конопатка и заливка пазов. Пазы и стыки деревянной палубы конопатят паклей и заливают смолой, чтобы через них не проникала вода внутрь судна. Конопатку производят в сухую и ясную погоду.

6. Нарисовать (или фото) разбивку ручного лота и его применение.

Лотом называется прибор, служащий для измерения глубин с борта судна. Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири 1 (рис. 31) и лотлиня 3. Гиря 1 имеет конусообразную форму, высота ее около 30 см, а вес от 3 до 5 кг. В верхней части гири имеется ушко 2, в которое продевается строп из линя для ввязывания в нее лотлиня 3. В нижней части гири сделана выемка, в которую вмазывают мыло или смесь сала с толченым мелом. При измерении глубины гиря ударяется о дно, частицы грунта пристают к салу или к мылу и это дает возможность одновременно с определением глубины определить характер грунта в данном месте. Лотлинь представляет собой плетеный линь в 9 или 12 нитей ил» бельный пеньковый трос прямого спуска толщиной около 25 мм, длиной 52 м, который предварительно вымачивают в воде и затем просушивают. После просушки лотлинь разбивают на метры, причем счет начинают от ушка гири, так как высота гири в расчет не принимается. Каждый метр на лотлине отмечают кожаными марками 4, вырезанными в виде зубчиков и топориков десятки метров отмечаются разноцветными лоскутами флагов (флагдуками).

Раздел 6. Техника безопасности и охрана труда.

1.работы на высоте и за бортом

Работа на высоте и за бортом относится к категории особо опасных, поэтому администрация судна должна четко определить все рабочие операции и принять меры для обеспечения безопасности при выполнении этих работ. Все забортные работы и работы на высоте ведутся только с разрешения капитана под руководством старшего помощника, который несет ответственность за соблюдение правил ТБ. Подъем на мачты, колонны и дымовую трубу, осуществляется при помощи заведенных горденей (с 12-кратным запасом прочности) на беседах или в специально изготовленных люльках. Для выполнения кратковременных работ на высоте (смена ламп, замена фалов) допускается подниматься по скоб трапам. Работающий на высоте обеспечивается предохранительным поясом с карабином. Все ручные инструменты, находящиеся у лица, работающего на высоте, должны иметь шхерты, которые не крепятся за пояс работающего. Проводить работу на высоте при скорости ветра более 10 м/с и волнении моря свыше 5 баллов, а также при обледенении мачт (за исключением аварийных случаев) правилами запрещается. Подъем и спуск человека за борт производится плавно и под непосредственным наблюдением руководителя работ. Забортные работы ведут с беседок, плотиков, причем при массовых работах за бортом на воду должны быть спущены шлюпки для оказания помощи в случае падения человека в воду. На шлюпках находится необходимое количество гребцов. При ведении забортных работ следует поднять сигнал «ОО», чтобы другие суда проходили мимо малым ходом, не разгоняя волн, и не подходили к борту. При ведении работ около гребных винтов следует предупредить старшего и вахтенного механиков, чтобы в это время не проворачивали машину. При стоянке судов в непосредственной близости друг от друга забортные работы запрещены Правилами. Не разрешаются забортные работы на ходу судна, за исключением аварийной ситуации, при которой вопрос о допуске человека к работе за бортом решается помощником капитана и только при его личном присутствии на месте работы, судно при этом замедляет ход.

2.работы в закрытых помещениях;

К замкнутым пространствам на судах, в которых при проведении работ должны выполняться повышенные требования безопасности, относятся:

a. междудонные и межбортовые отсеки;

b. коффердамы, цистерны и котлы;

c. форпики, ахтерпики, румпельные отделения;

d. грузовые танки нефтеналивных судов;

e. подсланевых пространства машинно-котельных отделений;

закрытые трюмы и другие пространства в корпусе, не сооб­щающиеся непосредственно с атмосферой, вход в которые осу­ществляется через люки сечением до 1 м2.

Указанные пространства относятся к пространствам 1-й категории.

a. Входить в замкнутые пространства сразу же после их открытия, без предварительной вентиляции, запрещается.

b. На период проведения работ замкнутые пространства (помещения) должны быть оборудованы не менее чем двумя люками или лазами, один из которых должен использоваться только для прохода работающих, а второй для прокладки вре­менных коммуникаций. При отсутствии штатных должны быть выполнены технологические люки или лазы (вырезы).

c. Работающий в замкнутом пространстве должен поль­зоваться предохранительным поясом со страхующим концом, свободный конец которого должен быть у наблюдающего.

d. Вход в замкнутое пространство и проведение работ в нем осуществляются только с разрешения капитана (коман­дира).

e. Перед допуском людей в замкнутое пространство ад­министрация судна должна убедиться в отсутствии скопления вредных газов или взрывоопасных газовоздушных смесей путем лабораторного анализа воздушной среды и обеспечить во время работы нормальную чистоту воздуха.

f. Замкнутое помещение перед началом работы и после окончания должно быть хорошо провентилировано: перед началом работы в течение 15—20 мин с последующей проверкой состояния воздушной среды; по окончании работы—до полного удаления газов и пыли.

g. В тех случаях, когда с помощью вентиляции невоз­можно обеспечить в помещении снижение концентрации вред­ных веществ до предельно допустимых норм, следует применять средства индивидуальной защиты органов дыхания (респира­тор ШБ-1 «Лепесток» при посещении и выполнении работ в трюмах, танках и других труднодоступных замкнутых по­мещениях; противогаз промышленный фильтрующий по ГОСТ 12.4.121—83 для защиты органов дыхания и глаз от воз­действия вредных газов, паров, пыли, дыма и тумана; шланго­вый противогаз ПШ-1 (изолирующий) при работе в цистернах, котлах, угольных ямах, где может скапливаться углекислый газ, а также в атмосфере с недостатком кислорода).

h. Для местного освещения в замкнутых помещениях должны применяться переносные светильники взрывобезопасного исполнения напряжением не более 12 В. Штепсельные ро­зетки для включения переносных светильников должны быть взрывобезопасного исполнения и вынесены за пределы взрыво­опасных помещений.

i. Отсеки или цистерны, содержащие нефтепродукты или их остатки, до производства в них работ должны быть очи­щены, пропарены и провентилированы, после чего проверены на содержание в воздухе отсеков (цистерн) взрывоопасных па­ров путем анализа.

j. Угольные ямы до производства в них работ должны быть очищены от угля и угольной пыли, после чего проверены путем анализа состава воздуха на отсутствие окиси углерода и сернистого газа.

k. При работе в замкнутых помещениях следует после каждых 45 мин работы обеспечивать перерывы с 15-минутным пребыванием работающих в них на чистом воздухе для отдыха и смены средств индивидуальной защиты.

l. В замкнутых помещения разрешается работать только с заземленным электроинструментом напряжением 24 и 36 В с частотой тока соответственно 50 и 200 Гц с обязатель­ным применением защитных средств: диэлектрических перча­ток, галош, ковриков.

m. Зачистка и очистка замкнутых помещений ручными пневматическими машинками может быть разрешена при на­личии в помещении общеобменной вентиляции, удаляющей не менее 2000 м2/ч воздуха на каждую машинку, с обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты.

n. Лица, допускаемые к выполнению работы в замк­нутых помещениях, должны быть каждый раз предварительно проинструктированы о мерах безопасности при выполнении ра­бот.

o. Для обеспечения безопасности работающих в замк­нутых помещениях и оказания при необходимости им помощи должны выделяться наблюдающие.

p. Наблюдающий назначается капитаном на каждый вид работ, производимых в замкнутых помещениях, и выполняет свои обязанности под руководством вахтенного начальника.

q. Обязанности наблюдающего могут быть возложены на члена экипажа, хорошо знающего характер предстоящих ра­бот, вредность и опасность работы и меры по их предупрежде­нию.

r. Вахтенный начальник должен перед началом работы проинструктировать наблюдающего о его обязанностях, указать пост наблюдения, ознакомить с возможными опасностями и вредностями выполняемой работы и мерами по их предупреж­дению, обеспечить индивидуальными средствами защиты и сиг­нализации, а также проинструктировать о способах оказания первой помощи при несчастных случаях и эвакуации работаю­щих из замкнутых помещений при возникновении опасности для работающего.

3.процедура выдачи разрешений на работы;

Допуск к работе должен быть простой формальной системой с указанием именно той работы, которая должна быть сделана, когда она должна быть сделана и мер безопасности, которые должны быть предприняты на месте во избежание травм или смерти. Допуски также являются средством общения между теми, кто осуществляет работу; лицом, ответственным за их безопасность; и тем, кто смог бы создать опасную ситуацию, не зная о проведении этих работ. Допуск также может координировать различные виды работ во избежание конфликтов. Тем не менее, выдача разрешения на работу само по себе не делает рабочий процесс безопасным. Безопасность может быть достигнута только путем тщательной подготовки, пристального наблюдения и надлежащего выполнения работ. Разрешение на работу имеет различные формы. Все компании должны подготовить свой формат Permit to Work, который подходит судам компании. Члены экипажа судов должны быть обучены использованию системы разрешений.

Когда следует применять разрешение?

Везде, где существует работа с высокой степенью риска, должна быть использована процедура выдачи письменного Permit to Work. К работам с высокой степенью риска относятся:

работа в закрытых или замкнутых пространствах

работа на механизмах или оборудовании, которое может запускаться автоматически или требует изоляции

a. огнеопасная работа, включая сварку

b. работа на высоте или за бортом

c. общие работы с электричеством (не более 1000 вольт)

d. электромонтажные работы с высоким напряжением (свыше 1000 вольт)

e. работа на подъемной технике

 

Рекомендации при заполнении допуска к работе:

a. Прошел ли персонал инструктаж, обучение и осуществляется ли контроль должным образом

b. Включает ли разрешение достаточную информацию по технике безопасности, инструкции по техническому обслуживанию, нужные СИЗ и оборудование для использования

c. Содержит ли разрешение на работу достаточную информацию о типе работ и окружающей среде, в которой производятся работы

d. Санкционирована ли работа надлежащим образом ответственным лицом

e. Человеческие факторы (стресс, усталость, сменная работа, отношение к работе)

f. Приняты ли необходимые меры предосторожности перед выдачей допуска к работе (изоляция, слив, промывка, мониторинг состояния окружающей среды, оценка риска, связь, время, отведенное на работу)

g. Осведомлено ли ответственное лицо о роде обслуживания вовлеченного в процесс оборудования и как долго оно может занять времени

h. Включает ли разрешение на работу формальную процедуру по вводу обратно в рабочий режим эксплуатируемого оборудования

i. Все ли опасности были рассмотрены и учтены

j. Весь ли персонал знает о том, что разрешение было выдано (например, мостик, грузовое помещение, пост управления двигателем)

4.работа с тросами;

Марки из парусной нитки, линя, каболки, шкимушгара или мягкой проволоки накладывают на трос или его пряди для предохранения тросов от распускания. Чаще всего применяют марки самозатяжные и простые.

Марки: а) самозатяжная, б) простая

Огоны. Если трос предназначен для крепления за рым, талреп, скобу, то в огон заделывают коуш. Для обеспечения прочности огона должно быть сделано не менее четырех пробивок прядей на растительном тросе и не менее пяти на стальном и синтетическом.

а) на трехпрядном тросе,б) на четырехпрядном тросе

Прямой узел. применяют для связывания двух концов, которые будут находиться под небольшим натяжением.

Рифовый узел вывязывают в тех местах, где может потребоваться быстрая отдача крепления.

Шкотовый узел. применяют при связывании снастей, одна из которых имеет коуш или огон. Этот узел особенно надежен, когда трос хорошо натянут.

Брамшкотовый узел применяют для той же цели, но он более надежен.

а) прямой, б) рифовый, в)штык простой, г) штык плоский

Выбленочный узел служит для крепления троса к рангоутному дереву обтянутой снасти. Этим узлом крепят бросательный конец к огону швартовного троса. для быстрого освобождения бросательного конца выбленочный узел вяжут с петлей. Плоский узел связывает два троса различной толщины, при натяжении он не затягивается.

Гачный узел применяют для временного закрепления толстых растительных тросов на гаках; двойной гачный для крепления на гаке тонкого троса.

а) гачный, б) двойной гачный

Стопорный узел служит для крепления швартовных тросов при переносе их со швартовных барабанов лебедки на кнехты.

Стопорный узел: на растительном тросе на стальном тросе

Беседочный узел используют в тех случаях, когда на конце троса нужно быстро сделать незатягивающуюся петлю. Двойной беседочный узел, страховочный узел, можно применять вместо беседки при работах на мачте (на высоте), за бортом, причем малая петля охватывает туловище под мышками, большая – служит сиденьем.

а) беседочный, б) двойной беседочный

5.переноска тяжестей и предотвращение повреждений спины.

Врачи-травматологи выделяют несколько видов повреждений спины:

a. травма суставов;

b. повреждение мышц;

c. повреждение позвоночника.

Приемы подъема тяжестей. Наклонив корпус вперед, согнуть ноги в коленях, спина остается прямой. Наклон корпуса вперед обеспечит сохранение равновесия и распределит нагрузку равномерно.

Передача груза. Передачу тяжелого предмета лучше делать, разворачиваясь на 180 градусов. При повороте плечи следуют за бедрами, находясь на одной прямой. При переносе тяжестей держите груз на согнутых руках, ближе к телу. В таком положении позвоночник испытывает наименьшие нагрузки. При переноске длинных и широких предметов привлекать помощников. Если необходимо перенести или поднять коробку, корзину, то можно применить позу журавля: наклонить тело к горизонтали и потянуться за предметом. Согнутое в одной ноге колено, перенос силы тяжести сберегут спину от перегрузки. Рука в этом случае опирается на устойчивую опору.

Перенос с пола. При подъеме тяжестей с пола главную функцию выполняют согнутые колени. Спину держать в прямом положении, корпус наклонить вперед, одну ногу отставить назад для толчка. Тяжелый предмет поднять до уровня груди и оттолкнуться от пола, переложить предмет.

Поднятие нескольких предметов. При переносе нескольких предметов распределите нагрузку правильно. Лучше всего взять предметы в разные руки. Хорошим средством для переноса тяжестей является рюкзак. Современные рюкзаки снабжены ортопедическими прошивками, что позволяют держать спину прямо и смягчать перегрузки. Подспорьем для работы станет любая опора, наличие стула, стола. Определенную часть дела можно выполнить сидя, не нагружая позвоночник.

6. безопасность работ, связанных с электричеством

Для человека опасным считается напряжение свыше 24 В.

Необходимо соблюдать основные правила работы с электричеством.

a. Нельзя ремонтировать электрические приборы при включенной в розетку вилке.

b. При ремонте или монтировании электрооборудования надо пользоваться только инструментом, рукоятки которого покрыты изоляционным материалом. Бели на изоляции не стоит индекс «1000 В», это значит, что изоляция не спасет при напряжении тока в сети выше указанного (к счастью, такое напряжение в бытовых условиях не встречается). Если напряжение в сети невысокое, можно обмотать рукоятки изолентой так, чтобы металлические части не выступали.

c. Обесточив сеть, надо повесить на щитке табличку (подойдет и надпись от руки), предупреждающую, что включать предохранители нельзя: идут ремонтные работы!

d. Необходимо, отключив сеть, с помощью специальных приборов убедиться, что напряжения в сети нет, и только после этого приступать к работе.

e. К специальным приборам относятся отвертка индикатором напряжения или указатель напряжения.

f. Есть вещи, которые должен делать специалист, т. е. профессиональный электрик. Это относится к работе со счетчиками, заземлением, входным напряжением, распределителями и т. д.

g. Кабель, соединительные муфты или испорченные штекеры ремонту не подлежат. Их необходимо заменить.

h. При замене плавких предохранителей нельзя вставлять в гнездо предохранителя металлические предметы: это может привести к короткому замыканию на всей линии или к сильному ожогу глаз и лица от яркой вспышки электрического разряда.

i. При всех действиях нельзя держаться, опираться или облокачиваться на металлические части шкафа или щитка, а стоять лучше всего на резиновом коврике или сухой непроводящей ток поверхности.

7. безопасность работ, связанных с ремонтом механизмов;

Соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил обеспечивает капитан. Обеспечение безопасных приемов и методов эксплуатации и ремонта механизмов машинного отделения и палубных механизмов осуществляет старший механик. Несмотря на то что мотористов обучают технике безопасности в учебных заведениях, они при направлении на работу проходят вводный инструктаж по технике безопасности, а после прихода на судно проходят инструктаж непосредственно на рабочем месте. Периодические инструктажи проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Внеочередной инструктаж проводится при выполнении особо опасных работ, а также с членами машинной команды, нарушившими правила техники безопасности.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (ГЛАВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ).

a. При подготовке дизеля к пуску необходимо внимательно осмотреть крепления и шплинтовку деталей и состояние предохранительных устройств двигателя; об обнаруженных неисправностях — доложить вахтенному механику

b. Далее, необходимо открыть индикаторные краны, включить валоповоротное устройство и провернуть коленчатый вал на два оборота при выключенных топливных насосах. Если в каком-нибудь цилиндре обнаружилась вода — выявить причину неисправности и устранить течь

c. При прокачке топливных насосов не допускать попадания топлива в цилиндры двигателя; для этого необходимо открыть контрольные краны на форсунках и следить, чтобы прокачиваемое топливо выходило через эти краны

d. Перед пуском дизеля проверить наличие на местах кожухов, ограждений, решеток, открыть все краны и вентили на всех трубопроводах, обеспечивающих подачу и отвод охлаждающей воды и смазочного масла

e. Особенно внимательно необходимо осмотреть краны и вентили нагнетательных трубопроводов, а также трубопроводов подвода и отвода воды (масла), охлаждающей поршни.

f. Непосредственно перед пуском включить компрессор для подачи воздуха в воздушные колпаки системы охлаждения поршней; невыполнение этих требований может привести к разрушению системы охлаждения поршней и к травмам обслуживающего персонала.

g. Во время пуска дизеля присутствие посторонних лиц в машинном отделении, а также членов машинной команды, не связанных с несением вахты, запрещается.

h. Запрещается во время пуска нахождение обслуживающего персонала в районе цилиндровых крышек.

i. Любые неисправности, возникшие во время пуска дизеля, разрешается устранять только после его остановки.

j. Во время работы дизеля все операции по его обслуживанию необходимо выполнять осторожно, не касаясь подвижных и вращающихся частей.

k. Запрещается производить ремонт трубопроводов, находящихся под давлением, закрывать рукой поврежденные форсуночные трубки.

l. Для предотвращения взрывов в картерах и продувочных ресиверах необходимо следить за исправным состоянием предохранительных клапанов.

m. Категорически запрещается открывать картерные люки сразу после остановки двигателя, так как воздух, попадающий в картер, образует вместе с масляными парами взрывоопасную смесь. Открытие картерных люков допускается через 20—30 мин после остановки дизеля.

n. Если ремонтные работы производятся в море, когда поток воды может провернуть гребной вал, необходимо зажать тормоз валопровода, а при его отсутствии — включить валоповоротное устройство.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Паровые котлы

a. Необходимо следить за исправным техническим состоянием быстрозапорных клапанов с дистанционным управлением (с палубы), с помощью которых прикрывают поступление топлива к форсункам, при возникновении аварийной ситуации и когда нахождение обслуживающего персонала у котла опасно для жизни.

b. Перед зажиганием форсунки необходимо осмотреть топку и проверить, нет ли в ней остатков топлива, затем хорошо ее провентилировать, проверить состояние предохранительных клапанов и действие привода для ручного подрыва предохранительных клапанов.

c. Проверить уровень воды в котле

При отсутствии автоматических устройств зажигание форсунок осуществляют при помощи факела; при этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

a. длина прутка с факелом должна быть не менее 1 м;

b. зажигать форсунку надо через специальное отверстие;

c. моторист при этом должен находиться в стороне и следить за зажиганием через специальное окошко, закрытое предохранительным стеклом;

d. гасить факел необходимо в специальной трубе;

e. если факел погас, а форсунка не загорелась, повторное зажигание разрешается только после вентиляции топки и удаления вылившегося топлива.

Во время эксплуатации необходимо следить за уровнем воды в котле; в случае, если вода упущена, необходимо немедленно прекратить горение в топке и питание котла, отключить его от потребителей и дать медленно остынуть.

Система сжатого воздуха

a. Пуск компрессора необходимо осуществлять при открытых продувочных кранах на сепараторах, предварительно проверив наличие масла в картере.

b. Во время работы компрессора необходимо периодически продувать сепараторы, так как попадание паров масла в систему сжатого воздуха может образовать взрывоопасную смесь.

c. После выключения компрессора необходимо продуть баллоны и удалить из них конденсат.

d. Следить за нормальным техническим состоянием предохранительных клапанов на компрессоре, воздушных баллонах, воздухохранителях, трубопроводах.

e. Запрещается производить ремонтные работы, связанные с применением огня, вблизи баллонов сжатого воздуха

f. Стучать по баллонам или производить разборку арматуры, находящейся под давлением.

Насосы

a. Включение поршневых насосов необходимо осуществлять только при открытых вентилях и крышках на нагнетательном и всасывающем трубопроводах.

b. Следить за тем, чтобы в воздушных колпаках находился воздух, так как его отсутствие может вызвать гидравлический удар и разрушение насоса.

c. Запрещается на ходу подтягивать сальники поршневого насоса и на валу центробежного насоса.

d. Постоянно следить за показанием манометра на нагнетательном трубопроводе и вакуумметра — на всасывающем.

e. Не допускать работы насоса при загрязненной приемной сетке.

f. Все работы по ремонту насоса необходимо осуществлять только после его остановки.

s. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ И НА ПАЛУБЕ СУДНА (ПАЛУБНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ).

a. Перед началом ремонтных работ все члены машинной команды проходят инструктаж по технике безопасности в зависимости от выполняемых работ, а также о повышенной опасности, возникающей в отдельных зонах машинного отделения и на палубе в связи с постановкой судна в ремонт.

b. Перед непосредственным производством ремонтных работ необходимо выпустить из систем сжатый воздух, топливо, воду и масло.

c. Если предполагается производство ремонтных работ в танках, где хранятся запасы топлива, то после откачки топлива в береговые емкости или на другие суда танки необходимо обработать химическими моющими средствами или пропарить;

d. Производство работ разрешается только после анализа воздуха в танках на предмет отсутствия отравляющих газов.

e. Опасные участки в машинном отделении (снятые плиты настила, решетки, разобранные конструкции) необходимо ограждать и вывешивать специальные таблички.

f. При работе на высоте инструмент необходимо держать или в специальных сумках или на подстилке.

g. Использованные обтирочные материалы необходимо складывать в специальные закрытые металлические ящики и выносить из машинного отделения в конце рабочего дня.

h. Снятые с дизеля и других механизмов детали, не подлежащие ремонту, необходимо маркировать и складывать в специально отведенные места на хранение.

i. Детали, подлежащие ремонту, необходимо маркировать и складывать или в специально отведенное место в машинном отделении (мастерские, открытые площадки) или в цехе судоремонтного завода.

j. Перед производством ремонтных работ, связанных с применением грузоподъемных средств машинного отделения, необходимо проверить их техническое состояние, смазать трущиеся узлы, проверить состояние грузового шкентеля или грузовой цепи, проверить состояние стропов, рымов, специальных подъемных приспособлений.

k. При подъеме цилиндровых втулок, цилиндровых крышек, поршней, а также других деталей дизеля запрещается находиться под поднятыми деталями; отводить их в сторону необходимо специальными оттяжками, не допуская при этом раскачивания.

l. Обувь и спецодежда мотористов при производстве ремонтных работ должны быть опрятными, ботинки зашнурованы, спецодежда застегнута; не допускается работа в машинном отделении в обуви на резиновой подошве.

Палубные механизмы

Наблюдения за нормальным техническим состоянием палубных механизмов и их ремонт осуществляет машинная команда. При производстве ремонтных работ на палубе необходимо учитывать повышенную опасность судна, находящегося на ремонте на судоремонтном заводе, особенно при постановке судна в плавучий док или другие судоподъемные средства. О производстве ремонтных работ необходимо поставить в известность вахтенного помощника капитана, производителя работ судоремонтного завода, отвечающего за ремонт судна и состояние техники безопасности. При разборке брашпиля, шпиля, грузовых лебедок и кранов электромеханик судна или заводские электрики должны отключить их от судовой сети. Разборка механической части грузовых лебедок и кранов разрешается только после снятия стрел или их укладки на специальные кронштейны и после отсоединения грузовых шкентелей. Разборка брашпиля допускается только после снятия с него нагрузки: снятия якоря и цепи и их отправки на берег или закрепления специальным образом на судне. Ежедневно после окончания работ необходимо приводить в порядок инструмент и рабочее место. Вскрытые механизмы укрывать специальными чехлами с целью предотвращения их загрязнения и коррозии.

8.безопасность работ, связанных с химическими и биоопасными материалами.

Работы с химическими реагентами относятся к опасному виду работ, так как химреагенты могут активно воздействовать на людей и технику. По этому соблюдение правил техники безопасности – главнейшее условие проведения работ.

a. персонал, имеющий контакт с химическими реагентами, должен подвергаться предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам

b. К работе с реагентами допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж о мерах безопасности при работе с легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами.

c. Помещение, в котором проводится работа с химическим реагентом, должно быть оборудовано общеобменная приточно-вытяжной вентиляцией, местные отсосы в местах возможного скопления паров. Запрещается переливать продукт вблизи источников нагревания, искрения, открытого огня. Необходимо регулярно проводить влажную уборку рабочих помещений.

d. Химические реаг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: