ВИЛЛА-ЛОБОС Эйтор (Villa-Lobos, Heitor)




(5 марта 1887 Рио-де-Жанейро - 17 декабря 1959 Рио-де-Жанейро)

ВИЛЛА-ЛОБОС (Villa-Lobos) Эйтор (1887-1959), выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки композиции у Ф. Браги. В 1905-12 путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 выступал с авторскими концертами. В 1923-30 жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вилла-Лобос является автором специальных учебных пособий ('Практическое руководство', 'Хоровое пение', 'Сольфеджио' и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вилла-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. Оперы, балеты, 12 симфоний; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей и др.

Творчество Вилла-Лобоса — одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вилла-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца — широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее — курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вилла-Лобос так и не получил — родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.

Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вилла-Лобос играл в шоро — небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вилла-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вилла-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.

В 1923 году Вилла-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д'Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вилла-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро» — своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

В 1931 году Вилла-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране. Вилла-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение — основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» — антология небольших хоровых песен на два-три голоса a capella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вилла-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,— выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вилла-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-йоркского университета, в 1944 избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».

Широк диапазон творчества Вилла-Лобоса — от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вилла-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение — цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.

С гитарой, на которой Вилла-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов — классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вилла-Лобоса — Концерт для гитары с оркестром, цикл «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.

В статье «Эйтор Вилла-Лобос» Андрес Сеговия рассказывает о первой встрече с бразильским композитором в Париже в 1924 году: «Когда я кончил играть, Вилла подбежал ко мне и доверительно произнес: «Я тоже играю на гитаре». «Прекрасно, — ответил я, — тогда Вам будет легко сочинять для неё». Протянув руки, он попросил у меня гитару. Затем сел, положив её на колени. Внезапно он схватил гитару так резко, будто боялся, что она вырвется. Скосил глаза на левую руку, как бы призывая её слушаться, посмотрел на правую руку, как бы предупреждая о наказании в случае ошибки, и совершенно неожиданно вырвал аккорд такой силы, что я испугался: «Гитара моя не выдержит». Рассмеявшись, он с детской непосредственностью произнес: «Подождите, подождите». Я ждал, но, опасаясь за «жизнь» инструмента, не мог спокойно слушать его. Лобос начал импровизировать. Вскоре он прекратил игру: не хватало постоянной работы над техникой, а этого гитара более, чем другие инструменты, не прощает. Но и того, что прозвучало, было вполне достаточно, чтобы понять: перед нами большой композитор, музыка которого привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями. Игра Лобоса подтвердила его любовь к гитаре. Так был заложен фундамент нашей дружбы. Вклад гениального Лобоса в создание репертуара для гитары сегодня хорошо известен. Это было счастьем для гитары и меня».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: