Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.




Музыка.

Урок № 32 (5 класс)

Дата 06.05.2020 г.

Тема Иносказание, символизм. Музыкальный жанр – реквием. Фортепианная миниатюра. Интермедия.

Язык слов и язык музыки…

Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой.

 

На примере басни И.А. Крылова «Квартет» попробуем разобраться в таких понятиях как иносказание, символизм, аллегория.

- БАСНЯ – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение.

Герои – чаще животные и растения.

- Что еще характерно для басенного жанра?

Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе. Эпос – род литературы, в котором повествуется о героях и событиях.

- Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)

- А кого автор подразумевал под животными и растениями? (людей)

- Как называется такое свойство басен? (аллегория, иносказание символизм)

 

В чем же Соловей, оказавшись в роли наставника и учителя, пытается убедить горе-музыкантов? Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно важно, больше всего любил играть в квартете.

- В каких словах басни заключена мораль?

- В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?

- Что с помощью музыки хотел сказать баснописец?

- В чем же смысл басни?

(«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!»)

УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО, которое важно в любом деле, особенно в искусстве.

 

Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Связь музыки и литературы не только обогащает друг друга и взаимодополняет, но и дает нам более полное представление о жизни.

 

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н.Заболоцкий.

 

 

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Есть в истории народа события, которые невозможно забыть…. Они внедряются в генетический код и звучат в ритме сердца. Таким событием стала для нашей страны Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Беда пришла на нашу землю, мирную, развивающуюся, полную надежд. Враг напал вероломно, страшно, поправ всё самое светлое и дорогое, что есть в сердце каждого человека. Все: молодые и старые, мужчины и женщины, школьники-подростки – вся страна встала на защиту своего дорогого отечества! Не найти ни одной семьи, которой бы не коснулась эта страшная трагедия...

Подвигом был каждый день, каждый час, каждый шаг, шаг через боль, страх, страдание во имя мира, во имя будущей жизни, во имя светлых идеалов добра и счастья. Люди отдали свои жизни для того, чтобы потомки могли жить, радоваться и строить счастливое будущее для следующих поколений. Подвиг народа, ценой невероятных жертв одержавшего победу над фашизмом, был воспет многими художниками того времени. Воспет и увековечен для потомков, которые будут жить, не зная войны. Эта память даёт силы быть достойными их подвига, бороться за мир во всём мире. И в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве отразилась война.

Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.

Жанр стал использоваться не только в музыке, но и в поэзии, и в изобразительном искусстве. Поэт Роберт Рождественский, который во время войны был ребёнком, в 1960 году написал поэму, назвав её «Реквиемом», и посвятил её «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Поэма эта – не просто дань уважения погибшим, она написана болью и кровью сердца и глубоко волнует каждого, кто слышит её. Нет человека, кто мог бы слушать её без слёз.

Идея создания реквиема по погибшим героям войны родилась у Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского, который хотел увековечить подвиг народа в крупном музыкальном произведении. Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского широко известно в мире искусства советского периода. Будучи талантливым композитором, педагогом и общественным деятелем, он широко пропагандировал музыкальное искусство, затрагивая актуальные вопросы современности. Большое значение композитор придавал музыкальному воспитанию подрастающего поколения, на детей он возлагал большие надежды, ведь дети – будущее страны, будущее народа. Результатом его работы стала программа по музыке для общеобразовательных школ, на которую до сих пор опираются музыкальные педагоги.

Дети становятся в «Реквиеме» Рождественского и Кабалевского выражением надежды, светлого будущего, радости жизни. Часть кантаты «Наши дети» исполняется детским хором, это песня – клятва павшим быть достойным их подвига и их памяти, и песнь, полная оптимизма, надежды и солнечного света.

«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым. Он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

 

Романтизм явился переворотом в масштабе всей истории искусства: он открыл эпоху обновленного художественного мышления, противостоящего предшествующей многовековой художественной практике.

Среди жанров, получивших широкое распространение в романтической музыке, фортепианной миниатюре принадлежит особое место. Такие жанры, как симфония, соната, опера существовали и раньше, но фортепианная миниатюра как чисто художественное явление сформировалась и «расцвела» именно благодаря романтизму. Это «цветение» было столь бурным, что импульс, данный в начале романтической эпохи, не угас и поныне.

Фортепианная миниатюра не имеет аналогов в музыкальной культуре предыдущих эпох. В этом жанре - «доминантном», наиболее характерном для романтизма в целом, как в «зеркале» наиболее ярко отразились самые существенные черты романтического мироощущения.

Именно фортепианная миниатюра является концентрированной и кратчайшей «формулой» поэтики романтизма, так как сама сущность романтизма заключается в «открытых», постоянно изменчивых, незавершенных формах, пребывающих в бесконечном становлении.

 

«Мимолётности» — так назвал цикл своих фортепианных миниатюр

С. Прокофьев. Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора. Своеобразным толчком для их создания стали стихи поэта К. Бальмонта — современника С. Прокофьева.

 

 

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих,

В каждой мимолётности вижу я миры.

Полные изменчивой радужной игры.

 

Стремление передать минутные впечатления, «игру мгновения», изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников импрессионистов, с живописными беспредметными образами. В музыке «Мимолётностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

 

Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – «Картинки с выставки». Цикл из 10 пьес (фортепианных миниатюр) с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.

Интермедия – музыкальная пьеса, находящаяся между основными частями цикла.

Для изображения перехода от одной картины к другой Мусоргский придумал интермедию «Прогулка».

 

ВОПРОСЫ(ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

Что такое басня?

Кто чаще является героями басен?

Кого автор подразумевает под животными и растениями?

Как называется такое свойство басен?

Что такое реквием?

Благодаря чему сформировалась фортепианная миниатюра?

Что такое интермедия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: