Факторы возникновения конфликтов. Виды организационных конфликтов
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:
- объективных
- организационно-управленческих
- социально-психологических
- личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.
Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.
Ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.
Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.
Различие в целях (нерациональная организация труда) обусловливает принципиальность взглядов людей, стиль их поведения, противоречивый характер личностных систем убеждений. Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними. Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.
|
Субъективные причины конфликтов
Обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы.
В основном это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.
Социально-психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей.
К возникновению социально-психологических конфликтов приводит также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.
Личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.).
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.
|
Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.
Конфликты в организации Можно выделить следующие виды конфликта .
Внутриличностный | Конфликт, вызванный противоречивыми потребностями, целями и ценностями личности. Чаще всего этот конфликт может быть связан с противоречием между ценностями сотрудника и приказом начальника |
Межличностный | Конфликты между конкретными личностями по различному спектру вопросов. Чаще всего межличностные конфликты вызваны психологической несовместимостью их участников: различием в темпераментах, акцентуации характера, различиях в восприятии событий и т.п. |
Между личностью и группой | Конфликты между личностью и группой в целом, с которой личность имеет контакты |
Межгрупповой | Конфликты между различными группами как субъектами деятельности. Чаще всего причиной межгрупповых конфликтов могут быть преданность группе и ограниченность ресурсов, а также различия в подходах к общей проблеме |
Виды внутриличностного конфликта
|
Внутриличностный конфликт очень часто оказывается источником других видов конфликта. Поэтому разберем виды внутриличностного конфликта более подробно.Определить наличие внутриличностного конфликта просто: он проявляется в присутствии негативных эмоций у личности.
С точки зрения причин возникновения внутриличностного конфликта можно выделить следующие его виды.
Мотивационный | Конфликт, вызванный наличием большого количества нереализованных желаний личности |
Нравственный | Конфликт, вызванный несоответствием рабочих заданий моральным нормам, разделяемым личностью |
Ролевой | Конфликт, который вызван невозможностью занятия личностью желаемой должности |
Адаптационный | Конфликт, вызванный неспособностью личности адаптироваться к внешнему окружению |
Типология конфликтов С точки зрения предмета конфликта можно выделить следующие его виды.
Деловые | Конфликты, вызванные профессиональной деятельностью участников, характером проблем и задач, возникающих в ходе достижения целей. Эти конфликты затрагивают официальную деятельность участников |
Личные | Конфликты, связанные с неофициальной деятельностью участников. Чаще всего это межличностные конфликты |
С точки зрения результатов конфликтов выделяются следующие.
Симметричные | Результаты конфликта распределены поровну между его участниками |
Асимметричные | Результаты конфликта распределены неравномерно между его участниками |
С точки зрения проявления конфликты делятся на следующие виды.
Скрытые | Конфликты, участники которых стараются не придавать конфликт огласке. Разновидностью этого вида конфликта является интрига — намеренное нечестное действие, выгодное инициатору |
Открытые | Конфликты, которые известны руководству и поэтому менее опасны с точки зрения последствий |
С точки зрения организационных источников выделяются следующие виды конфликтов.
Структурные | Конфликты, вызванные особенностями оргструктуры предприятия (например, избыточный функционал одних подразделений и недостаточный других, слишком сложные бизнес-процессы и т.п.) |
Инновационные | Конфликты, вызванные проводящимися изменениями в организации и связанные с непривычностью и несовершенством новых процессов |
Позиционные | Конфликты интересов различных подразделений организации |
Динамические | Конфликты, вызванные стадией групповой динамики группы |