Редукторно-карданный привод от средней части оси установлен на некоторых пассажирских вагонах специального назначения, а также на вагонах общего пользования, оборудованных установками кондиционирования воздуха. Общий вид одного из таких приводов (с редуктором EUK-160-1M) показан на рис. 6.
Рис. 6 – Привод от средней части оси
Редуктор (2) укреплен на средней части оси колесной пары (9), вращение от которой через пару конических шестерен передается карданному валу (3), муфте сцепления (8) и якорю мотор-генератора (преобразователя) (7). Кронштейн (10) со скобой (11) и подвесной поддон (4) предохраняют редуктор и карданный вал от падения на путь при повреждении. Опора момента (1) сохраняет горизонтальное положение оси малой шестерни.
Под вагоном преобразователь устанавливается на сварной раме (6), которая крепится на раме кузова вагона (5) при помощи болтов с корончатыми гайками.
В редукторе EUK-160-1M (рис. 7) полый вал (9) вместе с большой ведущей конической шестерней (10), укрепленной на его фланце шестью болтами с корончатыми гайками и стопорными шайбами, смонтированными в неразъемном корпусе (39), надевается на среднюю часть оси до формирования колесной пары. Крепится вал при помощи двух резиновых колец (4), сжимаемых в разъемных корпусах (5) через нажимные неразъемные кольца (3) двадцатью стяжными болтами (1) с корончатыми гайками (2). Гайки шплинтуют и увязывают проволокой, протянутой через проушины шплинтов, а под головки болтов ставят специальные стопорные шайбы. Части разъемных корпусов резиновых колец скреплены между собой болтами с корончатыми гайками, а с фланцами приводных колец (7) полого вала – восемью болтами (6) и двумя направляющими штифтами (40) с круглой и квадратной головками.
|
Рис. 7 – Редуктор ЕUК-160-1М
Приводные кольца устанавливают на полом валу на горячей посадке и крепят при помощи призматических шпонок (17). Осевые и радиальные силы, действующие на ведущую шестерню, воспринимаются коническими роликоподшипниками (8) с бронзовым беззаклепочным сепаратором.
Внутренние кольца подшипников установлены на горячей посадке, а наружные зажаты между упорами монтажных стаканов (21) и торцами дистанционных колец (19) двенадцатью болтами (20), скрепляющими боковые крышки (16) с монтажными стаканами. Маслоотбойные шайбы (18) и лабиринтные уплотнения препятствуют вытеканию масла из корпуса редуктора. Зазор в зацеплении шестерен, а также суммарный осевой зазор в подшипниках регулируют кольцами (14) с помощью болта (15).
Ведомая малая шестерня (30), выполненная заодно с хвостовиком-валом, опирается на два конических подшипника (36) № 7314 и один цилиндрический роликовый подшипник (22) № 32309. Наружное кольцо подшипника (22) запрессовано в отверстие специального прилива в корпусе редуктора и удерживается с обеих сторон от осевого перемещения стопорными пружинными кольцами, а внутреннее установлено на наконечнике ведомой шестерни на горячей посадке и также застопорено пружинным кольцом.
Наружные кольца конических подшипников зажаты между буртиком монтажного стакана (38), дистанционной втулкой (37), упорными кольцами (25), маслоотбойными шайбами (35) и упором лабиринтной крышки (27).
Внутренние кольца посажены на вал на горячей посадке, причем кольцо заднего подшипника упирается в шестерню через маслоотбойную шайбу (23), а переднего – в гайку (34), зафиксированную контргайкой и стопорной шайбой.
|
На шлицевой хвостовик шестерни насажена ступица фланцевой втулки (29), упирающейся торцовой частью в лабиринтное кольцо (28) и удерживаемой от осевых перемещений шайбой (31), прижатой болтом (32). От проворачивания при затяжке болта шайба застопорена штифтом на торце вала. Болт (32) и штифт зафиксированы многолепестковой плоской шайбой.
Уплотнение по валу достигается постановкой резинового кольца (33) между двумя упорными кольцами.
Блок малой шестерни, собранный в монтажном стакане, вставляется в отверстие горловины корпуса редуктора и скрепляется с ним девятью болтами (26) со стопорными шайбами. Для регулирования зазора в зацеплении шестерен при необходимости ставятся полукольца (24). Неразъемный стальной корпус (39) редуктора закрывается сверху крышкой, закрепляемой четырнадцатью болтами со стопорными шайбами.
Масло для подшипников и шестерен заливают в картер через отверстие, закрываемое пробкой с медно-алюминиевым уплотнением. Разбрызгиваемая вращающимися шестернями смазка стекает по стенкам картера в накопители и каналы, имеющиеся в корпусе редуктора, монтажных стаканах, дистанционных кольцах и боковых крышках, откуда попадает в подшипники, а затем обратно в картер. Для совмещения маслоподающих и маслосливных отверстий при сборке редуктора в боковых крышках (16) устанавливают контрольные штифты, а на наружной поверхности корпуса, монтажных стаканов и крышек наносят контрольные риски.
Внутренняя полость редуктора уплотнена лабиринтами в кольцах, крышках и фланцах полого вала и блоках малой шестерни, а также резиновыми и медно-алюминиевыми прокладками. Перед лабиринтами дополнительно поставлены маслоотбойные шайбы.
|
Сливается масло через отверстие в нижней части корпуса, закрытое пробкой с намагниченным стержнем, очищающим масло от металлических частиц – продуктов износа шестерен. Головку пробки соединяют с корпусом проволокой.
Для сброса излишнего давления, появляющегося в картере из-за разогрева масла при работе редуктора, на верхней крышке установлен сапун.
Со стороны, противоположной блоку малой шестерни, на корпусе редуктора укреплены два кронштейна: предохранительный (12) и опоры момента (11). Предохранительный кронштейн (12) прямоугольным пазом плотно надевается на соответствующий прилив корпуса и укрепляется на нем болтами (13) с корончатыми гайками. При нарушении крепления стержня шаровой опоры или его обрыве балочка предохранительного кронштейна попадает на опорную скобу, укрепленную на раме тележки. Торцовый выступ прива-лочиого фланца кронштейна опоры момента плотно входит в отверстие корпуса и скрепляется с ним двумя установочными штифтами и восемью болтами, попарно увязанными проволокой. Между фланцем кронштейна и корпусом редуктора поставлено резиновое уплотнение, а свободный конец кронштейна (см. рис. 6, сечение А–А) при помощи стержня с шаровыми головками, зажатыми между резиновыми вкладышами, подвешен на раме тележки. Резиновые вкладыши сжимаются болтами в нижнем и верхнем корпусах через разрезные кольца и нажимные крышки так, чтобы стержень мог в них туго поворачиваться. При необходимости между нажимными крышками и корпусами вкладышей ставят стальные регулировочные прокладки. Резиновый чехол предохраняет от загрязнения полость нижнего корпуса.