В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
|
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
|
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс, 68 часов (2 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | |
Планир. | Фактич. | ||||
Раздел VIII Хозяйство России | |||||
1. | Как устроено хозяйство России | 4.09 | |||
2. | Территориальное развитие и факторы размещения хозяйства | 8.09 | |||
3. | В направлении индустриальной зрелости | 11.09 | |||
4. | На пороге глубоких преобразований | 15.09 | |||
5. | Топливно-энергетический комплекс – становой хребет экономики | 18.09 | |||
6. | Топливная промышленность | 22.09 | |||
7. | Практическая работа:Анализ географии топливно-энергетического комплекса. | 25.09 | Практическая работа: Анализ географии топливно-энергетического комплекса. | ||
8. | Электроэнергетика | 29.09 | |||
9. | Металлургическая промышленность | 2.10 | Практическая работа:Развитие металлургического комплекса России – глазами статистики. | ||
10. | Машиностроение | 6.10 | |||
11. | Химическая промышленность | 9.10 | |||
12. | Лесная промышленность | 16.10 | |||
13. | Лёгкая и пищевая промышленность | 20.10 | |||
14. | Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс | 23.10 | |||
15. | Растениеводство и животноводство | 27.10 | |||
16. | Транспорт: дороги большой страны | 30.10 | |||
17. | Сфера услуг: из режима выживания к режиму развития | 3.11 | Практическая работа:Социологический опрос с целью изучения обеспеченности населения услугами (по выбору). | ||
18. | Рекреационная деятельность | 6.11 | |||
19. | Творческая работа: проект возрождения сельскохозяйственного предприятия | 10.11 | Творческая работа: проект возрождения сельскохозяйственного предприятия. | ||
20. | Обобщение и повторение. | 13.11 | |||
21. | Зачет по теме «Хозяйство России» | 17.11 | |||
Раздел IX Географические районы России. | |||||
22. | Природно-хозяйственное районирование России | 27.11 | |||
23. | Европейский Север. По обе стороны от Полярного круга | 1.12 | |||
24. | Природное своеобразие: «На севере диком …» | 4.12 | |||
25. | История освоения района. Население | 8.12 | |||
26. | Хозяйство района | 11.12 | |||
27. | Европейский Северо-Запад. «Окно в Европу» на Балтике | 15.12 | |||
28. | Особенности природы: озёрный край | 18.12 | |||
29. | Из истории освоения земель. Население | 22.12 | |||
30. | Хозяйство района | 25.12 | |||
31. | «Люблю тебя, Петра творенье …» | 29.12 | |||
32. | Центральная Россия. В центре русской равнины | 12.01 | |||
33. | Неброская красота среднерусской природы | 15.01 | |||
34. | Из истории заселения земель. Население | 19.01 | |||
35. | Историческая смена хозяйственного профиля района | 22.01 | |||
36. | «Лучший город Земли» | 26.01 | |||
37. | Европейский Юг. На полпути от экватора к Северному полюсу | 29.01 | |||
38. | Природное своеобразие: самый тёплый регион России | 2.02 | |||
39. | Сколько и каких народов проживает в регионе? | 5.02 | |||
40. | Хозяйство района | 9.02 | |||
41. | Поволжье. Вдоль «главной улицы России» | 12.02 | |||
42. | Природное своеобразие Средней и Нижней Волги | 16.02 | |||
43. | История освоения Поволжья. Население | 26.02 | |||
44. | Хозяйственный облик Поволжья | 1.03 | |||
45. | Урал. На границе Европы и Азии | 5.03 | |||
46. | Природное своеобразие | 9.03 | |||
47. | История освоения территории. Население | 12.03 | |||
48. | Хозяйство района | 16.03 | |||
49. | Обобщение и повторение. | 19.03 | |||
50. | Практическая работа: Составление комплексных географических характеристик районов. | 23.03 | Практическаяработа: Составление комплексных географических характеристик районов. | ||
51. | Западная Сибирь. Неевропейский стандарт | 26.03 | |||
52. | Великая равнина и «золотые» горы, минерально-сырьевое богатство | 30.03 | |||
53. | Освоение западносибирских пространств. Население | 6.04 | |||
54. | Хозяйственный комплекс района | 9.04 | |||
55. | Восточная Сибирь. В средних и высоких широтах Северного полушария | 13.04 | |||
56. | Суровое величие природы | 16.04 | |||
57. | Как осваивалась Восточная Сибирь? Население | 20.04 | |||
58. | Хозяйство района | 23.04 | |||
59. | Дальний Восток. На стыке материка Евразии и Тихого океана | 27.04 | |||
60. | Регион природных контрастов и уникальных явлений | 30.04 | |||
61. | История освоения Дальнего Востока. Население | 4.05 | |||
62. | Особенности хозяйства | 7.05 | Практическаяработа:Проведение сравнительно-географического анализа районов с использованием статистической информации и её представленность в графической и картографической формах (компьютерная презентация). | ||
63. | Обобщение и повторение | 9.05 | |||
64. | Зачет по теме:Географические районы России. | 11.05 | |||
Раздел X Россия на пороге всеобщей глобализации. | |||||
65. | Направления и формы международного сотрудничества | 14.05 | |||
66. | География международной торговли | 18.05 | |||
67. | Обобщение и систематизация знаний по курсу: География России. Хозяйство и человек. | 21.05 | |||
68. | Итоговая контрольная работа | 25.05 |
|