Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм человека (заражения) каких-либо микроорганизмов (бактерий, вирусов или простейших) и размножения их там. В организме человека болезнетворные микроорганизмы быстро размножаются и выделяют в результате своей жизнедеятельности токсины (яды), которые поражают ткани различных органов, вызывая появление болезненных симптомов. Некоторые микроорганизмы — вирусы — проникают непосредственно в клетки органов и разрушают их.
Организм человека обладает определенной устойчивостью к инфекционным заболеваниям, которая обусловлена специфическими и неспецифическими защитными механизмами. Здоровая кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению микроорганизмов внутрь, слюна, слезная жидкость, пищеварительные соки, грудное молоко содержат вещества, уничтожающие их. Очаг воспаления, возникающий в месте проникновения возбудителя болезни, — тоже сложная защитная реакция, препятствующая распространению болезнетворных микроорганизмов. Мощным фактором защиты служит кровь: содержащиеся в ее сыворотке антитела и белые кровяные клетки — лейкоциты — уничтожают проникших в кровь микробов.
Защитные механизмы присутствуют в каждом здоровом организме. Голодание, особенно недостаток в пище белков и витаминов, переутомление, стрессы резко их снижают. И напротив, правильный распорядок жизни, полноценное питание, достаточный отдых, закаливание, веселое, жизнерадостное настроение способствуют повышению устойчивости к инфекционным заболеваниям.
Если человек все же заболел инфекционной болезнью, в сыворотке крови появляются специальные защитные вещества — антитела. Антитела обладают способностью связываться с микробами и их токсинами и нейтрализовать их. Выздоравливая, человек приобретает так называемый естественный иммунитет (невосприимчивость), предохраняющий его на какой-то срок или на всю жизнь от данной болезни. Естественный иммунитет может быть и врожденным, когда ребенок во время беременности или с грудным молоком получает от матери защитные антитела. Такой иммунитет, как правило сохраняется не очень длительно — несколько месяцев.
|
Искусственный иммунитет можно создать, вводя в организм вакцину (убитые или ослабленные микробы), анатоксин (ослабленный яд микробов) или антитела к данному возбудителю (в очищенном виде — гамма-глобулин или антитела в составе сыворотки человека или животного). В первом и втором случае иммунитет называется активным, на его формирование уходит несколько недель, и сохраняется он продолжительное время. В третьем случае образуется пассивный иммунитет. Его действие проявляется через несколько часов после введения сыворотки для быстрого обезвреживания микробов или их токсинов, уже попавших в кровь человека. Пассивный иммунитет сохраняется 2-3 недели после введения препарата.
Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота, каловые массы, моча, содержащие большое количество вирусов или микробов.
Некоторые возбудители не приспособлены к длительному существованию вне организма человека, они быстро погибают во внешней среде. Обычно это вирусы, которые паразитируют внутри клеток человеческого организма. К ним относятся, например, возбудители кори, краснухи, ветряной оспы. Те микроорганизмы, которые могут существовать вне организма человека (чаще всего бактерии — возбудители дифтерии, коклюша, но и некоторые вирусы, например возбудитель полиомиелита), называются стойкими.
|
Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным через зараженные им предметы, воздушно-капельным путем (микробы при кашле, чихании, разговоре вместе с капельками слюны и слизи попадают в воздух, а затем на слизистые дыхательных путей находящегося поблизости здорового ребенка). В передаче острых детских инфекционных заболеваний воздушно-капельный путь является основным. Некоторые инфекции могут передаваться через руки или предметы, на которых осели капельки слюны или мокроты, — такой путь сближается с контактным путем передачи.
Стойкие микробы задерживаются на окружающих больного предметах, а затем переносятся с места на место пылью, животными, насекомыми, попадают в пищу и воду. Насекомые переносят микробов не только на лапках и тельце (муха), но и через укус (комар, клещ) или через свои испражнения (вошь).
Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия, полиомиелит и др.) могут быть бактерионосители — люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы, а также лица, не восприимчивые к данной болезни, но имеющие в своем организме и выделяющие в атмосферу ее возбудителя. Они-то и представляют особую опасность для окружающих.
|
С момента попадания возбудителя в организм до видимого проявления болезни обычно проходит некоторое время, которое называется инкубационным (скрытым) периодом. Он может в зависимости от характера возбудителя и состояния организма продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. В течение него микробы размножаются в организме человека, не вызывая у него внешних болезненных проявлений. При некоторых болезнях (корь, коклюш, дифтерия и др.) ребенок в конце инкубационного периода бывает уже заразен для окружающих.
Знание продолжительности инкубационного периода различных болезней необходимо для определения сроков изоляции (карантина) лиц, соприкасавшихся с больным. О назначении карантина для детей, бывших в контакте с заразным больным, врач сообщает в детское учреждение, которое они посещают, и их родителям.
Для предупреждения распространения инфекции в детском учреждении очень важно своевременно выявить заболевшего. Неоценимую помощь врачу могут оказать педагоги и обслуживающий персонал. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, они своевременно заметят любое отклонение в его поведении и самочувствии и обратят на это внимание врача. Заболевшего ребенка до отправления его домой или в больницу временно помещают в изолятор. Затем проводят ряд мероприятий с участием врача и районного эпидемиолога, устанавливают карантин — отделение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, от остальных детей на срок, равный инкубационному периоду болезни.
Введение и организация карантина для целой группы детей при кори, коклюше и других заболеваниях проводится врачом детского учреждения совместно с эпидемиологом. В этот период прекращаются приемы новых детей, не болевших данной болезнью, проводится тщательное медицинское наблюдение, а там, где это нужно, делаются профилактические прививки.
Для обеззараживания помещений и вещей от возбудителей инфекционной болезни проводят дезинфекцию. Дезинфекция в зависимости от условий и объекта, который надо обезвредить, производится с помощью физического воздействия (водяной пар, огонь и пр.) или с использованием химических средств (хлорная известь, лизол, формалин и др.).
Коллективное пребывание детей в детских учреждениях, тесное и продолжительное общение их между собой, нахождение большую часть времени в закрытых помещениях способствуют быстрому распространению инфекции. Поэтому профилактика инфекций в детских учреждениях имеет очень важное значение. Она должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и' распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.
Режим дня, рациональное питание детей с достаточным количеством витаминов, физическое воспитание, закаливание и особенно хорошее медицинское обслуживание и воспитательная работа повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.
Важным мероприятием в борьбе с инфекциями является правильная организация приема детей в детское учреждение. Перед оформлением или после перерыва ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. На основе данных обследования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.
После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих. Детей раннего возраста обследуют на бактерионосительство кишечной группы микробов.
Ежедневный утренний прием проводится групповыми медицинскими сестрами (в группах раннего возраста) или воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают у них зев и кожу, измеряют температуру тела (в ясельных группах — всем детям, в дошкольных — по показаниям). При наличии каких-либо признаков заболевания больные дети в группу не допускаются.
Большое значение для предупреждения распространения инфекций имеет соблюдение групповой изоляции. Общение допускается между детьми старших групп во время прогулок и проведения праздников при отсутствии карантинов в контактирующих группах.
Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, обследованию на бактерионосительство, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства.
Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.
Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические организации) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться от родителей немедленного извещения работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Успех борьбы с инфекционными болезнями во многом зависит от согласованной работы детского учреждения с детской поликлиникой и санитарно-эпидемиологической станцией. При выявлении в детском учреждении инфекционного заболевания важно своевременно направить в СЭС экстренное извещение и установить регулярное медицинское наблюдение за детьми, имевшими контакт с заболевшим, в течение всего срока карантина.
Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.
В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Важно оценить санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов санитарного надзора выезд учреждения не разрешается.
У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсутствии заразных заболеваний по месту жительства.
)
Контрольные вопросы
1. Как возникает инфекционное заболевание? Какими защитными механизмами от болезнетворных микроорганизмов обладает организм?
2. Что такое иммунитет, каковы его виды?
3. Что такое прививки и для чего они проводятся?
4. Какие бывают источники и пути передачи инфекционных болезней?
5. Что такое бактерионосительство и чем оно опасно?
6. Что понимают под инкубационным периодом болезни?
7. Что такое карантин и каково его значение в предупреждении распространения инфекционных болезней?
8. Для чего и какими способами производится дезинфекция?
Практические задания
1. Ознакомьтесь с мероприятиями, проводимыми в детском учреждении по предупреждению инфекционных заболеваний, с правилами осмотра кожи, зева, измерения температуры тела, взятия мазков из зева и носа.
2. Пронаблюдайте за организацией изоляции заболевшего ребенка, порядком установления и проведения карантина, техникой дезинфекции, способами обработки белья, игрушек, испражнений больных детей.
Острые детские инфекции
Для заболеваний, которые получили название детских инфекций, характерно то, что болеют ими, как правило, в детском возрасте. Заболевания отличаются высокой контагиозностью (заразностью) и носят массовый характер. У людей, переболевших ими, остается стойкий иммунитет. Еще в первой половине XX века эти заболевания уносили тысячи жизней, оставляли большое число инвалидов. Массовая вакцинация помогла резко снизить заболеваемость многих детских инфекций. Полностью ликвидирована тяжелейшая, острозаразная болезнь — оспа, идет борьба за полную ликвидацию кори. Однако даже самые эффективные вакцины не всегда дают абсолютный иммунитет, по разным причинам не все дети оказываются охвачены профилактическими прививками, не от всех инфекций разработаны достаточно эффективные и безопасные вакцины. Поэтому знание проявлений этих заболеваний, особенностей их распространения и профилактических мер необходимо всем, кто работает с детьми.
Корь — острое инфекционное заболевание, отличающееся очень высокой степенью заразности. Источником коревого вируса является больной человек, распространяющий вирус воздушно-капельным путем: при кашле, чихании, крике, разговоре, смехе. Возбудитель кори — очень летучий вирус, болезнь может передаваться из квартиры в квартиру без непосредственного контакта детей между собой. В то же время он практически нежизнеспособен вне человеческого организма и не может сохраняться в окружающей среде, что дает надежду на полную ликвидацию заболевания (такая задача поставлена Всемирной организацией здравоохранения на ближайшие годы).
Больные корью особенно заразны в последние дни инкубационного периода и в начале заболевания. На второй-третий день появления сыпи опасность передачи инфекции значительно уменьшается и совершенно исчезает к концу первой недели. После перенесенной кори в организме остается стойкий, обычно пожизненный иммунитет.
Инкубационный период длится 9-11 дней (редко до 17 дней), у детей, которым введен гамма-глобулин, — 21 день. Гамма-глобулин — препарат, приготовленный из сыворотки крови человека и содержащий в концентрированном виде противокоревые и другие антитела. Введение гамма-глобулина ребенку может лишь облегчить течение болезни, но не защитить его от заражения. К тому же срок действия препарата продолжается лишь месяц, и если по истечении его произойдет новая встреча с коревым больным, введение препарата следует повторить.
Продромальный период (период предвестников) продолжается 3-5 дней и проявляется повышением температуры (38-39 °С), ухудшением общего состояния (вялость, сонливость, головные боли, потеря аппетита), воспалением слизистых оболочек. У ребенка появляется насморк, конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), навязчивый сухой кашель. Голос становится слегка сиплым. Характерным для этого периода болезни симптомом является появление на покрасневшей слизистой щек, чаще всего против нижних коренных зубов, мелких белесоватых пятен, называемых по фамилии открывших их ученых пятнами Бельского-Фила-това-Коплика. В течение периода предвестников температура постепенно снижается, а катаральные явления нарастают. Лицо у ребенка становится одутловатым, веки припухают, глаза краснеют, наблюдается слезотечение, светобоязнь, обильные слизистые выделения из носа, иногда носовые кровотечения. Период предвестников очень заразен, и, не имея видимых для окружающих характерных симптомов, корь в продромальный период опасна для детского коллектива.
На четвертый-шестой день заболевания коревой сыпью температура у больного вновь повышается до 39-40 °С, общее состояние еще более ухудшается, катаральные явления продолжают держаться. Начинается период высыпания: на коже этапами появляется сыпь (обычно в течение трех дней) — сначала на лице, затем на туловище и, наконец, на руках и ногах. Вначале сыпь имеет вид мелких, слегка возвышающихся над кожей бледно-розовых пятнышек, которые затем увеличиваются в размерах, уплощаются и превращаются в пятнистую темно-бурую пигментацию. В некоторых случаях отдельные элементы сыпи сливаются, образуя большие, с неровными краями пятна, напоминающие географическую карту. Через три дня сыпь начинает исчезать, и на ее месте можно наблюдать шелушение, особенно заметное на лице.
При относительно легком течении болезни после исчезновения сыпи и воспалительных явлений на слизистых оболочках ребенок быстро поправляется. Однако характерной особенностью вируса кори является его угнетающее действие на иммунную систему, и в большинстве случаев заболевание дает достаточно серьезные осложнения. Тяжелым осложнением кори является острое поражение вирусом головного мозга — коревой энцефалит, наиболее распространенным — воспаление легких. Иногда корь сопровождается ларингитом или коревым крупом (воспалительный отек гортани), отитом, стоматитом, поражением толстого кишечника, глаз. Нередко дети, перенесшие корь, заболевают туберкулезом.
Для предупреждения заболевания у детей, контактирующих с больными, огромное значение имеет ранняя диагностика кори у заболевшего (в период предвестников).
изолируют, чаще дома, где создают условия максимального разобщения его с окружающими.
В соответствии с официальной инструкцией изоляция больного прекращается через 5 дней, а при наличии осложнений — через 10 дней с момента появления сыпи.
Химическая дезинфекция при кори в связи с малой устойчивостью возбудителя не проводится, но помещение, где находится больной, следует тщательно проветривать и убирать влажным способом.
В настоящее время все здоровые дети, достигшие годовалого возраста, в обязательном порядке подвергаются активной иммунизации против кори. Иммунитет, приобретенный в результате вакцинации, с возрастом снижается, поэтому в большинстве развитых стран введена вторая прививка против кори — в России она проводится детям в 6 лет перед поступлением в школу.
Среди контактировавших с больным привитых детей профилактические мероприятия не проводятся. Детей, не привитых в первые два года, а также ослабленных старше двух лет, подвергают пассивной иммунизации — им вводят гамма-глобулин; здоровых детей старше двух лет срочно вакцинируют. Затем с 8-го дня после контакта их подвергают карантину: не получивших гамма-глобулин — на 17 дней, после введения гамма-глобулина — на 21 день.
Краснуха — острое инфекционное заболевание, основным проявлением которого является появление на коже сыпи. Возбудитель краснухи — вирус, передающийся воздушно-капельным или контактным путем. Краснушным вирус не может сохраняться в окружающей среде, поэтому передача болезни происходит только при непосредственном контакте с больным.
Заразный период начинается во время появления сыпи и продолжается до ее исчезновения, в среднем около 3 дней, однако может продолжаться до 9-10 дней. После перенесенной краснухи остается стойкий, пожизненный иммунитет. Инкубационный период болезни продолжается от 11 до 24 дней. Период предвестников большей частью отсутствует.
Для начала заболевания характерно повышение температуры до 37,5-38 °С, иногда заболевание может протекать без температурной реакции. Одновременно появляется сыпь на лице, туловище, руках и ногах. Сыпь, так же как и при кори, спускается сверху вниз, но только значительно быстрее — нередко на протяжении нескольких часов. Отличие сыпи при краснухе заключается в том, что она более мелкая, имеет более правильную, чем при кори, округлую или овальную форму, почти не выступает над кожей; наиболее интенсивна сыпь на спине, ягодицах и на разгибательной поверхности конечностей. Воспаление слизистых оболочек или отсутствует, или выражено значительно слабее, чем при кори, пятен Бельского-Филатова-Коплика не бывает. У некоторых больных на слизистой оболочке зева, неба и щек появляются мелкие красные пятна.
Типичным симптомом краснухи является припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов, возникающее за 1-3 дня до высыпания и исчезающее через несколько дней после угасания сыпи. Сыпь и температура обычно исчезают к третьему-пятому дню болезни, не оставляя пигментации и шелушения.
Течение краснухи обычно легкое, очень редко у ослабленных детей возникает осложнение в виде вирусного воспаления головного мозга — краснушный энцефалит. Больному рекомендуется постельный режим до окончания острых явлений, изоляция от здоровых детей на 5 дней в домашних условиях. Карантин для детей, бывших в контакте с заболевшими краснухой, не устанавливают. Поскольку возбудитель отличается нестойкостью, химическая дезинфекция после изоляции больного не делается.
В последние годы во многих странах проводится вакцинация после краснухи, так как безобидная на первый взгляд детская болезнь дает крайне тяжелые последствия в том случае, если ею заболевает беременная женщина. Инфицируя плод, вирус вызывает грубые дефекты нервной системы, сердца, глаз, иммунной системы, приводя к тяжелой инвалидности родившегося ребенка. Проведение противокраснушной вакцинации позволило резко снизить число врожденной краснухи. В нашей стране такая вакцинация проводится в годовалом возрасте и в шесть лет. Краснушная вакцина вводится одновременно с коревой и паротитной.
Скарлатина. Возбудитель скарлатины — стрептококк, обладающий способностью выделять токсины (ядовитые вещества), поражающие в первую очередь мелкие сосуды. Входными воротами для него обычно служит зев, поэтому болезнь начинается с ангины. Поражение сосудов кожи проявляется мелкоточечной сыпью на покрасневшем теле. Интоксикация скарлатинозным ядом обусловливает общее недомогание.
Инкубационный период при скарлатине длится 1-7 дней, реже до 12 дней.
При типичном течении начало болезни острое, внезапное. Резко повышается температура до 38 "С, иногда с ознобом,
общим ухудшением самочувствия, тошнотой, рвотой, головными болями и болью в горле. Через 18-24 часа после начала заболевания на покрасневшей коже появляется мелкоточечная красная сыпь, вначале на шее, плечах, груди. Наиболее интенсивно и отчетливо сыпь выражена на внутренних поверхностях конечностей, а также локтевых и коленных сгибах, в паховых складках, на боковых поверхностях грудной клетки и нижней части живота. Характерны высыпания на лице: розовая мелкоточечная сыпь на лбу и висках, выраженный румянец на щеках и подчеркнутая, резко отграниченная бледность носогубного треугольника (область между носом и губами и вокруг губ). Зев при скарлатине ярко гиперемирован («пылающий»), могут отмечаться единичные налеты, напоминающие картину лакунарной ангины. Язык впервые дни покрыт беловатым налетом, затем очищается и приобретает малиновый цвет.
Острое начало заболевания, обильные высыпания на коже, выраженные температура и интоксикация характерны для скарлатины, однако в последние годы в связи с изменением токсических свойств возбудителя нередко встречаются стертые формы болезни. Для них характерно легкое течение, кратковременное и небольшое повышение температуры, отсутствие или слабая выраженность сыпи, кратковременность ее наличия (2-3 часа). Такие случаи нередко диагностируют-ОРЗ или легкая форма ангины. Иногда заболевший ребенок, не ощущая ничего, кроме легкого недомогания и незначительной боли в горле, не обращается с жалобами ни к взрослым, ни тем более к врачу и продолжает общаться со здоровыми детьми. Заметить вялость, повышенную утомляемость, покраснение лица или появление сыпи могут, прежде всего, воспитатели, которые должны срочно сообщить о состоянии ребенка медперсоналу.
Вслед за окончанием острого периода, чаще на 8-й день, на коже появляется характерное для скарлатины шелушение (на теле — мелкочешуйчатое, на ладонях и подошвенных поверхностях конечностей — крупнопластинчатое, начинающееся с кончиков пальцев). Кожные покровы больного в период шелушения не являются заразными для окружающих.
К концу первой недели острый период болезни заканчивается, при правильном лечении к 10-12-му дню от начала заболевания большинство детей полностью выздоравливает.
Осложнения при скарлатине разделяют на ранние и поздние. Ранние осложнения возникают в острый период болезни и обусловлены распространением возбудителя — это воспаление среднего уха — отит, лимфатических желез, легких, почек (пиелонефрит) и др. Поздние осложнения могут возникнуть на 2-4-й неделе болезни, при них нередко поражается мышца сердца (миокардит) или почки (гломерулонефрит). Скарлатина может способствовать также возникновению или обострению ревматизма. Механизм развития поздних осложнений связан с иммунологическими реакциями организма. Ребенок с поздними осложнениями скарлатины обычно нуждается в длительном лечении, которое позволяет предупредить развитие хронических болезней почек и сердца. Основная профилактическая мера для предупреждения ранних и поздних осложнений скарлатины — своевременное выявление и правильное лечение больного ребенка. Лечение проводится с обязательным использованием антибиотиков (чаще всего пенициллинового ряда) и противоаллергических препаратов (тавегил, супрастин, диазолин, кларятин). В начале заболевания, по окончании острого периода и на 3-й неделе болезни для исключения осложнений необходимо провести ребенку анализы крови и мочи.
После выздоровления необходимо строго соблюдать врачебные рекомендации, особенно когда заболевание протекало с теми или иными осложнениями. Надо тщательно следовать предписанным диете и режиму физических нагрузок, избегать охлаждения. Необходимо проверить, хорошо ли слышит переболевший ребенок, при подозрении на снижение слуха направить его к специалисту.
Скарлатиной может заболеть любой человек, не имеющий иммунитета. Чаще всего болеют дети от одного года до девяти лет. В более старшем возрасте — по мере совершенствования неспецифических защитных сил организма — заболевание может протекать без типичных проявлений на коже и расцениваться как обычная ангина. После заболевания скарлатиной иммунитет к ней у человека остается на длительное время, а иногда и на всю жизнь. В то же время описаны отдельные случаи повторных заболеваний скарлатиной, которые могут быть связаны с ослаблением защитных сил организма или с изменением штамма микроорганизма, вызывающего болезнь.
Заболевания скарлатиной значительно чаще возникают в осенне-зимний период года, Когда в помещении дошкольного учреждения проникает меньше свежего воздуха и солнечных лучей. Возбудитель скарлатины передается воздушно-капельным путем, и хотя главным источником инфекции является сам больной, передаваться микробы могут через одежду больного, его вещи, книги и игрушки, пищевые продукты. В отдельных случаях «входными воротами» могут служить поврежденные ожогом или ранением покровы кожи. Поэтому после изоляции скарлатинозного больного все его вещи, постельные принадлежности, посуду, книги и игрушки, которыми он пользовался, подвергают химической дезинфекции (0,5%-ной хлорной известью). Все дети и взрослые, работавшие в детском учреждении и имевшие контакт с больным, в течение 7 дней после его изоляции подвергаются ежедневному тщательному медицинскому осмотру. Больных ангиной из скарлатинозного очага изолируют и не допускают в детские учреждения в течение 12 дней.
Дифтерия вызывается бактерией, получившей название палочки Лефлера по имени ученого, ее открывшего. Еще несколько десятилетий назад это заболевание уносило сотни детских жизней, оставляло после себя тяжелые поражения сердца и почек. Дифтерийная палочка поселяется на слизистых оболочках зева, гортани, реже носа, глаз, половых органов, образуя плотные налеты, и выделяет очень сильный яд — дифтерийный токсин. Токсин повреждает слизистые, всасывается в кровь и повреждает мышцу сердца, нервную ткань, почки, надпочечники и другие органы.
Дифтерией чаще болеют дети дошкольного возраста, но иногда и подростки и даже взрослые. Человек, переболевший дифтерией, приобретает довольно стойкий иммунитет, но — крайне редко — наблюдаются случаи повторного заболевания. Иммунитет создается также путем введения противодифтерийной вакцины — анатоксина, который способствует образованию в организме антител, нейтрализующих токсин. Повторное введение дифтерийного анатоксина, позволяющее защитить организм или значительно уменьшить тяжесть болезни, входит в обязательные схемы профилактических прививок всех развитых стран. В нашей стране вакцинация против дифтерии проводится с 3 месяцев трижды с интервалом в один месяц, затем однократно в 18 месяцев, в 6 лет, 11, 16-17 лет и дальше каждые 10 лет. Введение массовой иммунизации против дифтерии позволило резко уменьшить заболеваемость ею. Однако снижение уровня охвата детей младшего возраста, произошедшее в 80-90-х гг. в нашей стране, привело к увеличению прослойки населения, не имеющей противодифтерийного иммунитета. Расплатой за это явились вспышки дифтерии, возникшие в 1994-1995 гг. в нашей стране и унесшие больше 2000 жизней. Медики смогли взять эпидемию под контроль, проведя вакцинацию более 70 млн. человек, детей и взрослых. Стало очевидно, что инфекционные болезни, ставшие в наши дни редкими, сохраняют потенциальную угрозу и в борьбе с ними нельзя терять бдительность.
Заражение дифтерией обычно происходит капельным путем, при прямом контакте с больным дифтерией, выздоравливающим или здоровым бактерионосителем, реже — через предметы, которыми пользовался больной или бактерионоситель, а также через продукты питания. Дифтерия чаще всего возникает в осенне-зимние месяцы, когда большую часть времени дети проводят в закрытом помещении.
Инкубационный период при дифтерии — 2-10 дней. Симптомы заболевания очень разнообразны и в значительной степени зависят от места внедрения микроорганизма. Наиболее часто поражаются зев, гортань или нос, реже — конъюнктива глаз, слизистые половых органов, ухо, кожа.
Дифтерия зева бывает легкой, средней и тяжелой. Начинается заболевание большей частью остро: с повышения температуры, головной боли, общего недомогания, незначительной боли в горле. Стертые и легкие формы дифтерии могут протекать с обычным для ОРЗ или ангины покраснением зева, при более тяжелых формах возникает наиболее специфическое проявление: на миндалинах образуются налеты (пленки) грязно-серого цвета, нередко распространяющиеся на дужки, не снимающиеся шпателем. Зев ярко гиперемирован, отечен, глотание затруднено. В тяжелых случаях изо рта исходит специфический сладковато-приторный запах. Шейные лимфатические узлы увеличиваются, хотя остаются безболезненными. Даже при невысокой температуре выражена общая интоксикация (отравление) организма: ребенок очень бледен, вял, сонлив, плохо ест.
Дифтерия носа сопровождается упорным насморком, преимущественно из одной ноздри. Выделяемое из носа часто кровянистое, разъедающего характера, в связи с чем, кожа крыльев носа и верхней губы припухает, краснеет, иногда покрывается язвами и корочками. Общая интоксикация может отсутствовать, температура сохраняться нормальной. При таком состоянии ребенок часто посещает детский сад и представляет большую опасность для других детей.
Несвоевременная диагностика дифтерии носа может повлечь за собой распространение болезни и на другие органы: зев, гортань и т. д.
Дифтерия гортани представляет собой тяжелое, угрожающее жизни состояние. Воспалительный процесс, сопровождающийся отеком и образованием дифтерийных пленок, поражает голосовые связки. Голос становится сиплым, появляется тяжелый, болезненный, «лающий» кашель. Постепенно нарастает затруднение дыхания — явление дифтерийного крупа. До введения в практику раннего лечения антибиотиками значительная часть больных дифтерией детей умирала от удушья вследствие дифтерийного крупа и единственным способом спасения жизни ребенка в таком состоянии была трахеотомия — оперативное создание на горле отверстия для прохождения воздуха. В настоящее время в связи со своевременным выявлением болезни и правильным ее лечением случаи дифтерийного крупа оказываются крайне редкими.
При дифтерии глаз вначале наблюдается одностороннее поражение. Веки краснеют, отекают, покрываются сероватой плотной пленкой, гнойные отделения скудны. При переходе воспалительного процесса со слизистых век на роговицу может произойти прободение радужки и потеря зрения.
Дифтерия уха иногда проходит под видом обычного отита, отличается затяжным течением и наличием скудного кровянисто-гнойного отделяемого.
Дифтерия половых органов у девочек иногда бывает самостоятельным заболеванием, но чаще сопровождает другие формы болезни. Половые органы краснеют, отекают, покрываются пленками серовато-гнойного цвета, отмечается болезненность при мочеиспускании.
Дифтерийный токсин, действуя на ткани и нервные волокна, может вызвать тяжелые осложнения. Самым опасным из них является миокардит — поражение сердечной мышцы, которое нередко служит причиной смерти больных дифтерией. Поражение нервной системы проявляется в центральных и периферических параличах и парезах (частичных параличах). Самые частые из них — параличи и парезы мягкого неба, которые проявляются гнусавостью, попаданием жидкой пищи в нос, поперхиванием при еде. Могут возникнуть параличи мышц глаз, при которых нередко нарушается аккомодация, появляется косоглазие и опущение век. В поздний период болезни могут появиться распространенные параличи всей двигательной мускулатуры. Больной теряет способность к движению, особенно нижних конечностей, не может сидеть, держать голову. Нередки поражения надпочечников, воспаление почек.