Особенности инфекционных заболеваний и их предупреждение




Инфекционные заболевания возникают в результате проник­новения в организм человека (заражения) каких-либо микроор­ганизмов (бактерий, вирусов или простейших) и размножения их там. В организме человека болезнетворные микроорганизмы быстро размножаются и выделяют в результате своей жизнеде­ятельности токсины (яды), которые поражают ткани различ­ных органов, вызывая появление болезненных симптомов. Некоторые микроорганизмы — вирусы — проникают непосред­ственно в клетки органов и разрушают их.

Организм человека обладает определенной устойчивостью к инфекционным заболеваниям, которая обусловлена специфиче­скими и неспецифическими защитными механизмами. Здоро­вая кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению микроорганизмов внутрь, слюна, слезная жидкость, пищевари­тельные соки, грудное молоко содержат вещества, уничтожаю­щие их. Очаг воспаления, возникающий в месте проникнове­ния возбудителя болезни, — тоже сложная защитная реакция, препятствующая распространению болезнетворных микроорга­низмов. Мощным фактором защиты служит кровь: содержа­щиеся в ее сыворотке антитела и белые кровяные клетки — лейкоциты — уничтожают проникших в кровь микробов.

Защитные механизмы присутствуют в каждом здоровом организме. Голодание, особенно недостаток в пище белков и витаминов, переутомление, стрессы резко их снижают. И на­против, правильный распорядок жизни, полноценное пита­ние, достаточный отдых, закаливание, веселое, жизнерадостное настроение способствуют повышению устойчивости к ин­фекционным заболеваниям.

Если человек все же заболел инфекционной болезнью, в сыворотке крови появляются специальные защитные вещест­ва — антитела. Антитела обладают способностью связываться с микробами и их токсинами и нейтрализовать их. Выздорав­ливая, человек приобретает так называемый естественный им­мунитет (невосприимчивость), предохраняющий его на ка­кой-то срок или на всю жизнь от данной болезни. Естественный иммунитет может быть и врожденным, когда ребенок во вре­мя беременности или с грудным молоком получает от матери защитные антитела. Такой иммунитет, как правило сохраня­ется не очень длительно — несколько месяцев.

Искусственный иммунитет можно создать, вводя в орга­низм вакцину (убитые или ослабленные микробы), анаток­син (ослабленный яд микробов) или антитела к данному воз­будителю (в очищенном виде — гамма-глобулин или антитела в составе сыворотки человека или животного). В первом и втором случае иммунитет называется активным, на его фор­мирование уходит несколько недель, и сохраняется он про­должительное время. В третьем случае образуется пассив­ный иммунитет. Его действие проявляется через несколько часов после введения сыворотки для быстрого обезврежива­ния микробов или их токсинов, уже попавших в кровь чело­века. Пассивный иммунитет сохраняется 2-3 недели после введения препарата.

Источником заражения инфекционной болезнью чаще все­го является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота, каловые массы, моча, содержащие большое количество виру­сов или микробов.

Некоторые возбудители не приспособлены к длительному существованию вне организма человека, они быстро погиба­ют во внешней среде. Обычно это вирусы, которые паразити­руют внутри клеток человеческого организма. К ним отно­сятся, например, возбудители кори, краснухи, ветряной оспы. Те микроорганизмы, которые могут существовать вне орга­низма человека (чаще всего бактерии — возбудители дифте­рии, коклюша, но и некоторые вирусы, например возбуди­тель полиомиелита), называются стойкими.

Микробы передаются в процессе непосредственного контак­та с больным через зараженные им предметы, воздушно-ка­пельным путем (микробы при кашле, чихании, разговоре вмес­те с капельками слюны и слизи попадают в воздух, а затем на слизистые дыхательных путей находящегося поблизости здорового ребенка). В передаче острых детских инфекционных заболеваний воздушно-капельный путь является основным. Некоторые инфекции могут передаваться через руки или пред­меты, на которых осели капельки слюны или мокроты, — та­кой путь сближается с контактным путем передачи.

Стойкие микробы задерживаются на окружающих больного предметах, а затем переносятся с места на место пылью, живот­ными, насекомыми, попадают в пищу и воду. Насекомые пере­носят микробов не только на лапках и тельце (муха), но и через укус (комар, клещ) или через свои испражнения (вошь).

Распространителями некоторых болезней (дифтерия, ди­зентерия, полиомиелит и др.) могут быть бактерионосите­ли — люди, переболевшие определенной болезнью и продол­жающие некоторое время после выздоровления выделять микробы, а также лица, не восприимчивые к данной болез­ни, но имеющие в своем организме и выделяющие в атмосфе­ру ее возбудителя. Они-то и представляют особую опасность для окружающих.

С момента попадания возбудителя в организм до видимо­го проявления болезни обычно проходит некоторое время, которое называется инкубационным (скрытым) периодом. Он может в зависимости от характера возбудителя и состоя­ния организма продолжаться от нескольких часов до несколь­ких недель. В течение него микробы размножаются в орга­низме человека, не вызывая у него внешних болезненных проявлений. При некоторых болезнях (корь, коклюш, диф­терия и др.) ребенок в конце инкубационного периода бывает уже заразен для окружающих.

Знание продолжительности инкубационного периода раз­личных болезней необходимо для определения сроков изоля­ции (карантина) лиц, соприкасавшихся с больным. О назна­чении карантина для детей, бывших в контакте с заразным больным, врач сообщает в детское учреждение, которое они посещают, и их родителям.

Для предупреждения распространения инфекции в детском учреждении очень важно своевременно выявить заболевше­го. Неоценимую помощь врачу могут оказать педагоги и об­служивающий персонал. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, они своевременно заметят любое отклоне­ние в его поведении и самочувствии и обратят на это внима­ние врача. Заболевшего ребенка до отправления его домой или в больницу временно помещают в изолятор. Затем прово­дят ряд мероприятий с участием врача и районного эпиде­миолога, устанавливают карантин — отделение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, от остальных детей на срок, равный инкубационному периоду болезни.


Введение и организация карантина для целой группы детей при кори, коклюше и других заболеваниях проводится врачом детского учреждения совместно с эпидемиологом. В этот пери­од прекращаются приемы новых детей, не болевших данной болезнью, проводится тщательное медицинское наблюдение, а там, где это нужно, делаются профилактические прививки.

Для обеззараживания помещений и вещей от возбудите­лей инфекционной болезни проводят дезинфекцию. Дезин­фекция в зависимости от условий и объекта, который надо обезвредить, производится с помощью физического воздейст­вия (водяной пар, огонь и пр.) или с использованием химиче­ских средств (хлорная известь, лизол, формалин и др.).

Коллективное пребывание детей в детских учреждениях, тесное и продолжительное общение их между собой, нахожде­ние большую часть времени в закрытых помещениях способ­ствуют быстрому распространению инфекции. Поэтому про­филактика инфекций в детских учреждениях имеет очень важное значение. Она должна осуществляться не эпизодиче­ски, а путем планомерного выполнения системы мероприя­тий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и' распространение ее, а также мер, повышающих общую и спе­цифическую невосприимчивость детского организма.

Режим дня, рациональное питание детей с достаточным количеством витаминов, физическое воспитание, закалива­ние и особенно хорошее медицинское обслуживание и воспи­тательная работа повышают сопротивляемость детского ор­ганизма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в борьбе с инфекциями является правильная организация приема детей в детское учреждение. Перед оформлением или после перерыва ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бак­терионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекцион­ными болезнями он ранее переболел. На основе данных обсле­дования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих. Детей раннего возраста обследуют на бак­терионосительство кишечной группы микробов.

Ежедневный утренний прием проводится групповыми медицинскими сестрами (в группах раннего возраста) или воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают у них зев и кожу, измеряют температуру тела (в ясельных группах — всем детям, в до­школьных — по показаниям). При наличии каких-либо при­знаков заболевания больные дети в группу не допускаются.

Большое значение для предупреждения распространения инфекций имеет соблюдение групповой изоляции. Общение допускается между детьми старших групп во время прогулок и проведения праздников при отсутствии карантинов в кон­тактирующих группах.

Большое значение имеет санитарный контроль за прие­мом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с не­посредственным обслуживанием детей (воспитатели), подле­жат полному медицинскому осмотру, обследованию на бак­терионосительство, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства.

Если в семье работающего в дошкольном учреждении воз­никнут инфекционные заболевания, передающиеся через треть­их лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (по­ликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические органи­зации) о наличии заразных больных и бывших с ними в кон­такте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться от родителей немедленного извещения работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Успех борьбы с инфекционными болезнями во многом зависит от со­гласованной работы детского учреждения с детской поликли­никой и санитарно-эпидемиологической станцией. При выяв­лении в детском учреждении инфекционного заболевания важно своевременно направить в СЭС экстренное извещение и устано­вить регулярное медицинское наблюдение за детьми, имевши­ми контакт с заболевшим, в течение всего срока карантина.

Большое значение имеет санитарно-просветительная ра­бота, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.

 

В период летней оздоровительной работы на даче необходи­мо выполнять комплекс специальных профилактических ме­роприятий. Важно оценить санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригоднос­ти участка и помещений для летнего отдыха детей решает сани­тарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов са­нитарного надзора выезд учреждения не разрешается.

У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсут­ствии заразных заболеваний по месту жительства.

)

Контрольные вопросы

1. Как возникает инфекционное заболевание? Какими за­щитными механизмами от болезнетворных микроорганиз­мов обладает организм?

2. Что такое иммунитет, каковы его виды?

3. Что такое прививки и для чего они проводятся?

4. Какие бывают источники и пути передачи инфекционных болезней?

5. Что такое бактерионосительство и чем оно опасно?

6. Что понимают под инкубационным периодом болезни?

7. Что такое карантин и каково его значение в предупрежде­нии распространения инфекционных болезней?

8. Для чего и какими способами производится дезинфекция?

Практические задания

1. Ознакомьтесь с мероприятиями, проводимыми в детском учреждении по предупреждению инфекционных заболе­ваний, с правилами осмотра кожи, зева, измерения темпе­ратуры тела, взятия мазков из зева и носа.

2. Пронаблюдайте за организацией изоляции заболевшего ребенка, порядком установления и проведения карантина, техникой дезинфекции, способами обработки белья, игру­шек, испражнений больных детей.


Острые детские инфекции


 


Для заболеваний, которые получили название детских ин­фекций, характерно то, что болеют ими, как правило, в дет­ском возрасте. Заболевания отличаются высокой контагиозностью (заразностью) и носят массовый характер. У людей, переболевших ими, остается стойкий иммунитет. Еще в пер­вой половине XX века эти заболевания уносили тысячи жиз­ней, оставляли большое число инвалидов. Массовая вакцина­ция помогла резко снизить заболеваемость многих детских инфекций. Полностью ликвидирована тяжелейшая, остроза­разная болезнь — оспа, идет борьба за полную ликвидацию кори. Однако даже самые эффективные вакцины не всегда дают абсолютный иммунитет, по разным причинам не все дети оказываются охвачены профилактическими прививка­ми, не от всех инфекций разработаны достаточно эффектив­ные и безопасные вакцины. Поэтому знание проявлений этих заболеваний, особенностей их распространения и профилак­тических мер необходимо всем, кто работает с детьми.

Корь — острое инфекционное заболевание, отличающееся очень высокой степенью заразности. Источником коревого ви­руса является больной человек, распространяющий вирус воз­душно-капельным путем: при кашле, чихании, крике, разгово­ре, смехе. Возбудитель кори — очень летучий вирус, болезнь может передаваться из квартиры в квартиру без непосредствен­ного контакта детей между собой. В то же время он практиче­ски нежизнеспособен вне человеческого организма и не может сохраняться в окружающей среде, что дает надежду на полную ликвидацию заболевания (такая задача поставлена Всемирной организацией здравоохранения на ближайшие годы).

Больные корью особенно заразны в последние дни инкуба­ционного периода и в начале заболевания. На второй-третий день появления сыпи опасность передачи инфекции значи­тельно уменьшается и совершенно исчезает к концу первой недели. После перенесенной кори в организме остается стой­кий, обычно пожизненный иммунитет.

Инкубационный период длится 9-11 дней (редко до 17 дней), у детей, которым введен гамма-глобулин, — 21 день. Гам­ма-глобулин — препарат, приготовленный из сыворотки кро­ви человека и содержащий в концентрированном виде противокоревые и другие антитела. Введение гамма-глобулина ребенку может лишь облегчить течение болезни, но не защи­тить его от заражения. К тому же срок действия препарата продолжается лишь месяц, и если по истечении его произой­дет новая встреча с коревым больным, введение препарата следует повторить.

Продромальный период (период предвестников) продол­жается 3-5 дней и проявляется повышением температуры (38-39 °С), ухудшением общего состояния (вялость, сонли­вость, головные боли, потеря аппетита), воспалением слизистых оболочек. У ребенка появляется насморк, конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), навязчивый сухой ка­шель. Голос становится слегка сиплым. Характерным для этого периода болезни симптомом является появление на по­красневшей слизистой щек, чаще всего против нижних ко­ренных зубов, мелких белесоватых пятен, называемых по фамилии открывших их ученых пятнами Бельского-Фила-това-Коплика. В течение периода предвестников температу­ра постепенно снижается, а катаральные явления нарастают. Лицо у ребенка становится одутловатым, веки припухают, глаза краснеют, наблюдается слезотечение, светобоязнь, обильные слизистые выделения из носа, иногда носовые кро­вотечения. Период предвестников очень заразен, и, не имея видимых для окружающих характерных симптомов, корь в продромальный период опасна для детского коллектива.

На четвертый-шестой день заболевания коревой сыпью температура у больного вновь повышается до 39-40 °С, общее состояние еще более ухудшается, катаральные явления про­должают держаться. Начинается период высыпания: на коже этапами появляется сыпь (обычно в течение трех дней) — сначала на лице, затем на туловище и, наконец, на руках и ногах. Вначале сыпь имеет вид мелких, слегка возвышаю­щихся над кожей бледно-розовых пятнышек, которые затем увеличиваются в размерах, уплощаются и превращаются в пятнистую темно-бурую пигментацию. В некоторых случаях отдельные элементы сыпи сливаются, образуя большие, с не­ровными краями пятна, напоминающие географическую кар­ту. Через три дня сыпь начинает исчезать, и на ее месте можно наблюдать шелушение, особенно заметное на лице.

При относительно легком течении болезни после исчезно­вения сыпи и воспалительных явлений на слизистых оболоч­ках ребенок быстро поправляется. Однако характерной осо­бенностью вируса кори является его угнетающее действие на иммунную систему, и в большинстве случаев заболевание да­ет достаточно серьезные осложнения. Тяжелым осложнени­ем кори является острое поражение вирусом головного моз­га — коревой энцефалит, наиболее распространенным — воспаление легких. Иногда корь сопровождается ларингитом или коревым крупом (воспалительный отек гортани), оти­том, стоматитом, поражением толстого кишечника, глаз. Не­редко дети, перенесшие корь, заболевают туберкулезом.

Для предупреждения заболевания у детей, контакти­рующих с больными, огромное значение имеет ранняя ди­агностика кори у заболевшего (в период предвестников).


 

изолируют, чаще дома, где создают условия мак­симального разобщения его с окружающими.

В соответствии с официальной инструкцией изоляция боль­ного прекращается через 5 дней, а при наличии осложне­ний — через 10 дней с момента появления сыпи.

Химическая дезинфекция при кори в связи с малой устой­чивостью возбудителя не проводится, но помещение, где на­ходится больной, следует тщательно проветривать и убирать влажным способом.

В настоящее время все здоровые дети, достигшие годовало­го возраста, в обязательном порядке подвергаются активной иммунизации против кори. Иммунитет, приобретенный в результате вакцинации, с возрастом снижается, поэтому в большинстве развитых стран введена вторая прививка против кори — в России она проводится детям в 6 лет перед поступ­лением в школу.

Среди контактировавших с больным привитых детей про­филактические мероприятия не проводятся. Детей, не при­витых в первые два года, а также ослабленных старше двух лет, подвергают пассивной иммунизации — им вводят гам­ма-глобулин; здоровых детей старше двух лет срочно вакци­нируют. Затем с 8-го дня после контакта их подвергают ка­рантину: не получивших гамма-глобулин — на 17 дней, после введения гамма-глобулина — на 21 день.

Краснуха — острое инфекционное заболевание, основным проявлением которого является появление на коже сыпи. Воз­будитель краснухи — вирус, передающийся воздушно-капель­ным или контактным путем. Краснушным вирус не может сохраняться в окружающей среде, поэтому передача болезни происходит только при непосредственном контакте с больным.

Заразный период начинается во время появления сыпи и продолжается до ее исчезновения, в среднем около 3 дней, однако может продолжаться до 9-10 дней. После перенесен­ной краснухи остается стойкий, пожизненный иммунитет. Ин­кубационный период болезни продолжается от 11 до 24 дней. Период предвестников большей частью отсутствует.

Для начала заболевания характерно повышение темпера­туры до 37,5-38 °С, иногда заболевание может протекать без температурной реакции. Одновременно появляется сыпь на лице, туловище, руках и ногах. Сыпь, так же как и при кори, спускается сверху вниз, но только значительно быст­рее — нередко на протяжении нескольких часов. Отличие сыпи при краснухе заключается в том, что она более мелкая, имеет более правильную, чем при кори, округлую или овальную форму, почти не выступает над кожей; наиболее интен­сивна сыпь на спине, ягодицах и на разгибательной поверх­ности конечностей. Воспаление слизистых оболочек или от­сутствует, или выражено значительно слабее, чем при кори, пятен Бельского-Филатова-Коплика не бывает. У некото­рых больных на слизистой оболочке зева, неба и щек появля­ются мелкие красные пятна.

Типичным симптомом краснухи является припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов, воз­никающее за 1-3 дня до высыпания и исчезающее через не­сколько дней после угасания сыпи. Сыпь и температура обычно исчезают к третьему-пятому дню болезни, не остав­ляя пигментации и шелушения.

Течение краснухи обычно легкое, очень редко у ослаблен­ных детей возникает осложнение в виде вирусного воспале­ния головного мозга — краснушный энцефалит. Больному рекомендуется постельный режим до окончания острых яв­лений, изоляция от здоровых детей на 5 дней в домашних условиях. Карантин для детей, бывших в контакте с заболев­шими краснухой, не устанавливают. Поскольку возбудитель отличается нестойкостью, химическая дезинфекция после изоляции больного не делается.

В последние годы во многих странах проводится вакцина­ция после краснухи, так как безобидная на первый взгляд детская болезнь дает крайне тяжелые последствия в том слу­чае, если ею заболевает беременная женщина. Инфицируя плод, вирус вызывает грубые дефекты нервной системы, серд­ца, глаз, иммунной системы, приводя к тяжелой инвалид­ности родившегося ребенка. Проведение противокраснушной вакцинации позволило резко снизить число врожденной крас­нухи. В нашей стране такая вакцинация проводится в годо­валом возрасте и в шесть лет. Краснушная вакцина вводится одновременно с коревой и паротитной.

Скарлатина. Возбудитель скарлатины — стрептококк, об­ладающий способностью выделять токсины (ядовитые веще­ства), поражающие в первую очередь мелкие сосуды. Вход­ными воротами для него обычно служит зев, поэтому болезнь начинается с ангины. Поражение сосудов кожи проявляется мелкоточечной сыпью на покрасневшем теле. Интоксикация скарлатинозным ядом обусловливает общее недомогание.

Инкубационный период при скарлатине длится 1-7 дней, реже до 12 дней.

При типичном течении начало болезни острое, внезапное. Резко повышается температура до 38 "С, иногда с ознобом,


общим ухудшением самочувствия, тошнотой, рвотой, голов­ными болями и болью в горле. Через 18-24 часа после начала заболевания на покрасневшей коже появляется мелкоточеч­ная красная сыпь, вначале на шее, плечах, груди. Наиболее интенсивно и отчетливо сыпь выражена на внутренних по­верхностях конечностей, а также локтевых и коленных сги­бах, в паховых складках, на боковых поверхностях грудной клетки и нижней части живота. Характерны высыпания на лице: розовая мелкоточечная сыпь на лбу и висках, выра­женный румянец на щеках и подчеркнутая, резко отграни­ченная бледность носогубного треугольника (область между носом и губами и вокруг губ). Зев при скарлатине ярко гиперемирован («пылающий»), могут отмечаться единичные на­леты, напоминающие картину лакунарной ангины. Язык впервые дни покрыт беловатым налетом, затем очищается и приобретает малиновый цвет.

Острое начало заболевания, обильные высыпания на коже, выраженные температура и интоксикация характерны для скарлатины, однако в последние годы в связи с изменением токсических свойств возбудителя нередко встречаются стер­тые формы болезни. Для них характерно легкое течение, кратковременное и небольшое повышение температуры, от­сутствие или слабая выраженность сыпи, кратковременность ее наличия (2-3 часа). Такие случаи нередко диагностируют-ОРЗ или легкая форма ангины. Иногда заболевший ребенок, не ощущая ничего, кроме легкого недомогания и незначительной боли в горле, не обращается с жалобами ни к взрослым, ни тем более к врачу и продолжает общаться со здоровыми детьми. Заметить вялость, повышенную утомля­емость, покраснение лица или появление сыпи могут, прежде всего, воспитатели, которые должны срочно сообщить о со­стоянии ребенка медперсоналу.

Вслед за окончанием острого периода, чаще на 8-й день, на коже появляется характерное для скарлатины шелушение (на теле — мелкочешуйчатое, на ладонях и подошвенных по­верхностях конечностей — крупнопластинчатое, начинающее­ся с кончиков пальцев). Кожные покровы больного в период шелушения не являются заразными для окружающих.

К концу первой недели острый период болезни заканчива­ется, при правильном лечении к 10-12-му дню от начала заболевания большинство детей полностью выздоравливает.

Осложнения при скарлатине разделяют на ранние и позд­ние. Ранние осложнения возникают в острый период болезни и обусловлены распространением возбудителя — это воспаление среднего уха — отит, лимфатических желез, легких, по­чек (пиелонефрит) и др. Поздние осложнения могут возник­нуть на 2-4-й неделе болезни, при них нередко поражается мышца сердца (миокардит) или почки (гломерулонефрит). Скарлатина может способствовать также возникновению или обострению ревматизма. Механизм развития поздних ослож­нений связан с иммунологическими реакциями организма. Ребенок с поздними осложнениями скарлатины обычно нуж­дается в длительном лечении, которое позволяет предупре­дить развитие хронических болезней почек и сердца. Основ­ная профилактическая мера для предупреждения ранних и поздних осложнений скарлатины — своевременное выявле­ние и правильное лечение больного ребенка. Лечение прово­дится с обязательным использованием антибиотиков (чаще всего пенициллинового ряда) и противоаллергических препа­ратов (тавегил, супрастин, диазолин, кларятин). В начале заболевания, по окончании острого периода и на 3-й неделе болезни для исключения осложнений необходимо провести ребенку анализы крови и мочи.

После выздоровления необходимо строго соблюдать вра­чебные рекомендации, особенно когда заболевание протекало с теми или иными осложнениями. Надо тщательно следо­вать предписанным диете и режиму физических нагрузок, избегать охлаждения. Необходимо проверить, хорошо ли слы­шит переболевший ребенок, при подозрении на снижение слу­ха направить его к специалисту.

Скарлатиной может заболеть любой человек, не имеющий иммунитета. Чаще всего болеют дети от одного года до девяти лет. В более старшем возрасте — по мере совершенствования неспецифических защитных сил организма — заболевание мо­жет протекать без типичных проявлений на коже и расцени­ваться как обычная ангина. После заболевания скарлатиной иммунитет к ней у человека остается на длительное время, а иногда и на всю жизнь. В то же время описаны отдельные слу­чаи повторных заболеваний скарлатиной, которые могут быть связаны с ослаблением защитных сил организма или с измене­нием штамма микроорганизма, вызывающего болезнь.

Заболевания скарлатиной значительно чаще возникают в осенне-зимний период года, Когда в помещении дошкольного учреждения проникает меньше свежего воздуха и солнечных лучей. Возбудитель скарлатины передается воздушно-капель­ным путем, и хотя главным источником инфекции является сам больной, передаваться микробы могут через одежду боль­ного, его вещи, книги и игрушки, пищевые продукты. В отдельных случаях «входными воротами» могут служить по­врежденные ожогом или ранением покровы кожи. Поэтому после изоляции скарлатинозного больного все его вещи, по­стельные принадлежности, посуду, книги и игрушки, кото­рыми он пользовался, подвергают химической дезинфекции (0,5%-ной хлорной известью). Все дети и взрослые, работав­шие в детском учреждении и имевшие контакт с больным, в течение 7 дней после его изоляции подвергаются ежедневно­му тщательному медицинскому осмотру. Больных ангиной из скарлатинозного очага изолируют и не допускают в дет­ские учреждения в течение 12 дней.

Дифтерия вызывается бактерией, получившей название палочки Лефлера по имени ученого, ее открывшего. Еще не­сколько десятилетий назад это заболевание уносило сотни детских жизней, оставляло после себя тяжелые поражения сердца и почек. Дифтерийная палочка поселяется на слизис­тых оболочках зева, гортани, реже носа, глаз, половых орга­нов, образуя плотные налеты, и выделяет очень сильный яд — дифтерийный токсин. Токсин повреждает слизистые, всасы­вается в кровь и повреждает мышцу сердца, нервную ткань, почки, надпочечники и другие органы.

Дифтерией чаще болеют дети дошкольного возраста, но иног­да и подростки и даже взрослые. Человек, переболевший диф­терией, приобретает довольно стойкий иммунитет, но — край­не редко — наблюдаются случаи повторного заболевания. Иммунитет создается также путем введения противодифтерий­ной вакцины — анатоксина, который способствует образова­нию в организме антител, нейтрализующих токсин. Повторное введение дифтерийного анатоксина, позволяющее защитить ор­ганизм или значительно уменьшить тяжесть болезни, входит в обязательные схемы профилактических прививок всех разви­тых стран. В нашей стране вакцинация против дифтерии про­водится с 3 месяцев трижды с интервалом в один месяц, затем однократно в 18 месяцев, в 6 лет, 11, 16-17 лет и дальше каждые 10 лет. Введение массовой иммунизации против диф­терии позволило резко уменьшить заболеваемость ею. Однако снижение уровня охвата детей младшего возраста, произо­шедшее в 80-90-х гг. в нашей стране, привело к увеличению прослойки населения, не имеющей противодифтерийного им­мунитета. Расплатой за это явились вспышки дифтерии, воз­никшие в 1994-1995 гг. в нашей стране и унесшие больше 2000 жизней. Медики смогли взять эпидемию под контроль, проведя вакцинацию более 70 млн. человек, детей и взрослых. Стало очевидно, что инфекционные болезни, ставшие в наши дни редкими, сохраняют потенциальную угрозу и в борьбе с ними нельзя терять бдительность.

Заражение дифтерией обычно происходит капельным пу­тем, при прямом контакте с больным дифтерией, выздорав­ливающим или здоровым бактерионосителем, режечерез предметы, которыми пользовался больной или бактерионо­ситель, а также через продукты питания. Дифтерия чаще всего возникает в осенне-зимние месяцы, когда большую часть времени дети проводят в закрытом помещении.

Инкубационный период при дифтерии — 2-10 дней. Симп­томы заболевания очень разнообразны и в значительной сте­пени зависят от места внедрения микроорганизма. Наиболее часто поражаются зев, гортань или нос, реже — конъюнкти­ва глаз, слизистые половых органов, ухо, кожа.

Дифтерия зева бывает легкой, средней и тяжелой. Начи­нается заболевание большей частью остро: с повышения тем­пературы, головной боли, общего недомогания, незначитель­ной боли в горле. Стертые и легкие формы дифтерии могут протекать с обычным для ОРЗ или ангины покраснением зева, при более тяжелых формах возникает наиболее специфиче­ское проявление: на миндалинах образуются налеты (пленки) грязно-серого цвета, нередко распространяющиеся на дуж­ки, не снимающиеся шпателем. Зев ярко гиперемирован, оте­чен, глотание затруднено. В тяжелых случаях изо рта исхо­дит специфический сладковато-приторный запах. Шейные лимфатические узлы увеличиваются, хотя остаются безбо­лезненными. Даже при невысокой температуре выражена об­щая интоксикация (отравление) организма: ребенок очень бле­ден, вял, сонлив, плохо ест.

Дифтерия носа сопровождается упорным насморком, пре­имущественно из одной ноздри. Выделяемое из носа часто кровянистое, разъедающего характера, в связи с чем, кожа крыльев носа и верхней губы припухает, краснеет, иногда покрывается язвами и корочками. Общая интоксикация мо­жет отсутствовать, температура сохраняться нормальной. При таком состоянии ребенок часто посещает детский сад и пред­ставляет большую опасность для других детей.

Несвоевременная диагностика дифтерии носа может по­влечь за собой распространение болезни и на другие органы: зев, гортань и т. д.

Дифтерия гортани представляет собой тяжелое, угрожаю­щее жизни состояние. Воспалительный процесс, сопровождаю­щийся отеком и образованием дифтерийных пленок, поражает голосовые связки. Голос становится сиплым, появляется тяжелый, болезненный, «лающий» кашель. Постепенно нарастает затруднение дыхания — явление дифтерийного крупа. До вве­дения в практику раннего лечения антибиотиками значитель­ная часть больных дифтерией детей умирала от удушья вслед­ствие дифтерийного крупа и единственным способом спасения жизни ребенка в таком состоянии была трахеотомия — опера­тивное создание на горле отверстия для прохождения воздуха. В настоящее время в связи со своевременным выявлением бо­лезни и правильным ее лечением случаи дифтерийного крупа оказываются крайне редкими.

При дифтерии глаз вначале наблюдается одностороннее поражение. Веки краснеют, отекают, покрываются серова­той плотной пленкой, гнойные отделения скудны. При пере­ходе воспалительного процесса со слизистых век на роговицу может произойти прободение радужки и потеря зрения.

Дифтерия уха иногда проходит под видом обычного оти­та, отличается затяжным течением и наличием скудного кро­вянисто-гнойного отделяемого.

Дифтерия половых органов у девочек иногда бывает само­стоятельным заболеванием, но чаще сопровождает другие формы болезни. Половые органы краснеют, отекают, покры­ваются пленками серовато-гнойного цвета, отмечается болез­ненность при мочеиспускании.

Дифтерийный токсин, действуя на ткани и нервные волок­на, может вызвать тяжелые осложнения. Самым опасным из них является миокардит — поражение сердечной мышцы, ко­торое нередко служит причиной смерти больных дифтерией. Поражение нервной системы проявляется в центральных и пе­риферических параличах и парезах (частичных параличах). Самые частые из них — параличи и парезы мягкого неба, кото­рые проявляются гнусавостью, попаданием жидкой пищи в нос, поперхиванием при еде. Могут возникнуть параличи мышц глаз, при которых нередко нарушается аккомодация, появля­ется косоглазие и опущение век. В поздний период болезни могут появиться распространенные параличи всей двигатель­ной мускулатуры. Больной теряет способность к движению, особенно нижних конечностей, не может сидеть, держать голо­ву. Нередки поражения надпочечников, воспаление почек.

Лучшая профилактика тяжелых осложнений дифтерии, нередко приводящих к инвалидности или смертельным исхо­дам, — своевременное ее выявление и раннее лечение. При выявлении больного или подозрении на дифтерию ребенка или взрослого немедленно изолируют и показывают врачу. Заболевшему вводят противодифтерийную сыворотку и госпитализируют в буксированное отделение больницы. В дет­ском учреждении проводится химическая дезинфекция. Де­тей и взрослых, имевших контакт с больным, осматривает врач, обследует на бактерионосительство; при отсутствии па­лочки Лефлера они допускаются до работы в детском учреж­дении, но в течение 7 дней находятся под особым врачебным наблюдением. При невозможности проведения бактериоло­гического анализа всех детей и взрослых, имевших контакт с больным, изолируют от здоровых на 7 дней. Ребенка, пере­несшего дифтерию, допускают вновь в детское учреждение лишь после исчезновения клинически



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: